Грузы и их классфикация
Грузами на транспорте называют все предметы с момента приема их к перевозке до момента сдачи грузополучателю.
Автомобильный транспорт перевозит грузы, различные по физическим свойствам, роду упаковки и т. п. Вид груза является одним из важных факторов, определяющих выбор типа подвижного состава, условия его эксплуатации, способ выполнения погрузочно-разгрузочных работ и т. д. грузы могут быть сгруппированы по ряду признаков.
По способу погрузки-выгрузки грузы подразделяют на штучные, навалочные и наливные.
Штучные грузы характеризуются габаритными размерами, массой, формой, принимаются к перевозке и сдаются получателю по счету и массе.
Навалочные допускают по грузку и выгрузку навалом, т. е. выдерживают падение с высоты, учитываются по объему и массе, напри мер, грунт, песок, глина и т. п.
Наливные жидкие, полужидкие грузы. Их перевозят в цистернах.
Штучные грузы бывают тарные, которые перевозят только в упакованном виде, и бестарные. При перевозках груза в таре употребляют два определения массы: нетто - масса самого груза, брутто - масса вместе с тарой.
Тара предназначается для обеспечения сохранности груза и предохранения его от порчи и повреждения при погрузке, выгрузке и перевозке. 3pl логистика также осуществляется при наличии соотвествующей товарам качественной упаковке.
Она должна соответствовать роду и характеру перевозимого груза и обладать достаточной прочностью, обеспечивающей возможность применения погрузочно-разгрузочных механизмов, многоярусной укладки и т. д. Тара стандартизирована в зависимости от рода перевозимых в ней грузов по форме, габаритным размерам, материалу изготовления и степени жесткости.
В зависимости от материала изготовления тара бывает деревянная, стеклянная, металлическая, керамическая, текстильная, мочальная, бумажнокартонная, корзиноплетеная и т. д.
По степени жесткости тара бывает жесткая (ящики, бочки}, мягкая (мешки, тюки, эластичные оболочки) и полужесткая (корзины).
Тарные грузы в зависимости от рода тары бывают ящичные, мешковые и катные (бочки).
Многие из них имеют и первичную упаковку из бумаги, картона, полиэтилена. Иногда груз может быть заключен сразу в два вида тары, например молоко в бутылках (тaра), установленных в ящике (супертара) .
Тара предназначается для однократного и многократного использования. Она бывает индивидуализированной (для перевозки только одного или нескольких однородных грузов) или обезличенной (для любых грузов).
Индивидуализированная тара используется многократного, поэтому строго учитывается, и, как правило, возвращается в пункт отправки данного груза.
В зависимости от условий перевозки и хранения грузы делят на обычные и специфические.
К обычным относят грузы для перевозки, погрузки, выгрузки и складирования которых не требуется особых условий и которые можно перевозить на бортовых автомобилях.
Специфические грузы требуют особых мер по сохранности и безопасности при перевозке, погрузке, выгрузке и хранении. Они делятся на негабаритные, длинномерные, большой массы, опасные, скоропортящиеся, требующие coблюдения определенных санитарных условии и антисанитарные.
К негабаритным относятся грузы (кроме строительных грузов), имеющие размер одного места свыше 3,8 м по высоте или 2,5 м по ширине.
Длинномерные грузы разновидность негабаритных. Это такие грузы, свес которых над задним бортом превышает 2 м. При их перевозке необходимо применять одноосные прицепы, а при значительной длине груза прицепы-роспуски.
Грузы большой массы это те, масса отдельных мест которых превышает 250 кг (или 400 кг для катных грузов).
К опасным относят грузы, которые могут при отсутствии соответствующих мер во время перевозки или хранения послужить причиной увечья или гибели людей, разрушения объектов и т. п.
Скоропортящиеся грузы – грузы. при перевозке которых необходимо специализированный подвижной состав, обеспечивающий поддержание определенного температурного режима.
К грузам, требующим соблюдения определенных условии, относятся продовольственные товары.
К антисанитарным относятся acсенизационные и пылящие грузы.
С использованием: Ходош М. С. Грузовые автомобильные перевозки: Учебник для автотрансп. техникумов. М.: Транспорт, 1986.