Становление общественного промышленного производства на Украине

Дата публикации или обновления 28.11.2017
  • Украина

  • Коммунистическая партия выдвинула грандиозную программу социалистической индустриализации западных областей Украины. Создание и всестороннее развитие здесь крупной социалистической индустрии определялись как важнейшие задачи республиканских и местных партийных и советских органов. Они стали главным стержнем всей экономической политики партии в этом регионе республики.

    Был взят курс па реконструкцию и развитие традиционных отраслей промышленности — нефтяной и газовой на Львовщине, лесной, лесопильной и лесохимической — в районе Карпат, реорганизацию полукустарных предприятий легкой промышленности — на Буковине, а также на развитие новых отраслей: машиностроительной и приборостроительной — на Львовщине, обувной и трикотажной — в Прикарпатье, рыбоперерабатывающей — в Измаильской области и др.

    В октябре 1944 г. было основано Дунайское пароходство в Измаиле, которое уже через год собственными силами отремонтировало 120 судов, начало перевозку грузов из придунайских стран, прежде всего становившихся на путь социалистического развития.

    В Закарпатье в конце 1945 г. уже давали продукцию солотвинские соляные шахты, 17 лесопильных, деревообрабатывающих и лесохимических, 4 металлообрабатывающих завода, ряд других предприятий.

    Несмотря на большие материальные трудности, восстановление промышленности успешно продвигалось вперед. Уже в середине 1945 г. в областях региона насчитывалось свыше 140 тыс. рабочих, а производство промышленной продукции достигло 50 % уровня 1940 г.

    Широкая всесторонняя программа индустриализации западных и Измаильской областей определялась четвертым пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946 — 1950 гг.

    В принятом Верховным Советом СССР Законе о пятилетнем плане ставилась задача превратить Львов в крупный индустриальный центр Украины. Указывалось на необходимость обеспечить скорейшее восстановление и развитие всех отраслей народного хозяйства Закарпатской области. Намеченные партией и правительством на 1944 — 1950 гг. меры являлись неотъемлемой составной частью развития производительных сил страны, определяли основные тенденции хозяйственного подъема областей региона

    При осуществлении программы создания в западных областях Украины крупной социалистической индустрии необходимо было преодолеть ряд трудностей и решить многие сложные проблемы — как общие, неизбежные во всяком большом промышленном строительстве, так и вызванные своеобразной обстановкой послевоенного восстановления народного хозяйства, и чисто местные, обусловленные специфическими особенностями исторического развития западных областей Украины, их местными природно-экономическими условиями.

    В частности, одной из важнейших проблем, которые необходимо было решить, было создание здесь рационального многоотраслевого промышленного комплекса. Это требовало коренной ломки унаследованной от капитализма отраслевой структуры, основанной на эксплуатации природных богатств, создания качественно нового сочетания производств и отраслей, отвечающего интересам экономического развития этого региона республики и народного хозяйства страны и обеспечивающего максимальную эффективность общественного производства.

    Решая их, необходимо было, кроме развития традиционных, создать новые отрасли промышленности, коренным образом перестроить систему эксплуатации и промышленной переработки уже используемых природных богатств, разведать и поставить на службу трудящихся те богатства, которые не эксплуатировались или даже не разведывались господствовавшим здесь в прошлом иностранным капиталом, подвести под новую индустрию соответствующую топливно-энергетическую и строительную базу, обеспечить оптимальную пропорциональность в развитии профилирующих и обслуживающих, традиционных и новых отраслей, рациональное взаимодействие производств, составляющих этот территориальный производственный комплекс.

    Большим достижением советских геологов было открытие в 1950 г. крупнейшего в стране Роздольского месторождения серы на Дрогобыччине. Построенный вскоре на его базе мощный горпохимический комбинат положил начало создания в Прикарпатье крупной химической индустрии. Успешно развивались и другие отрасли химической промышленности. В частности, в годы четвертой пятилетки успешно восстанавливались и получили действенный импульс дальнейшего своего развития шахты и другие производственные объекты старого Калушского калийного комбината в Станиславской, Стебпиковского калийного комбината в Дрогобычской и Солотвинского соляного рудника в Закарпатской областях, Были восстановлены также крупнейший в западном регионе республики резиновый завод в Черновцах и лакокрасочный завод во Львове.

    Существенные изменения произошли в лесной промышленности.

    Увеличение лесозаготовок в Карпатах сопровождалось значительным техническим перевооружением отрасли. Станиславский, Черновицкий, Закарпатский и другие лесопромышленные тресты оснащались специальными лесовозными автомашинами, узкоколейными паровозами, трелевочными тракторами и лебедками, электропилами. К концу четвертой пятилетки лесопромышленные тресты западных областей Украины располагали мощной технической базой, имели в своем распоряжении свыше 900 лесовозных машин, около 200 трелевочных тракторов, 160 паровозов и свыше 4 тыс. платформ узкоколейки, более 200 электролебедок и столько же передвижных электростанций, свыше 1000 электропил и 37 погрузочных кранов.

    В Станиславском лесопромышленном тресте механизация рубки леса достигла в 1950 г. 24 %, подвозка его к складам (автомобильным и узкоколейным транспортом) — 46, а вывозка —84%. Механизация вывозки леса в Закарпатье была еще более высокой и составляла 89 %.

    Изменилась сама роль лесной промышленности в хозяйственном развитии западных областей Украины. Если до воссоединения почти все лесное сырье в непереработанном или полупереработанном виде вывозилось за пределы края, то теперь оно стало базой развития здесь деревообрабатывающей, бумажной, химической промышленности. Производством мебели стали заниматься десятки созданных в годы четвертой пятилетки специализированных комбинатов, заводов и фабрик в Закарпатской, Львовской, Черновицкой и других областях.

    Крупнейшие Ужгородский фанерно-мебельный и Мукачевский мебельный комбинаты изготовляли мебель высшего качества, которая стала известна во многих советских республиках и за рубежом. Были восстановлены и расширены Свалявский, Перечинский и Великобычковский лесохимические заводы на Закарпатье, а в Костополе Ровенской области построен мощный комбинат по изготовлению стандартных деревянных домов. Кроме расширения и реконструкции нескольких старых небольших бумажных предприятий в 1949 г. была построена картонная фабрика во Львове. Развернулось строительство такой же фабрики в Рахове на Закарпатье и одного из крупнейших в стране картонно-бумажного комбината в Жидачеве Дрогобычской области.

    Почти заново была создана в послевоенные годы легкая промышленность. Во Львове, Тернополе, Черновцах, Станиславе, Коломые, Ужгороде, Луцке и ряде других городов действовало в конце четвертой пятилетки около 60 обувных, текстильных, трикотажных и швейных фабрик, на некоторых из них работало около тысячи рабочих.

    Основную часть текстильно-трикотажной продукции выпускали предприятия Черновцов, где эта отрасль промышленности имела определенные традиции. В 1949 г. здесь на базе шести мелких производств возник текстильный комбинат, на котором трудилось около 2 тыс. человек. Новым центром трикотажной промышленности стал Львов. Здесь еще в 1945 г. была введена в строй чулочная, а в следующем году — трикотажная и хлопкопрядильная фабрики.

    Успешно развивалась кожевенная промышленность. В процессе ее восстановления была произведена полная реорганизация производства, девять десятых которого сосредотачивалось на львовском, Станиславском и Болеховском заводах, превратившихся в крупные механизированные предприятия.

    Успешно развивалась промышленность в Измаильской области. Восстановлены довоенные предприятия, построены судоремонтный завод и электростанция в Измаиле, рыбоконсервный завод в Белгороде-Днестровском, ряд других объектов пищевой и легкой промышленности. Большое значение для экономического развития области имело открытие в 1946 г. прямой железнодорожной линии Измаил — Одесса.

    В результате постоянного внимания партии и правительства в западном регионе в послевоенные годы были обеспечены более высокие темпы развития промышленности, чем в целом в стране. В 1946 г. выпуск продукции здесь увеличился на 49 %, в 1947 г.— на 39 %. В 1947 г. в этих областях был достигнут уровень производства 1940 г., а к концу пятилетки он был превзойден более чем вдвое. Почти в три раза по сравнению с концом 30-х годов (около 70) увеличилось количество заводов и фабрик, имевших свыше 500 рабочих.

    Крупным индустриальным центром стал Львов, довоенный уровень выпуска промышленной продукции которого был превзойден более чем в пять раз.

    Значительные капиталовложения способствовали полному техническому перевооружению промышленности. На 75 % по сравнению с 1945 г. повысилась производительность труда рабочих.

    Решающую роль в успешном осуществлении социалистической индустриализации региона сыграла братская помощь трудящихся восточных областей Украины, всех экономических районов страны. При активном содействии русского и других братских народов строились заводы и фабрики, налаживался выпуск продукции, готовились кадры рабочих и специалистов. На присланной из Москвы автоматической сборочной линии были изготовлены первые львовские электролампы, а завод телеграфной аппаратуры полностью был переведен сюда из Саратова. Оборудование для восстанавливаемых и новых предприятий поступало из Ленинграда, Горького, Свердловска и других индустриальных центров СССР.

    Московские и ленинградские инженеры проектировали строительство заводов и фабрик, посылали молодым западно-украинским предприятиям техническую документацию производства новых видов продукции. В Ленинграде проектировался Львовский завод сельскохозяйственных машин, в Москве была разработана технология производства автопогрузчиков, автокранов, документация по механизации Львовской обувной фабрики № 3 и др.

    Ярким примером помощи братских народов в индустриализации западных областей УССР стало сооружение Теребле-Рицкой гидроэлектростанции на Закарпатье, развернувшееся в последние годы четвертой пятилетки. Сюда поставляли тракторы из Сталинграда, бульдозеры из Челябинска, автосамосвалы из Белоруссии, транспортеры из Казахстана, насосы из Узбекистана, различные машины, пневматические устройства, инструменты из Литвы, Латвии и Эстонии.

    Большие достижения в индустриализации западных областей Украины и помощь страны в ее осуществлении отмечались в постановлении ЦК КП(б)У «О десятилетии воссоединения украинского парода в едином украинском советском государстве», принятом в августе 1949 г.

    Благодаря успешному выполнению заданий четвертой пятилетки экономика областей западного региона республики приобрела качественно новые черты, влилась в единый народнохозяйственный комплекс страны как его перспективная составная часть.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос
     
    Навигация
    Rambler's Top100