Автомобильный аккумулятор

Дата публикации или обновления 22.05.2019

Об этом источнике тока многие авто- и мотолюбители, к сожалению, вспоминают только два раза в год — перед началом и в конца сезона.

Когда же при эксплуатации машины аккумуляторная батарея «отказывает», выясняется, что восстановить ее работоспособность невозможно из-за неправильного хранения и пренебрежения указаниями инструкции. Купив аккумулятор, стоит проявить к нему совсем немного внимания, тем самым во много раз увеличив срок ее эксплуатации, что окупается сторицей.

В статье будет рассказано о типах аккумуляторных батарей, выпускаемых в СССР, и об основных правилах ухода за ними.

Что скрыто за обозначением аккумуляторной батареи

Аккумуляторная батарея на автомобиле, мотоцикле и других машинах служит для питания стартера и системы зажигания при пуске двигателя и потребителей электрической энергии при неработающем двигателе или на малых оборотах.

Различают два основных вида аккумуляторов: кислотные (свинцовые) и щелочные. В зависимости от материала электродов они бывают кадмиево-никелевые, железо-никелевые, серебряно-цинковые и др.

Наиболее распространены кислотные аккумуляторы, появившиеся еще в 1895 году. Они выпускаются различных типов и отличаются по назначению, номинальному напряжению (или числу последовательно включенных элементов) и емкости. Их условные обозначения состоят из цифр и букв, стоящих в определенной последовательности. Скажем, батарея 6-СТ-68-ЭМ ГОСТ 959-51. Первая цифра обозначает число последовательно включенных элементов. Если умножить напряжение одного элемента, равное 2 в, на их число 6, то получим номинальное напряжение батареи (12 в). Стоящие далее буквы показывают применение: СТ — стартерные автомобильные, МТ — мотоциклетные. Последующие цифры (68) говорят о номинальной емкости в ампер-часах при 10-часовом непрерывном режиме разряда током, равным 1/10 номинальной емкости (6,8 а).

Следующие буквы характеризуют материал корпуса (моноблока): Э — эбонит, П — асфальтопековый со вставками, В — асфальтопековый без вставок. Далее следует характеристика материала сепараторов: Р — мипор, М — мипласт, МС— мипласт в комбинации со стекловолокном, Д — дерево, ДС — дерево со стекловолокном. Все батареи выпускаются в соответствии с указанным ГОСТом, а в обозначении сухозаряженных была еще буква 3. С конца 1964 года аккумуляторы делают только сухозаряженными и с синтетическими сепараторами, поэтому в обозначении буквы 3 и Д теперь отсутствуют.

Все детали батареи монтируются в корпусе. Его делают из эбонита и асфальтопековой массы. Батареи с эбонитовым корпусом применяются в основном для легковых автомобилей. Он обладает значительно большей прочностью и кислотостойкостью. У асфальтопековых батарей недостаточная механическая прочность и кислотостойкосгь, в них возникают волосяные трещины, пропускающие электролит. Поэтому теперь такие батареи делают с кислотостойкими вставками из полихлорвиниловой пленки толщиной 0,6 мм, увеличивающими срок службы корпуса в два-три раза.

Сепараторы раньше делали из дерева.

Теперь сепараторы изготовляют из мипора — микропористого эбонита или мипласта. Они дороже, но увеличение срока службы батарей оправдывает их применение.

Электролит в аккумуляторной батарее

В батареях используется раствор серной кислоты в дистиллированной воде.

Нужную для составления электролите концентрированную серную кислоту, имеющую плотность 1,83 г/см3, рекомендуется (во избежание излишнего повышения температуры) предварительно разбавлять до «рабочей» плотности 1,40 г/см3, а электролит необходимой плотности приготовлять уже из разбавленной серной кислоты.

Для замера плотности применяют аккумуляторный денсиметр с пипеткой (ареометр). Приготавливая электролит, нельзя забывать, что с изменением температуры его плотность меняется.

Вредные примеси в электролите значительно сокращают срок службы аккумулятора и заметно уменьшают его емкость, поэтому серная кислота и дистиллированная вода должны быть чистыми.

Требуемая плотность электролита зависит от климата, в котором эксплуатируется машина. В северных районах ее держат более высокой, чем в южных. Поскольку у заряженной батареи плотность всегда выше, чем у не заряженной, возможность замерзания ее всегда меньше.

При понижении температуры уменьшается и емкость аккумулятора. Объясняется это тем, что возрастает вязкость электролита и в химической реакции участвуют только поверхностные слои пластин и электролита.

Полная емкость батареи сохраняется не более двух лет. Дата выпуска указывается на перемычках.

Новую батарею заливают электролитом соответствующей климатическим условиям плотности и выдерживают 4— 6 часов, а сухозаряженные—3 часа. Это делается для того, чтобы сухие пластины и сепараторы пропитались электролитом, а температура его снизилась.

Как зарядить аккумуляторную батарею

Батарею можно ставить на заряд, если температура электролита не превышает 30 градусов.

Величина тока в амперах для первого заряда незаряженных батарей составляет 7/100, а для первого заряда сухозаряженных и нормального заряда всех батарей —1/10 от их номинальной емкости.

Во время заряда через каждые 2 часа проверяют напряжение, плотность и температуру электролита. Если она достигает 45 градусов, зарядный ток снижают наполовину или прерывают заряд для охлаждения электролита до 30 градусов.

Заряд ведут, пока на наступит обильное газовыделение («кипение») во всех банках, а напряжение и плотность не будут держаться на одном уровне в течение 3 часов. Продолжительность первого заряда незаряженных батарей в зависимости от срока их хранения может колебаться от 25 до 50 часов, для сухозаряженных — от 5 до 8 часов.

Затем необходимо откорректировать плотность электролита доливкой дистиллированной воды (если она выше) или электролита плотностью 1,4 г/см3 (если она ниже нормы).

После этого батарею можно эксплуатировать.

Допускается в случае необходимости ускоренный заряд двухступенчатым режимом. Заряд первой ступени ведут до тех пор, пока напряжение на всех элементах не достигнет 2,35—2,40 в. Далее переходят на вторую ступень, а силу тока уменьшают вдвое или снижают до значений, указанных в табл. 1 для нормального заряда.

В процессе эксплуатации степень заряженности аккумулятора определяют по плотности электролита или нагрузочной вилкой с вольтметром.

Необходимый уход за аккумуляторной батареей

Основные причины повреждения батарей, — во-первых, разрушение пластин от заряда и разряда большим током, перезаряда, а также от короткого замыкания, слишком большой плотности электролита и недостаточного его уровня. И вторая — сульфатация пластин, происходящая в результате глубокого разряда, длительного хранения в разряженном состоянии, эксплуатации с пониженным уровнем или высокой плотностью электролита, присутствия вредных примесей и систематического недозаряда. На пластинах при этом образуется белый налет, закрывающий поры.

При глубокой сульфатации, когда пластины покрыты сплошной коркой сульфата, их необходимо заменить. Если процесс не слишком глубок, батарею иногда удается восстановить, разрядив ее током, равным 1/20 номинальной емкости, до напряжения 1,7 в на элементе; после этого заменяют электролит дистиллированной водой и ставят на заряд силой тока 1/30 номинальной емкости. Когда плотность электролита достигнет 1,09 г/см3, напряжение батареи должно быть 2,3—2,4 в. Если напряжение ниже, то заряд необходимо приостановить, заменить часть электролита водой, а после двух часов перерыва продолжить заряд до указанной плотности.

Если этим способом устранить сульфатацию не удается, то можно повторить все сначала, но заряжать до плотности 1,08 г/см*.

Батарея нуждается в хорошем уходе. Ее следует содержать в чистоте, поверхность часто протирать чистой ветошью, смоченной в 10-процемтном растворе нашатырного спирта или 10-процентном растворе кальцинированной соды для удаления случайно пролитого электролита, грязи и пыли.

Необходимо следить, чтобы наливные отверстия в элементах были плотно закрыты пробками, а гаэоотводы не засорены.

Следует поддерживать нормальный уровень (на 8—10 мм выше предохранительного щитка) и соответствующую плотность электролита. Нельзя допускать разряд батарей более чем на 50 процентов летом и 25 процентов зимой.

Зимой батарею надо содержать в полностью заряженном состоянии и хранить при температуре от 0 до минус 30 градусов. Плотность электролита проверять ежемесячно. Если плотность упадет в период хранения более чем на 0,08 г/см3, надо батарею подзарядить.

Л. Мельцер, инженер

По материалам журнала «За рулем», № 12 1968 год

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос