Несостоявшийся модульный МАЗ

Дата публикации или обновления 16.11.2021

В последние годы советские грузовые автомобили нечасто появлялись на международных выставках, а в тех случаях, когда их демонстрировали, посетители отмечали всего лишь добротность машин традиционной конструкции. Чтобы заставить о себе заговорить в среде, пресыщенной первоклассными моделями, нашим грузовикам очень недоставало оригинальных технических идей, непривычных решений, словом, аркой индивидуальности.

И вот корреспондент бельгийской газеты «Ллойд Анверсуа» Филипп Ван Дорен сообщил своим читателям: «Звездой Парижского салона, бесспорно, стала «Перестройка», прототип грузового автомобиля советских конструкторов минского автозавода. Он интересен как своим полностью нетрадиционным замыслом, так и идеей, заключенной в названии автомобиля: ветер перемен подул и в области грузового автомобилестроения.

Нам кажется, что советская промышленность свои исследования направляет на создание модульных конструкций как в области космических исследований, так и в других сферах хозяйственной деятельности. Специалисты МАЗа при создании прототипа дорожного автопоезда пошли тем же путем: дать большее количество вариантов транспортных средств на основе взаимозаменяемости модулей. Это интересное решение привело к рождению автомобиля, не имеющего прецедента в мировой практике.

Во всяком случае, одна вещь очевидна: он поразил всех. Как своей конструкцией, так и смелостью поступкам.»

Среди посетителей советской экспозиции можно было увидеть тщательно одетых людей средних лет, которые неторопливо, с пристальным вниманием ощупывали глазами 15-метровый автомобиль, на кузове которого читалась крупная надпись «PERESTROlKA». Специалисты «Скании», «Даймлер-Венца», МАНа делали свои выводы.

Главный конструктор объединения «БелавтоМАЗ» член-корреспондент Академии наук БССР лауреат Государственной премии М. Высоцкий тоже был на этой выставке. И первый вопрос к нему.

— Что вынесли вы для себя, Михаил Степанович ознакомившись с экспонатами Парижского салона?

— Прежде всего, сейчас многие фирмы ведут производство и исследования, объединив усилия. Возьмите: «Ивеко», например, итальянский ФИАТ, французский «Юник», западногерманский «Магирус» взялись выпускать унифицированные семействе грузовиков на основе совместных исследовательских работ, производства, сбыта. Шведской фирме «Волво» теперь принадлежат американские заводы «Улит», французская «Рено» распоряжается судьбой заокеанского «Макка».

Цель всех этих объединений одна: надо сохранить позиции на рынке тяжелых грузовиков для международных перевозок, насыщенном почти равноценными моделями. Сделать это сегодня можно, как правило, только сообща. Совмещение исследовательского потенциала и производственных возможностей нескольких компаний позволит создать конкурентоспособную конструкцию. Вот, скажем, голландский ДАФ. Теперь он подчинил себе английскую фирму «Лейланд», и новая модель ДАФ-95 не только стала грузовиком года, но и уже нашла 10 тысяч покупателей — непростое дело в условиях жесточайшего соперничества.

Что отличает зарубежные аналоги наших грузовиков? Изысканный дизайн, которым они не уступают легковым автомобилям. Говорят, что современные «седельники» все на одно лицо. А попробуйте не узнать на магистрали «Форд-карго», или тот же ДАФ-95, или «Ивеко-турбостар»!

Технические характеристики этих машин свидетельствуют о том, что мощность и наибольшая скорость пока остаются практически постоянными величинами, а поиск конструкторы ведут в области повышения экономичности и надежности, комфортабельности и безопасности. В грузовых автомобилях сейчас широко используются электроника, а также многочисленные детали из синтетических материалов.

Конец ознакомительного фрагмента.

С использованием материалов из журнала «За рулем», № 3, 1989 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос