Метод моделирования и макетирования в художественном конструировании

Дата публикации или обновления 14.03.2022

Одним из важных средств достижения целостности формы является применяемый в художественном конструировании метод моделирования и макетирования.

Инженер, создающий конструкцию станка или машины, обычно начинает с поиска общей кинематической схемы. Эта схема постепенно детализируется, превращаясь в сложную структуру механизма. И вот как конечный результат, по которому конструктор судит о будущей форме предмета, появляются три проекции его общего вида. Таким образом, форма возникает как производное от разработки конструкции. Получить о ней полное и правильное представление по одним только проекциям в процессе проектирования, конечно, нельзя.

Художник-конструктор видит форму в целом еще задолго до того, как конструкция полностью определится. И в этом принципиальное отличие его работы от работы инженера.

Художник еще в стадии разработки самой основы предмета может показать инженеру в черновых перспективных набросках и простых макетах, как будет выглядеть в конечном счете данный вариант. Если их обоих этот источник не устраивает, если форма получается недостаточно гармоничной, то уже на сравнительно ранних этапах проектирования в конструкцию вносятся соответствующие коррективы.

Следует отметить, что на практике такое содружество пока еще редко. Во многих случаях инженер впервые «знакомится» со своим изделием, когда оно уже выполнено в материале.

И тут обнаруживаются иногда серьезные погрешности, относящиеся именно к форме ставка, к его удобству для человека, гармонии, пропорциям и т. д. В большинстве таких случаев кардинальные исправления станка без серьезной переделки всего его организма, без значительных затрат средств и времени уже невозможны.

Опыт многих КБ и СХКБ, многих инженеров и художников-конструкторов показывает, что сегодня макетирование и моделирование — это уже не пожелания дискуссионного порядка, а необходимый этап творческих поисков.

К сожалению, однако, еще далеко не везде осознали необходимость такого метода работы.

Еще немало инженеров и руководителей конструкторских организаций считает макетирование ненужной затеей. Между тем без применения этого метода трудно обеспечить совершенствование формы изделий, а значит, в известной мере и повышение их качества.

С того самого момента, когда на чертежах начинает выкристаллизовываться общая схема механизма, общая его компоновка, художник-конструктор должен активно включаться в работу. Его деятельность должна идти параллельно и совместно с работой инженера. От того, насколько хорошо они будут понимать .друг друга, зависит конечный результат конструирования.

Особенно возрастает роль художественного конструирования, значение макетирования сейчас, когда от производства «штучных» станков переходят к агрегатированию их из унифицированных узлов и деталей. Чтобы в этих специфических условиях получать станки высоких эстетических достоинств, художник-конструктор должен заранее проработать в макетах все возможные варианты, которые предусматривает та или иная система агрегатов, проверить на моделях всю гамму данного типа станков.

Сомов Ю.С. «Художественное конструирование и качество изделий». 1967. Типография изд-ва «Знание». Москва.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос