Расследование преступлений группой следователей (бригадный метод)

Дата публикации или обновления 23.09.2021
  • Уголовная практика в Украине

  • Расследование преступлений группой следователей (бригадный метод) — свидетельство дальнейшего совершенствования предварительного следствия. Преимущества этой организационной формы сводятся в основном к следующему:

    1. Расследование группой следователей сложных многоэпизодных уголовных дел, по которым привлекаются к ответственности многие лица и для расследования которых обычно требуется несколько месяцев, позволяет значительно сократить процессуальные сроки (как сроки следствия, так и сроки содержания обвиняемых под стражей).

    Общеизвестно, что длительное расследование создает определенные трудности в работе по сбору доказательств, более того, нередко влечет за собой утрату важных доказательств.

    Обвиняемый, продолжительное время содержащийся под стражей, изменяет ранее данные показания, выдвигает надуманные версии, которые, однако, необходимо проверять. Изменяют зачастую свои показания и свидетели.

    Как и во всяком деле, оперативность в расследовании обеспечивает успех. Как пример - непосредственное, оперативное производство дистиллированной воды в лаборатории при помощи аквадистиллятора делает возможным производить необходимые исследования, не дожидаясь поставки данного реагента.

    Примером успешной организации работы группой следователей может служить расследование уголовного дела по обвинению участников вооруженной банды Березы, Буцая, Галицына и других, проведенное следователями УВД и прокуратуры Донецкого облисполкома.

    В конце 1964 года в г. Артемовске Береза, Буцай и Галицын организовали вооруженную банду с целью нападения на инкассаторов, посты милиции, владельцев легковых автомашин и совершения других опасных преступлений.

    Располагая боевым автоматом системы Калашникова, пистолетом и боеприпасами к ним, Береза, Буцай и Галицын в течение января 1965 года совершили несколько вооруженных нападений. 1 января 1965 г. в районе г. Константинова они напали на владельца «Волги» гр-на Азевича, захватили автомашину, а водителя выстрелом из автомата убили, зарыв труп в кювете. В тот же день, уже в районе г. Артемовска, участники вооруженной банды пытались совершить нападение на автомашину инкассаторов, которые доставляли денежную выручку торговых предприятий г. Часов-Яра в Артемовское отделение госбанка.

    7 января 1965 г. Береза, Буцай и Галицын в г. Константиновке захватили такси «Волга», связав шофера Гаврилова. Следуя на захваченной автомашине по служебной автодороге канала Северский Донец — Донбасс, бандиты совершили нападения на несколько постов милиции по охране канала с целью завладеть оружием. На одном из постов они, угрожая оружием, поместили в багажник машины милиционера т. Саевца, на следующем посту — очередью из автомата убили милиционера т. Сергеева. Уже в г. Никитовке, бросив захваченную ими машину, убили шофера такси Гаврилова. Впоследствии главарь банды Береза, боясь ответственности, застрелился.

    Даже из этого весьма краткого описания фабулы дела можно себе представить, какой объем работы предстояло провести. Нужно было установить и задержать участников банды, детально расследовать все обстоятельства преступной деятельности Березы, Буцая, Галицына и их сообщников, установить цели вооруженной банды, проверить причастность членов банды к совершению других, ранее нераскрытых, преступлений, тщательно изучить личности обвиняемых.

    Предстояло также провести множество довольно трудоемких экспертиз: криминалистические, судебно-медицинские, баллистические, автотехнические, судебно-психиатрические, осуществить осмотры, опознания, установить и допросить многих свидетелей, организовать доставку обвиняемых на места происшествий для воспроизведения обстоятельств события, изучить архивные материалы, обработать и процессуально оформить многочисленные (вещественные доказательства и т. д.

    Необходимо было провести большое количество следственных действий в городах Жданове, Артемовске, Горловке, Никитовке, Краматорске, Часов-Яре, Донецке, Константинова и др. Естественно, что весь этот комплекс работы мог быть выполнен только группой следователей. Надлежащая организация расследования этого дела позволила закончить его в полном объеме в течение 22 дней. Уже в феврале 1966 года дело было рассмотрено выездной сессией Верховного Суда УССР, которая приговорила участников банды к исключительной мере наказания — расстрелу.

    2. Расследование дел группой следователей обеспечивает полноту следствия, позволяет глубоко и редметно исследовать все обстоятельства совершенного преступления, причастность обвиняемых и подозреваемых к другим, еще нераскрытым преступлениям, принять эффективные меры к возмещению материального ущерба, устранению причин и условий, способствовавших совершению преступления. Возвращаясь к приведенному ранее примеру, следует отметить, что расследование дела группой следователей с широким использованием оперативных возможностей органов милиции позволило, параллельно с разоблачением участников вооруженной банды, раскрыть целый ряд краж, разбоев, грабежей и обезвредить несколько других опасных преступных групп, действовавших в различных районах области.

    3. Как правило, старшим следственной группы назначается наиболее квалифицированный, опытный следователь, хорошо знающий методику расследования определенной категории дел. Включение в группу молодых следователей позволяет на практике обучить их навыкам следственной работы, и прежде всего методике расследования, тактике проведения отдельных следственных действий, умению грамотно и убедительно составлять процессуальные документы, контролировать их деятельность.

    Мы вменили в обязанность старшим следственных групп по завершении расследования дел представлять полные и объективные характеристики на следователей, включенных в группы. Это позволяет лучше изучить деловые и профессиональные качества следователей, более предметно проводить работу по их специализации, выявить кандидатов в резерв для выдвижения.

    Известно, что расследование сложных и крупных дел сопряжено с производством экспертиз, ревизий, составлением множества различных процессуальных документов, решением многих вопросов, которые зачастую при расследовании не- сложных дел почти не возникают. Именно эти обстоятельства обязывают следователя более вдумчиво относиться к порученному делу, самостоятельно работать над повышением своих профессиональных знаний. 4. Наконец, только групповой метод расследования уголовных дел позволяет проводить следственные действия одновременно в различных местах или в отношении разных лиц. Это очень важно по тактическим соображениям, поскольку именно при такой организации расследования представляется возможным не допустить сговора свидетелей, подозреваемых, обвиняемых, перепрятывания вещественных доказательств, материальных ценностей и т. д.

    Процессуальным нормам создания и деятельности следственной группы специально посвящена ст. 119 УПК УССР, которая предусматривает возможность поручать расследование особо сложных дел группе следователей. При этом один из следователей назначается старшим, он принимает дело к своему производству и непосредственно руководит деятельностью следователей, входящих в группу. Создание группы оформляется специальным постановлением, которое объявляется обвиняемому.

    Естественно, что эта процессуальная норма, как и все другие, должна обеспечивать полноту и объективность расследования и возможность беспрепятственного осуществления участниками процесса своих прав. Обвиняемый, подозреваемый, другие участники процесса должны знать, кто ведет расследование, с тем чтобы иметь возможность в случае надобности обжаловать действия конкретного должностного лица, производящего следствие, заявить отвод следователю и т. д. Между тем в соответствии со ст. 119 УПК УССР постановление о назначении для расследования группы следователей объявляется только обвиняемому. Что касается потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика, которые также наделены широкими процессуальными правами, то на них УПК УССР это правило не распространяет.

    Если обратиться к УПК РСФСР, то хотя в нем нет статьи, специально посвященной этому вопросу, в ст. 129 содержится требование обязательного ознакомления с постановлением о создании следственной группы всех участников процесса: подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика. На наш взгляд, эта норма в редакции УПК РСФСР полнее отвечает принципам советского уголовного процесса.

    Уголовно-процессуальные кодексы УССР и РСФСР называют и несколько различные основания, на которых расследование поручается группе следователей. УПК УССР (ст. 119) предусматривает, что нескольким следователям может быть поручено расследование особо сложного дела, УПК РСФСР (ст. 129) указывает, что предварительное следствие может быть поручено группе следователей в случае сложности дела или его большого объема (выделено нами. — Авт.).

    Вполне понятно, что законодатель не может дать исчерпывающего указания о том, какое дело следует считать сложным или большим по объему; в каждом случае нужно исходить из конкретных обстоятельств. Сложность дела может обусловливаться и значительным объемом следственной работы, и трудоемкостью проведения отдельных следственных действий, и приемами и методами доказывания, и количеством лиц, причастных к совершению преступления, и позицией, занятой отдельными обвиняемыми, и самим характером преступления и т. д.

    В то же время необходимость в создании следственной группы может возникнуть и при расследовании некоторых уголовных дел, не представляющих какой-либо сложности, в целях быстрейшего их окончания. Это, как правило, дела, вызвавшие повышенный интерес общественности, дела, находящиеся на контроле в партийных и советских органах, и др.

    Следственная группа может быть создана также для расследования дела, по которому была проявлена волокита, или дела, возвращенного к доследованию, — с той целью, чтобы не нарушить процессуальные сроки и т. д.

    Таким образом, руководитель следственного аппарата в соответствии с ч. 2 ст. 1141 УПК УССР вправе решать вопрос о создании следственной группы в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Это позволяет ему маневрировать имеющимися силами и средствами и тем самым способствовать поднятию уровня организации следственной работы в целом.

    В УПК УССР нет указаний о времени создания следственной группы. Практически она может быть создана на любом этапе расследования. Однако поскольку предстоящий объем следственной работы хотя бы в общих чертах определяется уже к моменту возбуждения уголовного дела, следственная группа должна создаваться как можно раньше, желательно, одновременно с решением вопроса о возбуждении уголовного дела.

    Более конкретно и предметно объем и характер предстоящей следственной работы определяется в случаях возбуждения уголовных дел на основании оперативных материалов ОБХСС и ОУР, что позволяет уже при реализации этих материалов более тщательно спланировать расследование, произвести расчет необходимых сил и средств для успешного и своевременного завершения следствия

    Уже сам факт включения этого требования в статью, регламентирующую начало производства предварительного следствия, указывает на то, что вопрос о создании следственной группы должен решаться одновременно с возбуждением уголовного дела. Та же статья содержит требование включать сведения о создании следственной группы в постановление о возбуждении уголовного дела.

    В УПК УССР и УПК РСФСР речь идет о расследовании дела «несколькими следователями», то есть закон прямо указывает на то, что именно следователям, а не работникам дознания может быть поручено расследование конкретного уголовного дела.

    К сожалению, эта норма на практике толкуется несколько расширительно, и бывает, что в состав следственных групп включают оперативных работников ОУР и ОБХСС, участковых инспекторов милиции и т. д.

    Следователь, работающий в составе группы, проводит сугубо следственные действия и решает все процессуальные вопросы, полностью пользуясь предоставленными ему законом правами. Известно, что работники дознания такими правами не обладают, и включение их в следственную группу следует признать незаконным.

    Иногда практические работники при решении вопроса о создании следственной группы неправильно отождествляют ст. 119 со ст. 114 УПК УССР, регламентирующей полномочия следователя, в том числе и его право давать органам дознания поручения о производстве розыскных и следственных действий.

    Участие работников дознания в расследовании конкретного уголовного дела процессуально должно оформляться не постановлением, вынесенным на основании ст. 119 УПК УССР, а поручением о производстве отдельных следственных и оперативно-розыскных действий, то есть приобщаемым к уголовному делу письменным заданием, содержащим ссылку на ч. 3 ст. 114 УПК УССР.

    На наш взгляд, нет ошибки, если постановление о создании следственной группы отдельным пунктом указывает, что выполнение некоторых следственных и розыскных действий поручается конкретным работникам дознания. Однако и в этом случае кроме ссылки на ст. 119 следует сослаться и на ст. 114 УПК УССР.

    В оперативно-розыскной и следственной практике встречается и такой термин, как «оперативно-следственная» или «следственно-оперативная группа». Такая группа создается распоряжением (приказанием) начальника органа внутренних дел, как правило, для раскрытия опасных преступлений и расследования сложных дел. Чаще всего оперативно-следственная группа организуется в целях реализации оперативных материалов, когда требуется одновременное проведение многих мероприятий: задержаний, обысков, изъятий, выемок, допросов подозреваемых и свидетелей и т. д. Причем в этом случае участие следственных и оперативных работников в расследовании должно процессуально оформляться, исходя из требований ст. 119 и 114 УПК УССР.

    Как уже отмечалось, наиболее опытный член следственной группы назначается старшим. Он принимает дело к производству и непосредственно руководит деятельностью других следователей.

    Однако это ни в коей мере не должно ущемлять процессуальных прав других следователей, включенных в группу, и сдерживать их инициативу. Каждый член группы самостоятельно принимает решения и несет персональную ответственность за тот участок работы, который ему поручен. Таким образом, принцип процессуальной самостоятельности, в пределах конкретно поставленной перед следователем задачи, не нарушается.

    Вместе с тем ответственность за расследование дела в целом несет старший группы. Поэтому следует признать правильным сложившееся в следственной практике положение, согласно которому старший группы непосредственно решает основные вопросы и, прежде всего, вопросы оценки собранных доказательств, а в связи с этим и вопросы ответственности лиц, проходящих по делу.

    Представляется, что каким бы сложным ни было уголовное дело, старший группы должен непосредственно решать основные вопросы и практически выполнять следующие следственные действия:

    а) предъявление обвинения в полном объеме и допрос обвиняемых по предъявленному обвинению;

    б) избрание меры пресечения обвиняемым и подозреваемым;

    в) принятие решений об изменении обвинения, прекращении уголовного преследования, об отказе в возбуждении уголовного преследования, о выделении материалов в отдельное производство и т. д.;

    г) выполнение требований ст. 217—219 УПК УССР. При этом имеется в виду, что протокол об ознакомлении участников процесса с материалами уголовного дела должен составляться старшим следственной группы и он же непосредственно должен разрешать ходатайства участников процесса;

    д) составление обвинительного заключения. При всех условиях этот документ должен быть подписан только старшим следственной группы.

    Весьма спорно содержащееся в научно-практическом комментарии УПК УССР утверждение о том, что обвинительное заключение по делу, расследованному несколькими следователями, подписывается всеми членами следственной группы.

    Во многих случаях следователи, исследуя одну группу эпизодов, не знают в достаточной мере результатов расследования другой группы эпизодов и, естественно, не могут нести ответственности за объективность и полноту расследования всего дела. В других случаях, особенно по сложным, громоздким делам, на отдельных следователей возлагается решение и исследование узкого круга вопросов, например проведение следственных мероприятий по возмещению ущерба или организация инвентаризаций и документальных ревизий и т. д.

    Конечно, в этих случаях на следователей не может быть возложена ответственность за результаты расследования всех обстоятельств в целом по делу.

    Подписание обвинительного заключения всеми членами следственной группы снижает ответственность старшего такой группы.

    В процессе расследования, особенно длительного, как правило, происходят изменения в составе следственной группы.

    На начальной стадии расследования в нем может принимать участие большее число следователей, чем на завершающей стадии, и наоборот. К производству неотложных следственных мероприятий при реализации дел оперативных учетов, как правило, привлекается относительно большое число следователей, которые впоследствии выводятся из состава группы. Естественно, что эти следователи не вправе подписывать обвинительное заключение.

    Наконец, ст. 223 УПК УССР, регламентирующая порядок составления обвинительного заключения, прямо указывает на то, что этот документ подписывается следователем, а не следователями.

    Видимо, учитывая эти и другие соображения, комментарий УПК РСФСР придерживается совершенно противоположной и, на наш взгляд, правильной точки зрения, согласно которой при бригадном методе расследования обвинительное заключение подписывается только старшим следственной группы;

    е) руководитель следственной бригады, как правило, представляет всю следственную группу в тех случаях, когда дело докладывается руководству УВД, прокурору, партийных и советских органах, он непосредственно готовит необходимые справки по результатам расследования, информации и т. д.;

    ж) старший следственной группы от своего имени готовит документы о продлении процессуальных сроков.

    Приведенный перечень основных вопросов, непосредственно решаемых руководителем следственной группы, вовсе не исключает активного участия в их решении и практическом осуществлении других следователей — членов группы. Они могут готовить соответствующие документы, знакомить участников процесса с материалами дела, рассматривать ходатайства, писать отдельные разделы обвинительного заключения, принимать активное участие в оценке доказательств, в решении всех основных вопросов следствия. Однако все процессуальные документы, фиксирующие перечисленные выше следственные действия, должны составляться от имени руководителя следственной группы.

    Практике не известны случаи возникновения серьезных разногласий между руководителем и членами следственной группы. Как правило, разногласия сугубо организационного характера сразу же разрешаются начальниками следственных аппаратов. Если же члены следственной группы не согласны с указаниями своего руководителя по принципиальным вопросам следствия, разногласия разрешаются надзирающим прокурором на общих процессуальных основаниях.

    Постановление о создании следственной группы может быть вынесено как начальником следственного отдела (отделения), так и старшим группы, который в этом случае должен сослаться на распоряжение руководителя следственного аппарата.

    Постановление составляется в соответствии с требованиями УПК, в нем обязательно указываются фамилия, инициалы, звание и должность каждого следственного работника — члена группы.

    Процессуально вопрос о создании следственной группы оформляется отдельным постановлением. Если же такое постановление не выносится, то решение о создании следственной группы записывается в специальном пункте постановления о возбуждении уголовного дела или постановления о принятии дела к производству.

    Возможные в процессе расследования изменения в составе следственной группы должны процессуально оформляться путем вынесения соответствующих постановлений. Копии всех таких постановлений обязательно направляются прокурору, надзирающему за расследованием уголовного дела.

    Постановления об изменениях в составе следственной группы должны обязательно объявляться обвиняемым и всем другим участникам процесса. Ознакомившись с данным документом, они расписываются на нем или же (что предпочтительнее) по этому поводу составляются специальные протоколы.

    Оформляются такие протоколы согласно правилам, изложенным в ст. 85 УПК УССР.

    Основные сведения, относящиеся к организации следственной группы, как правило, должны излагаться в справке, прилагаемой к обвинительному заключению и содержащей ссылку на соответствующие листы дела.

    Возбуждению уголовных дел на основании оперативных материалов предшествует организационная работа, которая сводится в основном к созданию оперативно-следственной группы и составлению плана подготовительных мероприятий, направленных на разоблачение преступников на первой стадии следствия. Намечаемые планом мероприятия призваны обеспечить внезапность и одновременность проведения следственных действий, способствовать быстрому собиранию доказательств.

    Планом предусматриваются:

    создание оперативно-следственной группы в составе, достаточном для выполнения всех намечаемых мероприятий и следственных действий. Как правило, следователь, возбудивший уголовное дело, назначается старшим группы (он обычно в дальнейшем возглавляет и следственную группу); задания для каждого члена группы, время, порядок и сроки их исполнения;

    транспортные средства, необходимые для выполнения заданий;

    оперативно-технические средства: магнитофоны, фотоаппараты, металлоискатели, щупы, следственные чемоданы, а также средства связи;

    состав понятых, порядок вызова;

    порядок представления информации старшему группы каждым из ее членов;

    выделение конвоя для проведения задержания определенных лиц (если такое задержание планируется); порядок проведения инвентаризаций, документальных ревизий и проверок, кто их будет проводить; меры по обеспечению сохранности архива, необходимых документов, вещественных доказательств и имущества; мероприятия по привлечению общественности к оказанию практической помощи оперативно-следственной группе; меры по обеспечению общественного порядка, особенно в местах производства обысков, выемок, задержаний, арестов и т. д.; закрытие торговых точек, приостановление производства на промышленном предприятии и т. д. (если это необходимо в интересах следствия), о чем начальник органа внутренних дел должен проинформировать соответствующие партийные и советские органы. Планом предусматриваются также и соответствующие оперативно-розыскные мероприятия, проводимые работниками милиции.

    По многоэпизодным уголовным делам планы организационных и подготовительных мероприятий рассматриваются и утверждаются начальником УВД. Соответствующие выписки из утвержденного плана для сведения и исполнения направляются определенным должностным лицам, например, командиру конвойного взвода, начальнику отдела криминалистических исследований, начальнику автотранспортного отделения и т. д.

    Если планом намечается производство неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий в различных городах и районах области, выписки из него следует направлять для сведения начальникам местных органов внутренних дел, которые обязаны оказывать всяческое содействие членам группы в выполнении намеченных мероприятий.

    В УВД Донецкого облисполкома вопрос о создании оперативно-следственной группы по крупным делам решается непосредственно начальником УВД, который издает специальное приказание. Проект такого приказания готовится совместно следственным и соответствующими оперативными отделами (ОУР, ОБХСС, ОПТУ).

    Выполнение на основе четкого планирования предварительных организационных мероприятий, а также неотложных и первоначальных следственных действий позволяет собрать обширный материал, как правило, достаточный для того, чтобы определить объем предстоящей работы по дальнейшему расследованию уголовного дела, наметить версии и уяснить конкретные эпизоды преступной деятельности, установить с достаточной полнотой круг лиц, причастных к преступлению, определить основные направления работы по выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

    Таким образом, следователь (руководитель группы) получает исходные данные, ^необходимые для составления подробного и предметного плана расследования уголовного дела. И в этом случае, как и при составлении плана предварительных мероприятий, планируются организационные мероприятия и конкретные следственные действия, выполнение которых должно обеспечить успех расследования, всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств совершенного преступления в установленные законом сроки.

    При составлении плана расследования следователь (начальник следственного аппарата) решает, есть ли необходимость в создании следственной группы. Если есть, то какова должна быть ее численность, кто войдет в ее состав. При формировании группы и распределении обязанностей и заданий между ее членами должны учитываться уровень подготовки и профессионального мастерства следователей, опыт работы по расследованию конкретной категории уголовных дел. Старший следственной группы кроме отличного знания методики и тактики расследования должен обладать организационными способностями, навыками руководителя.

    Успех и полнота расследования дела будут обеспечены при условии делового взаимодействия следователей и оперативных работников милиции. В связи с этим планом определяются формы этого взаимодействия. Организация взаимодействия, обмена информацией, определение заданий, как правило, должны обеспечиваться руководителем следственной группы.

    В плане расследования уголовного дела должны найти свое отражение главные направления деятельности следственной группы, основные обстоятельства, подлежащие доказыванию, тактические и методические приемы доказывания, меры по выяснению причин и условий, способствовавших совершению преступления, основные версии и мероприятия по их исследованию.

    План расследования состоит из двух частей. В первой части отражаются общие мероприятия по организации расследования, во второй — конкретные следственные действия, тактические и методические приемы.

    Обычно при составлении плана на каждую версию или эпизод отводится отдельный лист (несколько листов) и в соответствующих графах указываются фабула эпизода или версии, очень коротко основные сведения и доказательства по этому эпизоду (версии), имеющиеся к моменту составления плана, перечисляются вопросы, подлежащие выяснению, и следственные действия, которые предстоит осуществить по данному эпизоду (версии). При этом указываются сроки выполнения намеченных следственных действий и следователь (оперативный работник), которому поручается их выполнение.

    В плане должно быть отведено место для различных пометок, замечаний, дополнительных записей. По мере проверки версий и исследования отдельных эпизодов и обстоятельств план пополняется новыми сведениями и доказательствами, в зависимости от которых в течение всего периода следствия намечаются дополнительные следственные действия и другие мероприятия.

    Если план расследования правильно составлен, он помогает членам следственной группы хорошо ориентироваться в деле, своевременно и качественно готовить различного рода справки, информации и процессуальные документы.

    Дополнительно к плану могут составляться различные вспомогательные справочные материалы: ведомости, карточки и т. д. Так, например, если к хищениям (злоупотреблениям, кражам) причастно большое число лиц, на каждое из них заводится карточка, в которую в процессе расследования заносятся все сведения, касающиеся обстоятельств преступной деятельности данного лица, и изобличающие его данные.

    Анализ сведений, имеющийся в такой карточке, позволяет, с достаточной полнотой оценить собранные доказательства, и принять объективное решение в отношении подозреваемого. В тех случаях, когда важные обстоятельства преступной деятельности устанавливаются в процессе допроса многочисленных свидетелей, может быть составлена ведомость, в которой указывается, кто был допрошен, какие сведения сообщил каждый из допрошенных. Например, при расследовании хищений денежных средств путем необоснованного начисления заработной платы следственной группе нередко приходится допрашивать десятки, а то и сотни лиц, которым необоснованно начислялись деньги. Естественно, что в этих условиях без ведомости следователю не обойтись. Ведомость составляется и при допросе свидетелей — покупателей похищенных товарно-материальных ценностей и др.

    По особо сложным многоэпизодным делам хорошим иллюстративным материалом к плану расследования служат различные графические схемы, в которых отражаются преступные связи обвиняемых, причастность определенных лиц к конкретным эпизодам преступной деятельности. Схемы могут составляться с целью уяснения технологического процесса, существующего порядка документооборота, движения материальных ценностей в сфере производства и реализации и т. д.

    В составлении общего плана расследования, как правило, принимают участие все следователи, включенные в группу, что позволяет каждому из них детально ознакомиться с делом в целом. В то же время весь объем предстоящей работы распределяется между следователями таким образом, чтобы каждый расследовал определенную группу эпизодов, одну-две версии или работал над изобличением конкретных лиц. Именно такое распределение обязанностей между членами следственной группы повышает ответственность каждого следователя за порученный участок работы и вместе с тем не сковывает его инициативы.

    Например, при расследовании крупных хищений, связанных с выпуском и реализацией неучтенных товарно-материальных ценностей, обязанности между членами группы, состоящей из трех следователей, могут быть распределены следующим образом: руководитель группы направляет деятельность всех следователей, проводит следственные действия в отношении обвиняемых, организует проведение документальных ревизий, экспертиз, решает все основные вопросы следствия (предъявление обвинения, избрание меры пресечения, выполнение требований ст. 23 УПК УССР и т. д.); второй член группы расследует обстоятельства создания неучтенных резервов производства, то есть устанавливает источники хищений (допрашивает лиц, занятых на производстве, исследует соответствующие документы, проверяет, откуда поступало сырье и другие материалы, производит следственные эксперименты и т. д.); третьему члену группы может быть поручено исследование обстоятельств реализации похищенной продукции на торговых предприятиях (допросы работников торговли, исследование товарно-денежных отчетов, проведение инвентаризаций, контрольных сличений, выявление доказательств доставки товаров в определенную торговую точку и т. д.).

    К сожалению, случается, что старший следственной группы берет на себя основной объем работы, а остальных членов группы загружает недостаточно, поручает им выполнение отдельных заданий. Естественно, что такая организация работы сводит на нет все преимущества бригадного метода. Распределение обязанностей между членами группы, так же как и выполнение этих обязанностей, должно постоянно контролироваться начальником следственного аппарата.

    Успех расследования бригадным методом во многом зависит от организации взаимодействия членов группы, от полноты осведомленности каждого из них о результатах работы всех других следователей. В случаях, когда расследование по одному делу необходимо проводить в различных городах и районах, как правило, старшим группы назначается квалифицированный следователь следственного отдела УВД области (или опытный следователь местного следственного аппарата), а членами группы — следователи местных органов внутренних дел.

    За совершение большого количества краж из .магазинов Донецкой области был привлечен к уголовной ответственности некий Ткаченко. В процессе расследования стало известно, что подобные преступления он совершил и в городах Бельцах, Бендерах и Кишиневе Молдавской ССР. По согласованию с руководством МВД Молдавии в следственную группу были включены следователи местных органов внутренних дел, на которых было возложено расследование преступлений, совершенных Ткаченко в городах Молдавии. Это помогло закончить дело в сжатые сроки.

    Если в процессе расследования становится известно, что обвиняемые совершали также преступления в других областях и даже республиках, а выделение материалов в отдельное производство невозможно или нецелесообразно, по согласованию с МВД УССР, а при необходимости и с МВД СССР, могут создаваться объединенные следственные группы, тем более, что центральные следственные аппараты лишены возможности в каждом таком случае принимать дела к своему производству. Вот, на наш взгляд, характерный пример правильной организации расследования дела объединенной следственной группой.

    Работниками ОБХСС УВД Донецкого горисполкома были собраны материалы о массовой реализации неучтенных товаров: капроновых сеток и стиральных порошков в некоторых магазинах Петровской базы «Укрторга». В процессе дальнейшего расследования было установлено, что заведующий базой Рекун, находясь в преступном сговоре с начальником капронового цеха Горийского производственного комбината глухонемых Чиквашвили (Грузинская ССР), получил из Гори для последующей реализации 15 тыс. похищенных сеток-авосек на сумму 28 500 руб. Тогда же Рекун установил преступные связи с начальником цеха бытовой химии Цхинвальского химического завода Левиашвили (Южно-Осетинская автономная область) и получил от него похищенных стиральных порошков на сумму 10 тыс. рублей. В свою очередь Рекун организовал преступную группу, в которую вовлек подчиненных ему заведующих магазинами, а также двух заведующих магазинами ОРСа треста «Шахтерскантрацит», через которых и была реализована похищенная продукция.

    Командированные в Грузию следователи установили, что неучтенные сетки-авоськи изготовлялись с нарушением технических норм, а также из незаконно приобретенного на некоторых предприятиях городов Кутаиси и Карели сырья и вспомогательных материалов. Расхитители, орудовавшие на Цхинвальском химзаводе, получали на Шебекинском химическом комбинате (Белгородская область) и на Волго-Донском химическом комбинате (Ростовская область) готовый, но не расфасованный порошок «Новость». При расфасовке порошка на Цхинвальском химзаводе преступники добавляли в него до 60% кальцинированной соды, которая вообще рецептурой не предусмотрена, за счет чего создавали большие излишки неучтенного порошка.

    С целью изобличения преступников предстояло произвести в городах Гори, Карели, Кутаиси, Цхинвали, Шебекино, Волго-Донске, Шахтерске, Донецке и других большое число трудоемких и сложных следственных действий: документальных ревизий, инвентаризаций, экспертиз и т. д.

    Расследование осложнялось и тем, что делопроизводство в указанных районах Грузинской ССР ведется на грузинском языке, а проведение оперативно-розыскных мероприятий на территории Грузии оперативными сотрудниками УВД Донецкого облисполкома вообще невозможно.

    Уголовное дело было доложено в МВД СССР, и по распоряжению министерства в группу, возглавляемую старшим следователем УВД Донецкого облисполкома т. Минеевым, были включены четыре следователя из МВД Грузинской ССР и сотрудники ОБХСС МВД Грузии. Двум следователям, согласно совместно разработанному плану, было поручено производство следственных действий и других мероприятий по исследованию источников хищения на Горийском комбинате и по разоблачению орудовавшей здесь преступной группы. Два других следователя собирали в Цхинвали доказательства преступной деятельности некоторых должностных лиц, работавших на местном химическом заводе.

    В УВД Донецкого облисполкома кроме старшего группы по делу работали еще три следователя. Один из них исследовал обстоятельства реализации похищенной продукции в г. Шахтерске, второй — «а торговых предприятиях г. Донецка, третий проводил следственные действия по установлению способов вывоза сырья и готовой продукции с химических комбинатов городов Щебекино и Волго-Донска, а также выполнял другие задания. Члены объединенной следственной группы регулярно обменивались взаимной письменной информацией, а связь между ними осуществлялась по телефону.

    Кроме того, для согласования некоторых вопросов и координации деятельности старший группы выезжал в Грузию, а следователь МВД ГССР в Донецке докладывал о результатах выполнения задания.

    Вышеизложенное позволяет заключить, что бригадный метод расследования уголовных дел при надлежащей организации работы является одной из эффективнейших форм дальнейшего повышения роли следствия в борьбе с преступностью.

    В. Зонс, зам. начальника следственного отдела УВД Донецкого облисполкома.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос