Служебный подлог

Дата публикации или обновления 27.07.2021
  • Уголовная практика в Украине

  • В следственное отделение МВД УССР на Черноморском бассейне из линейного пункта милиции 6 порту Рени поступило для производства предварительного расследования уголовное дело, возбужденное в отйошении работников Ренийского участка Одесского специализированного автомобильного центра Волжского автомобильного завода Дьяченко, Кальчу и других по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 84 УК УССР.

    Из материалов дела усматривалось, что Дьяченко, работая старшим техником (он же являлся заведующим складом автозапчастей), а Кальчу — мастером по ремонту автомобилей, отправляемых на экспорт, вступили в преступный сговор с представителем управления по экспорту и внешним связям Волжского автомобильного завода Сергеевым. Они похищали запасные части к автомобилям «Жигули» и реализовывали их владельцам личного автотранспорта.

    Были установлены три покупателя, которым Дьяченко и Кальчу продали по одному ветровому стеклу на общую сумму 204 руб. Кроме того, при проведении обысков по месту жительства их родственников изъяли различные запасные части к «Жигулям».

    Всесторонность, полнота и объективность расследования данного дела могли быть обеспечены только после изучения особенностей бухгалтерского учета и производства ремонта автомобилей, отправляемых на экспорт.

    Порядок ремонта этих автомобилей регламентируется инструкциями и директивными указаниями управления по экспорту и внешним связям ВАЗа, Союзвнештранса, Министерства внешней торговли СССР и другими актами. Ренийский участок. Одесского специализированного автомобильного центра Волжского автозавода был организован в 1973 г. и предназначен для ремонта (восстановления) автомобилей «Жигули» в случае возникновения на них повреждений при транспортировке по железной дороге и хранении в порту Рени.

    Такие повреждения, неисправности и некомплектность завод обязан в кратчайший срок устранить в пунктах сдачи автомобилей. Поступившие машины принимаются тальманами (приемосдатчиками) порта от приемосдатчиков железной дороги. Последние при обнаружении на них повреждений, неисправностей и некомплектности составляют рапорта с указанием в них дефектов. Затем эти рапорта передают актовому столу железной дороги, где составляются коммерческие акты, которые направляются в порт. Если повреждения на автомобилях возникают при их хранении, акты составляются инспекторами Государственной инспекции по качеству экспортных товаров.

    Коммерческие акты и акты Государственной инспекции по качеству экспортных товаров являются основанием для ремонта автомобилей перед отправкой их на экспорт. Необходимые для производства ремонта запасные части на склад участка поступают с центрального склада Одесского специализированного автомобильного центра по накладным.

    После ремонта автомобилей Дьяченко, Кальчу и Сергеев сначала составляли исполнительные акты, а затем — заказы-наряды, в которых указывались номера шасси и коммерческих актов, описывались повреждения и способы их устранения. К ним прилагались требования на отпуск со склада необходимых для ремонта автомобилей запасных частей. Заказы-наряды (исполнительные акты) являются основанием для списания запасных частей, числящихся за материально-ответственными лицами, которыми в разное время были Сергеев, Дьяченко и Кальчу.

    На складе запасные части учитывались по карточкам внутрискладского учета. На основании этих карточек движение запасных частей по бухгалтерии центра отражалось в оборотных ведомостях (на участке бухгалтера не было). Учет деталей, снятых при ремонте автомобилей, бухгалтерией не велся, несмотря на то, что некоторые запасные части были пригодны к дальнейшему использованию.

    В процессе расследования была назначена документальная ревизия, которая первоначально положительных результатов не дала (недостача или излишки не были выявлены), хотя к этому времени в результате проведенных оперативно-розыскных мероприятий были установлены многочисленные факты реализации похищенных Сергеевым, Дьяченко и Кальчу запасных частей лицам, проживающим на территории Одесской области и Молдавской ССР.

    В связи с неустановлением источника хищений возникли затруднения. Тогда был применен метод сопоставления по всем позициям записей номеров шасси и коммерческих актов в исполнительных актах и заказах-нарядах за исследовавшийся период, а также с записями в коммерческих актах и актах Государственной инспекции по качеству экспортных товаров, книгах сдачи коммерческих актов порту, книгах выдачи портом автомобилей на участок для производства ремонта (кроме заказов-нарядов и исполнительных актов, перечисленная документация в бухгалтерию Одесского специализированного автомобильного центра не поступала, первоначальной ревизией не проверялась).

    В результате такого сопоставления установили, что резерв запасных частей для хищения Сергеев, Дьяченко и Кальчу создавали путем необоснованного списания в исполнительных актах и заказах-нарядах (в расход) запасных частей, в основном дефицитных и дорогостоящих, указывая в последующих актах и заказах- нарядах одни и те же номера шасси и коммерческих актов дважды (на ремонт одного и того же автомобиля запасные части списывались дважды), а также путем списания запасных частей на ремонт несуществующих повреждений, т. е. это списание производилось и в тех случаях, когда в коммерческих актах и актах Государственной инспекции по качеству экспортных товаров такие повреждения не значились. Причем такое двойное списание производилось через месяц-два после первоначального. Во время проведения инвентаризаций (последние проводились нерегулярно) обвиняемые недостачу скрывали, предъявляя комиссии ранее снятые при ремонте с автомобилей и замененные взятыми со склада запасные части с незначительными дефектами.

    Вследствие этого учет движения запасных частей оказался запутанным, не отражавшим фактического положения дел.

    В связи с запутанностью учета и отправлением на экспорт ежемесячно через порт Рени большого количества автомобилей (в среднем 3 тыс. штук) преступные действия Дьяченко, Сергеева и Кальчу длительное время оставались невыявленными.

    Назначенная по делу повторная документальная ревизия, исследовав факты двойного списания запасных частей (восстановив их количественное движение за три года), установила недостачу запасных частей на складе участка на сумму около 6 тыс. руб. Судебно-бухгалтерская экспертиза выводы документальной ревизии подтвердила.

    Таким образом, преступники были полностью изобличены и осуждены народным судом за хищение государственных средств в крупных размерах и служебный подлог. Материальный ущерб ими возмещен полностью.

    Хищению способствовали запущенность в Одесском специализированном автомобильном центре бухгалтерского учета, не отражавшего фактического движения запасных частей по Ренийскому участку, несвоевременное проведение инвентаризаций и их низкое качество, отсутствие учета снятых при ремонте с автомобилей запасных частей и должного контроля за деятельностью обвиняемых со стороны вышестоящих должностных лиц.

    Н. Л. Ракитин, ст. следователь следственного отделения МВД УССР на Черноморском бассейне

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос