Близкий и далекий японский автопром

Дата публикации или обновления 20.06.2022

Общепризнано, что японская автомобильная промышленность — это новаторская технология и продукция, отвечающая практически любым запросам потребителя. Фирмы из Страны восходящего солнца доказали миру — качество их машин может оставаться высочайшим независимо от количества, а раскрепощенная конструкторская мысль способна заглянуть в грядущий век.

И сегодня бывшие в употреблении японские автомобили пользуются не меньшим спросом, чем новые. Купленная па аукционе mazda cx5 из Японии еще долго будет служить своему новому хозяину без серьезных вложений в текущий ремонт.

Увидеть новые, порой фантастические разработки всегда чрезвычайно интересно. Поэтому весть о показе японских автомобилей в Москве стала, не без основания, приятным сюрпризом.

За четыре года, прошедших после последнего подобного смотра, в торгово-экономическом сотрудничестве между нашими странами наметились позитивные сдвиги. Советские организации, располагающие валютными поступлениями, получили возможность закупать в Японии транспортные средства. Только в прошлом году у восточного соседа было приобретено 5 тысяч машин. В столице открылась станция технического обслуживания автомобилей фирмы «Тойота». Созданы совместные предприятия по найму и прокату японской автомобильной техники в нескольких крупных городах СССР, одно из них — «ИнНис» вскоре сможет осуществлять ремонт не только моделей марки «Ниссан», но и наших, отечественного производства.

Налаживающиеся, пусть еще скромные, торговые контакты послужили стимулом для организации специализированной выставки «Автомобильная промышленность Японии—90» в московском выставочном комплексе на Красной Пресне.

По правде говоря, мы рассчитывали на встречу с перспективной техникой, убеждающей в реальном существовании «японского технологического чуда», однако этого не произошло.

В своем приветствии по случаю открытия выставки министр автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения СССР Н. Пугин подчеркнул: «Тематическое содержание экспозиции сформировано с учетом предложений советской стороны», так что перед посетителями предстали не «концепт-кары», а серийные машины, ориентируемые на наш внутренний рынок. Конечно, можно выразить несогласие с устроителями выставки по поводу столь приземленного подхода, но не будем забывать, что в стране, испытывающей голод на любые автомобили, экспонаты десяти машиностроительных фирм Японии, будь они доступны, безусловно нашли бы спрос и применение.

Выбор оказался не слишком велик.

Наглядный пример — экспозиция «Ниссан». В ней, как в зеркале, отразились предлагаемые нашему потенциальному потребителю модели: от городской малолитражки «Микра-ЛИкс50» с четырех цилиндровым двигателем (988 см3) до внушительного, максимально оборудованного для езды по бездорожью джипа «Патруль» с шестицилиндровым дизельным мотором с турбонаддувом. Между ними — комфортабельный автомобиль среднего класса «Максима», дебютировавший в международных салонах в конце 1988 года, а также пока непривычный для нас полноприводный предельно универсальный «Ниссан-пикап» со 115-сильным дизельным двигателем. Дополнял композицию легковых автомобилей компактный пятнадцатиместиый микроавтобус «Урван».

Под стать «Ниссану» выглядели стенды многих других фирм-участниц — легковая машина, джип, микроавтобус. Многие из показанных моделей можно увидеть на наших улицах, следовательно, ожидаемый «эффект открытия» на выставке проявлялся не всегда.

Тем не менее, некоторые экземпляры для советских автолюбителей стали откровением, их выделим особо. Вот дешевая модель «Дайхатсу-шарада». Кажущаяся простота конструкции обманчива. Под капотом бензиновый четырехцилиндровый шестнадцатиклапанный двигатель рабочим объемом 1295 см3 с электронным впрыском топлива. Все шестнадцать клапанов управляются одним верхним распределительным валом. Стеклоподъемники и боковые зеркала заднего вида — с электроприводом. В заводскую комплектацию входят стереосистема и кондиционер. Кроме того, «Шарада» самый маленький в мире автомобиль, который может оснащаться приводом на все колеса, межосевым дифференциалом и вязкостной муфтой. Думается, именно полноприводная модификация, а не переднеприводная, представленная на выставке, в большей степени отвечала бы условиям эксплуатации у нас в стране.

По сравнению с «Дайхатсу» автомобиль «Тойота-кроун» среднего класса выглядел просто шикарным. Его четырехдверный кузов типа «хардтоп» довольно широк (1745 ^Л*А), салон вместителен и богато отделан. Шестицилиндровый двигатель мощностью 103 л. с. 77 кВт имеет четыре клапана на цилиндо и электронный впрыск топлива. Работу двигателя контролирует компьютер, а антиблокировочное устройство в приводе тормозов значительно повышает уровень безопасности. На «Тойоте-кроун» можно было увидеть навигационную систему, информирующую водителя о местоположении автомобиля.

Другое непривычное для нас техническое устройство представили сразу две компании — «Хонда» и «Мацу да». Речь идет о моделях с управляемыми четырьмя колесами. Первая довольно наглядно удовлетворила любопытство посетителей механической системой, примененной на серийных автомобилях еще в 1987 году. В ней управляющим моментом служит угол поворота рулевого колеса. Вторая, на модели «626», показала более сложную систему с электронным управлением.

Журнал «За рулем», другие специализированные издания в свое время подробно рассказывали о принципах работы этих устройств, о преимуществах, которые они несут.

Но, как известно, лучше раз увидеть, сделать самостоятельные выводы, и потому посетители выставки — автомобилисты с неподдельным интересом, хотя и не без некоторой настороженности, пытались разобраться в показанных механизмах и электронных схемах.

На стенде «Хонды» никого не мог оставить равнодушным и легковой автомобиль «Аккорд», привлекающий плавностью, законченностью линий кузова. На нем применены электронные системы, улучшающие управляемость и повышающие стабильность движения. Скажем, в противобуксовочиой системе используются датчики скорости вращения колес и датчик угла поворота рулевого колеса, подключенные к центральному процессору. Принимая сигналы датчиков при проскальзывании любого из ведущих колес, система автоматически уменьшает мощность двигателя, изменяет режимы работы впрыска топлива и электронного зажигания. Водитель по желанию может блокировать систему.

Подобные устройства применяются в японском автомобилестроении не один год. Надежны ли они? Ведь чем больше в машине механизмов, тем выше вероятность поломок, — так считают многие наши автолюбители.

Опыт эксплуатации японской техники в ряде стран с похожими дорожными и климатическими условиями, уровнем технической культуры основания для скептических выводов не дает. Это относится не только к легковым автомобилям, но и микроавтобусам.

Та же современная разнообразная оснащенность, высокие характеристики управления, комфорт. Следует отметить общую направленность этих конструкций: дизельные двигатели, дисковые вентилируемые передние и барабанные задние тормоза, передние независимые подвески рычажного типа и задние на полуэллиптических рессорах, тщательно продуманная эргономика. Удивляться такому единообразию не приходится, так как на большинстве японских заводов существует примерно одинаковый технологический подход к проектированию и сборке микроавтобусов.

Весьма показательно, что и машины повышенной проходимости с приводом на все колеса тоже очень мало отличались по уровню технического совершенства и оборудованию от легковых моделей. Кстати, их демонстрировали все экспоненты (исключая фирму «Хонда», которая не производит моделей подобного класса), наслышанные, видимо, о существующей у нас в стране проблеме с сельским автомобилем.

«Дайхатсу-рокки-хардтоп», «Мицубиси-пайеро», «Исудзу-трупер», «Тойота-лэнд-крузер» сходны с упоминавшимся «Ниссаном-патруль» — признанным лидером среди конструкций подобного типа джипов. У всех этих машин дизели с турбонаддувом и промежуточным охлаждением нагнетаемого воздуха, очень жесткие рамы, часто независимые подвески передних колес, самоблокирующий дифференциал, универсальный закрытый кузов. Такие автомобили как нельзя лучше подошли бы к отечественным климатическим, специфическим дорожным условиям, облегчили бы труд сельских жителей.

В этой области положительную роль могут сыграть совместные разработки, однако компаниям Страны восходящего солнца, судя по не раз высказанной представителями большого бизнеса Японии точке зрения, мешает наша существующая до сих пор старая экономическая система. Отсюда и единственный экспонат на выставке, имеющий конкретную привязку к нуждам советской автопромышленности, — экономичный дизельный двигатель для нового ГАЗ— 3307 — альтернатива «воздушнику», над которым не один год колдуют горьковские конструкторы.

Уже много сказано и написано о том, что не всегда компетентный стиль ведения производственных и торговых дел советскими предприятиями и организациями тормозит развитие взаимовыгодных контактов. В целом, это отразилось и на экспозиции выставки. Коль формировалась она «с учетом предложений советской стороны», то неужели не заслужили нашего внимания универсалы повышенной вместимости, автобусы большого класса, роторные двигатели, упоминавшиеся выше концепт-кары.

Не станем больше высказывать претензий к организаторам. В конце концов они руководствовались благими намерениями, и выставки, подобные «Автомобильной промышленности Японии — 90», оставляют некоторую надежду на перемены к лучшему на нашем многострадальном автомобильном рынке.

С. Дорофеев. С использованием материалов из журнала«За рулем», № 10 за 1990 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос