Этногенез узбекского народа

Дата публикации или обновления 11.06.2021

Этногенез узбекского народа — одна из сложных актуальных проблем исторической науки. Эта проблема привлекала и привлекает внимание многих советских ученых — историков, археологов, этнографов, антропологов, лингвистов и представителей других смежных наук, создавших ряд ценных работ по этнической истории узбекского народа.

В этногенезе узбеков участвовали различные народы и племена древности и средневековья. Этническую основу их этногенеза составили древние жители Среднеазиатского междуречья и Хорезма (саки, массагеты, согдийцы, хорезмийцы и др.). В формировании узбекского народа принимали участие также центральноазиатские, среднеазиатские и приаральские тюркоязычные компоненты древнего и раннесредневекового периода, принадлежавшие к различным этно-культурным средам и племенным союзам: канглы, усун (уйшун), теле (племена теленгут, уйгур, аз), карлук, кипчак, огуз, западнотюркские племенные объединения (аргын, тюргеш, тюрк и уз) и другие. В этническом составе узбеков обнаруживается (хотя и незначительный) угорский элемент, что подтверждается наличием этнонима «мажар» (мажар-сарай). Указанные этнонимы бытовали в качестве названий родоплеменных групп узбеков вплоть до конца XIX — начала XX в.

Отметим, однако, что этническая основа этих групп населения за большой исторический период подвергалась серьезным изменениям: на протяжении веков под тем или иным этнонимом вокруг потомков древнего первичного племени объединялись этнические элементы различного происхождения.

Формирование основных черт этнической общности узбекской народности происходило в X — первой половине XI в. Тюркоязычные и отюреченные монгольские племена, участвовавшие в этногенезе узбеков в XII—XV вв., как и более ранние, были главным образом среднеазиатского и даштикипчакского, а также центральноазиатского происхождения.

Степень участия различных тюркоязычных этнических элементов в формировании узбекской народности не одинакова. Крупными ее компонентами были карлуки, кипчаки и, видимо, огузы.

О существенной роли их в формировании узбекской народности и ее разговорного языка свидетельствует наличие трех диалектов в современном узбекском языке: карлукского, кипчакского и огузского.

В период с XVI до начала XX в. в ходе этнического развития узбекской народности происходило слияние более поздних ее компонентов с древними и раннесредневековыми, издавна жившими на территории Узбекистана. В процессе дальнейшей консолидации у указанных выше родоплеменных и других этнографических групп, обитавших на той же территории, постепенно развивались элементы этнической общности. Этому значительно способствовала общность языка. Они воспринимали культуру, многие черты быта оседлых узбеков, наряду с этническим самосознанием своей принадлежности к определенному племени, большинство из них осознавало себя также и узбеками. Однако вплоть до начала XX в. процесс интеграции племенных групп не завершился.

Великая Октябрьская социалистическими революция открыла народам Средней Азии, в том числе и узбекскому народу, путь свободного национального развития. Уже с первых лет Советской власти начинает формироваться узбекская социалистическая нация. Революционное свержение ханской власти в Бухаре и Хиве (1920 г.) способствовало объединению территории, населенной в основном узбеками.

С образованием Узбекской Советской Социалистической Республики (1924 г.) узбекский народ обрел свое национальное государство, добровольно вошедшее в Союз Советских Социалистических Республик. Трудящиеся узбеки вместе с другими народами СССР приобщились к социалистическому строительству; быстро росли экономика и культура Узбекистана; узбекские хиты и сегодня популярны во всех новоиспеченных странах - бывших республиках СССР.

В годы социалистического строительства революционные преобразования экономики и культуры коренным образом изменили жизнь народов Средней Азии. Они обрели свою национальную государственность и вступили в братскую семью социалистических республик Советского Союза. Исчезли факторы, тормозившие свободное национальное развитие; в среде социалистических наций, сформировавшихся в Средней Азии, усилились процессы сближения и слияния бывших этнографических племенных групп. Всесоюзные переписи населения СССР убедительно характеризуют этот процесс: если перепись 1926 года зафиксировала в Узбекистане более 30 тысяч человек, назвавших себя кипчаками, то в настоящее время этот старинный племенной этноним уже не фигурирует в демографических документах, он ушел безвозвратно в историю. Кипчаки слились с узбекской нацией.

Население прежних «кипчакских» кишлаков живет теперь общей жизнью со всем узбекским народом и со всей страной.

С использованием материалов: "Шаниязов К. Ш. К этнической истории узбекского народа". Т. «Фан», 1975. 342 с. (АН УзССР. Ин-т истории).

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос