КамАЗы для Севера

Дата публикации или обновления 26.01.2020

Объединение «КамАЗ» разработало и планирует к серийному выпуску автомобили а так называемом северном исполнении — самосвал «551101» и седельный тягач «541121». Готовятся к производству и полноприводные модификации в северном варианта. Все они рассчитаны на эксплуатацию при температуре воздуха до — 50 С (испытания проводились даже при — 60° С, как требует ГОСТ, правда, а климатической камере, поскольку до такого уровня температура опускается нечасто).

Естественно, в современных реалиях каждый грузовой автомобиль с максимальной массой свыше 3.5 тонн должен быть оборудован тахографом, который постоянно ведет запись необходимых параметров. Все «КамАЗы» обязаны иметь тахограф в обязательном порядке. Приобрести тахограф и установить его на грузовик или автобус можно в организациях, предоставляющих такие услуги.

Северные модификации сохранили основные характеристики базовых моделей. Так, самосвал рассчитан на 10 тонн груза, полноприводные грузовики — на 6 тонн, тягач — на полуприцеп полной массой 26 тонн. В то же время в конструкцию и комплектацию внесены довольно многочисленные изменения для того, чтобы обеспечить надежную эксплуатацию и облегчить обслуживание в холодном климате и при тяжелых дорожных условиях.

Прежде всего это относится к двигателю и его системам. Введен теплообменник для подогрева топлива охлаждающей жидкостью. Совмещены точки забора и слива горючего а бак — теперь стекающее топливо подогревает подаваемое, а также фильтр. Перенесен а подкапотное пространство топливный фильтр грубой очистки. На 40 % увеличено сечение топливопроводов. Все это сделано, чтобы при пониженных температурах обеспечить нормальную подачу топлива.

Кроме того, дополнительно установлен ручной насос для прокачки топливной системы. Введен «зимний» забор воздуха из подкапотного пространства. Двигатель также закрыт термоизолирующими кожухами. Впускная труба выведена не правую сторону, чтобы облако отработавших газов не ухудшало видимость. Применен генератор увеличенной мощности — 1000 Вт, предусмотрены установка аккумуляторных батарей со встроенным регулируемым и работающим в автоматическом режиме подогревом электролита, а также подключение к внешнему источнику для подогрева батареи и пуска двигателя.

Автономный пуск обеспечивает подогреватель типа ПЖД-30 с отдельным бачком для топлива. На автомобилях предусмотрены резинотехнические детали, шины, пневмоаппаратура и электроприборы а холодостойком (до — 60° С) исполнении «ХЛ».

Не менее надежно защищены от холода водитель и пассажиры. Кабина дополнительно утеплена сипроном, имеет двойное остекление ветрового окна и форточек. Опускные стекла одинарные, задних окон нет. Сиденья водителя и пассажиров — с обивкой из ткани и дополнительным утеплением, спальное место также утеплено сипроном и укомплектовано спальным мешком. Кроме того, в штатное оборудование машины включены приемник, термос и бачок для литьевой воды.

С целью повысить проходимость, облегчить движение по обледенелым дорогам установлены блокируемые межколесные дифференциалы, шины с развитым протектором, главные передачи с наибольшим (7,22) передаточным числом из имеющихся а распоряжении. Штатное оборудование включает поворотный прожектор на крыше и цепи противоскольжения. Обширна группа усовершенствований, призванных повысить эксплуатационные свойства автомобилей для Севера; увеличен объем топливного бака (340 вместо 240 л), самосвалы оборудованы десятиступенчатой коробкой передач, выводами пневмо- и электросистем, а также буксирным прибором для работы с прицепом. Допустимость такой эксплуатации подтверждена испытаниями и многолетней практикой.

Облегчить обслуживание и ремонт поможет инструмент с теплоизолирующим покрытием, термодинамическая (без применения спирта) осушка воздуха в пневмоприводе тормозов. Расширена номенклатура запчастей, увеличены нормы их расхода.

Приемочные испытания прошел еще один автомобиль, также предназначенный в основном для работы а труднодоступных районах с суровым климатом, КамАЗ — 420801. Ввиду специфики эксплуатации такие машины выделаны в особую группу типажа под названием «Транспортные средства для перевозки вахтовых бригад». Они доставляют на объекты строителей газо- и нефтепроводов, дорог, геологов, мелиораторов. Как и однотипные НЗАС-4947, НЗАС-3964, он готовится к выпуску на Нефтекамском заводе автосамосвалов, входящем в объединение «КамАЗ».

Поскольку базовый автомобиль КамАЗ — 4310 имеет кабину над двигателем, на его раму удалось установить более вместительный, чем на «Урале», кузов (31 место). Поэтому ниже удельные затраты на перевозку одного человека. В кузове две двери (сзади и справа), он термоизолирован пенополиуретаном, снабжен отопителем, включенным в систему охлаждения, и переговорным устройством для связи пассажиров с водителем. Вентилируется он через сдвижные окна и люки в крыше. Салон отделан пластиком, пол устлан съемным резиновым ковром. КамАЗ — 420861 будет выпускаться как в обычном, так и в северном исполнении.

А. Жабин, начальник отдел компоновки НТЦ КамАЗа, г. Набережные Челны

С использованием материалов из журнала «За рулем», № 9 1989 год.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос