Приднепровская железная дорога

Дата публикации или обновления 19.07.2021
  • Уголовная практика в Украине
  • Как организована правовая пропаганда на Приднепровской железной дороге

    Следователи следственного аппарата МВД на Приднепровской железной дороге, правильно оценивая важность и значение предупредительной работы, считают ее неотъемлемой частью своей повседневной деятельности по борьбе с преступностью. Постоянно совершенствуя свое профессиональное мастерство, они настойчиво ищут новые методы выявления и устранения причин преступлений и условий, способствующих их совершению, расширяют и укрепляют деловые связи с трудящимися, приобретают в их среде все большее число добровольных помощников, готовых принять участие в выполнении тех трудных и благородных задач, которые стоят перед органами предварительного следствия, и внести свой вклад в дело борьбы с преступностью.

    В качестве основной формы предупреждения преступлений следователи МВД на Приднепровской железной дороге используют процессуальные средства, выявляя с их помощью обстоятельства, способствующие преступлениям. Важность этой формы предупредительной работы определяется тем, что она прямо предусмотрена уголовно-процессуальным законом и находится под строгим контролем надзорных органов.

    Мы постоянно изучаем представления, направляемые следователями в порядке ст. 23 УПК УССР, отдельные из них выносим на обсуждение слушателей школы повышения профессионального мастерства, анализируем ошибки, допускаемые следователями при написании представлений.

    Практикуемая у нас система организации профилактической работы создала предпосылки для постоянной активизации деятельности следователей по выявлению и устранению причин преступлений и условий, способствующих их совершению. Невозможно в рамках небольшой статьи, которая никак не сопоставима с возможностями, например, такого крупного медиа-ресурса, как ukr.media, охарактеризовать и осветить все стороны деятельности наших следователей по выявлению причин и условий, способствующих преступлениям. Коротко остановимся лишь на некоторых из них.

    Наиболее распространенными преступлениями на Приднепровской железной дороге являются хищения грузов, кражи личного имущества граждан и хулиганство. Поэтому деятельность следователей по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению этих преступлений, имеет особое значение.

    Наша практика показывает, что обстоятельствами, способствующими кражам вещей у пассажиров, являются: недобросовестное выполнение обязанностей отдельными проводниками пассажирских вагонов и недостаточно высокий уровень ревизорской службы, в результате чего в пассажирские вагоны проникают без билетов лица, ведущие бродячий, паразитический образ жизни, которые обычно и совершают преступления; недостатки в работе отдельных служб милиции и народных дружин, которые не всегда принимают своевременные меры к задержанию лиц без определенного места жительства и работы, алкоголиков и преступников-рецидивистов; нарушение работниками торговли правил и норм продажи спиртных напитков в магазинах, ресторанах — и другие обстоятельства.

    Выявляя обстоятельства, способствующие совершению краж, следователи также не оставляют без внимания довольно многочисленные случаи легкомысленного поведения потерпевших, которые вследствие чрезмерного употребления спиртных напитков и заведения сомнительных знакомств становились жертвами воров и грабителей.

    Довольно распространенным преступлением на Приднепровской железной дороге является хищение грузов, совершаемое обычно работниками железнодорожного транспорта.

    При расследовании таких преступлений следователи, наряду с обстоятельствами, способствующими хищениям грузов, изучают состояние трудовой дисциплины в том производственном коллективе, члены которого совершили преступление, устанавливают, как реагируют другие члены коллектива на совершенное преступление, какую правовую и политическую оценку преступным действиям дают руководство, партийная и профсоюзная организации.

    Например, 2 декабря 1969 г. на станцию Нижнеднепровск-Узел в составе грузового поезда № 3805 прибыл вагон № 2 578 411, на двери которого не оказалось пломбы и закрутки. При проверке груза была выявлена недостачу двух телевизоров марки «Огонек-2» общей стоимостью 710 руб.

    В таких случаях следователь прежде всего принимает меры к установлению места совершения преступления.

    Согласно документам указанный вагон был загружен 28 ноября 1969 г. на базе ОРСа Ингулецкого горнообогатительного комбината и отправлен со станции Ингулец в адрес Павлоградского смешторга.

    Таким образом, расследование по делу после проведения неотложных следственных действий по месту обнаружения кражи надо было начинать со станции Ингулец.

    Наиболее вероятной была версия о том, что хищение совершено грузчиками, производившими погрузку телевизоров в вагон.

    Следователь установил, что весовщик станции, в нарушение правил перевозки грузов, при погрузке не присутствовал, коммерческое состояние вагона не проверял, запись о приеме его к отправлению произвел по документам, представленным отправителем. Кроме того, ів отчете станции было указано, что вагон принят к отправке в 18 часов 28 ноября, тогда как фактически погрузка телевизоров была окончена только в 21 час 28 ноября, а вагон сдан для отправления в 3 час. 50 мин. 29 ноября. Таким образом, вагон всю ночь находился на подъездном пути. Здесь и могла быть совершена кража.

    Следователь установил также, что вагон был отправлен на станцию назначения без пломбы и с нестандартной закруткой.

    Работа по выявлению причин и условий совершения этого преступления планировалась следователем наряду с мероприятиями по сбору доказательств. Были внесены представления начальнику криворожского отделения Приднепровской железной дороги и управляющему Ингулецким горнообогатительным комбинатом, направлена информация в горком КПУ г. Кривого Рога.

    Случается, однако, что руководители предприятий надлежащим образом не реагируют на представления следователей, не принимают мер к строгому осуждению правонарушителей— работников данного предприятия, а это приводит к повторным преступлениям. Вот пример. 8 октября 1970 г. мастер строительного цеха Новомосковского шпалопропиточного завода Лымарь совместно с шофером Кивой, грузчиками Нортенко и Андриящевым похитили на заводе 4,5 т угля, вывезли его в город Новомосковск и продали. Часть вырученных денег они пропили в рабочее время, а остальные разделили между собой.

    15 октября 1970 г. участники хищения угля были изобличены и привлечены к уголовной ответственности.

    Директор завода т. Хоменко, получив от следователя сообщение о совершенном преступлении и о роли в нем Лымаря, в течение двух недель, вплоть до ареста мастера, не отстранял этого «руководителя» от занимаемой должности, а когда Лымарь был взят под стражу, с завода поступило ходатайство о передаче расхитителей государственной собственности на поруки.

    В связи с этим следователь направил представление руководству Приднепровской железной дороги и информацию в партийные органы, дав в этих документах правильную правовую и политическую оценку той беспринципной позиции, которую занял по отношению к преступникам директор Новомосковского щпалопропиточного завода член КПСС т. Хоменко.

    Следователи МВД на Приднепровской железной дороге, как правило, не ограничиваются сбором доказательств по делу и уже в процессе расследования выявляют причины преступления и условия, способствовавшие его совершению. Поэтому вносимые следователями представления содержат хорошо обоснованные рекомендации по устранению этих причин и условий.

    Так, например, следователь станции Симферополь т. Грекова в ходе следствия по делу о краже обуви на грузовом дворе этой станции установила и доказала, что весовщики — привратники грузового двора — плохо выполняют свои обязанности по контролю за вывозимыми грузами. Нередко грузы вывозятся одновременно через несколько дверей пакгауза, а весовщики, не всегда проверяют, соответствуют ли записи в документах фактическому количеству вывозимого груза.

    На основании собранных доказательств т. Грекова направила начальнику станции Симферополь представление, в котором с исчерпывающей полнотой и убедительностью доказала существование на грузовом дворе условий, способствовавших хищениям грузов, и внесла конкретные предложения по устранению этих условий.

    Следственное отделение МВД на Приднепровской железной дороге на основе анализа следственной практики в необходимых случаях вносит обобщенные представления руководителям Приднепровской железной дороги и других организаций. Такое представление было внесено, например, начальнику Приднепровской железной дороги. в декабре 1970 года.

    Наряду с этим, следователи МВД на Приднепровской железной дороге в своей профилактической деятельности довольно эффективно используют такие формы работы, как выступления перед трудящимися с лекциями и информациями о конкретных уголовных делах, организация консультационных пунктов на предприятиях.

    Например, только на станции Синельниково имеются три консультационных пункта, созданных по инициативе начальника следственного отделения т. Тинина. Кроме того, т. Тинин часто выступает с докладами на правовые темы по синельниковской районной радиотрансляционной сети, пишет статьи в местную газету.

    К сожалению, выступления следователей по радио и телевидению, а также в печати проводятся не систематически, от случая к случаю. В настоящее время мы принимаем меры к активизации этой формы правовой пропаганды. В частности, имеющаяся в пассажирских поездах радиоаппаратура будет использоваться для воспроизведения записанных на магнитофонную ленту докладов и лекций следователей по различным вопросам борьбы с преступностью на железнодорожном транспорте.

    Довольно успешными оказались эксперименты следователей линейного следственного отделения на станции Днепропетровск по применению в публичных выступлениях фрагментов магнитофонных записей показаний обвиняемых, свидетелей, потерпевших. Правда, опыт днепропетровцев пока не получил распространения, так как остальные линейные следственные отделения портативных магнитофонов не имеют.

    Большие возможности для использования в профилактических целях имеет киносъемка. Однако, чтобы обеспечить ее широкое применение, необходимо снабдить, по крайней мере, каждое линейное следственное отделение кинокамерой, кино- проектором и наладить бесперебойное снабжение следственного аппарата необходимыми материалами.

    В настоящее время у нас имеются две 16-миллиметровые кинокамеры «Киев-16с» без кинопроекторов.

    Не говоря уже о том, что такого количества аппаратуры для нас явно недостаточно, она еще и громоздка в работе. Для использования в следственной практике, в том числе для профилактических целей, наиболее удобными являются сравнительно недорогие 8-миллиметровые кинокамеры типа «Кварц-супер» и малогабаритные кинопроекторы «Луч», которых у нас, к сожалению, нет.

    Большую помощь в профилактике преступлений оказывают нам общественные помощники следователей.

    Например, по поручению начальника следственного отделения успешно выступает перед трудящимися локомотивного депо станции Днепропетровск общественный помощник следователя инженер т. Криворучко. Он неоднократно поощрялся за активное участие в борьбе с преступностью.

    В настоящее время в следственном аппарате МВД на Приднепровской железной дороге работает 30 общественных помощников следователя. Однако их успешная работа невозможна без систематической специальной подготовки. В связи с этим представляется целесообразным внести в Положение об общественных помощниках следователя органов МВД дополнение; которое регламентировало бы порядок их специальной подготовки.

    Та или иная форма предупредительной работы избирается следователем в зависимости от оперативной обстановки на участке обслуживания. Нередко наибольшего эффекта удается достигнуть, сочетая различные формы и методы предупреждения преступлений.

    Например, следователи следственного отделения на станции Днепропетровск, расследуя участившиеся случаи хулиганства на грузовом дворе, установили, что преступлениям способствует низкая трудовая дисциплина на Днепропетровской механизированной дистанции погрузочно-разгрузочных работ.

    Грузчики дистанции в рабочее время употребляли спиртные напитки, затевали ссоры и драки.

    Выяснилось также, что красного уголка и бытовых помещений дистанция не имела, а их строительство было отложено на неопределенный срок. Воспитательная работа в этом производственном коллективе не проводилась.

    Следователи направили руководителям станции и дистанции погрузочно-разгрузочных работ представления с просьбой устранить условия, способствующие преступлениям. На этом участке была активизирована правовая пропаганда. Следователи выступили с циклом лекций о значении борьбы с хулиганством и другими правонарушениями, иллюстрируя свои выступления конкретными примерами из следственной практики. Проведенная работа дала свои результаты: хулиганство на грузовом дворе станции Днепропетровск прекратилось.

    Конечно, результаты предупредительной деятельности следователей не всегда проявляются так конкретно. В большинстве случаев невозможно проследить зависимость между степенью активности правовой пропаганды и количествам совершаемых «преступлений. Это объясняется спецификой преступности на железнодорожном транспорте, где значительная часть преступлений совершается лицами, пребывающими вне сферы нашей профилактической работы. Нельзя также не учитывать, что правовое воспитание является длительным процессом и его результаты проявляются не сразу.

    Во всяком случае, мы убеждены, что наша правовая про- паганда и предупредительная работа, независимо от места их проведения и возможности учета результатов, вносит ощутимьй вклад в выполнение общей задачи ликвидации преступности в стране.

    А. Иванов, начальник следственного отделения МВД на Приднепровской железной дороге

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос