Грузовые автомобили СССР 50-х годов
Очень важны для народного хозяйства грузовые автомобили. Свыше четырехсот тысяч грузовых автомобилей страна должна выпускать в год.
Если вытянуть эти машины в одну колонну, то ее длина будет больше, чем расстояние от Москвы до Урала.
Давайте посмотрим эти новые автомашины.
Начнем с самой маленькой. Это 2,5-тонный грузовик «ГАЗ-51» Горьковского автозавода имени Молотова. Он призван заменить автомобиль «ГАЗ-АА».
Новая машина отличается более мощным мотором, удобной кабиной для водителя, легкостью в управлении и большой прочностью и экономичностью. Она имеет высокую скорость и может очень долго работать без капитального ремонта.
Существенно новым у нее являются гидравлические тормоза, обеспечивающие безопасность движения по улицам городов и дорогам и облегчающие труд водителя. Эти автомобили можно использовать как грузовое такси.
Другой автомобиль «ГАЗ-63» — существенно отличается от своих собратьев.
Он предназначен для работы в особо трудных условиях: в районах, где плохие дороги.
Мощность мотора у «ГАЗ-63» передается на все четыре колеса. Как бы трудна ни была дорога, этот автомобиль сумеет преодолеть и глубокую грязь, и снег, и сыпучие пески пустыни.
Машина «ЗИС-150» Московского автозавода имени Сталина имеет мощный двигатель и грузоподъемность в четыре тонны.
Она выпускается с обычным кузовом и с кузовом в виде самосвала, который поднимается и опрокидывается гидравлическим подъемником, так что все четыре тонны груза можно выгрузить за сорок секунд.
Для перевозки тяжелых грузов будут служить грузовики «ЯАЗ-200». Эти машины можно легко узнать по фигурке медведя на радиторе. У этой машины мощный дизель в сто десять лошадиных сил, и она берет сразу семь тонн груза. Уже проектируют и строят опытные модели грузоонков на десять, двенадцать и более тонн.
Большое будущее в автотранспорте принадлежит прицепам.
Мощный автомобиль тащит за собой один-два, а иногда и несколько прицепов. Получается как бы поезд, идущий без рельсов. Особенно удобны такие поезда за городом, где нет крутых поворотов и перекрестков улиц.
Удобны прицепы еще в одном отношении.
Предположим, что какой-нибудь завод находится диско от станции железной дороги. Ежедневно с него вывозится готовая продукция для погрузки в вагоны.
Автомобилям придется подолгу простаивать перед заводским складом и на станции железной дороги, пока идет погрузка и выгрузка. Но можно этого избежать, если вместо автомашин пользоваться тягачами с прицепами.
Тягач, прибыв на место погрузки, приводит за собой несколько прицепов. Как только первые из них нагружены, он забирает их и доставляет на место выгрузки. Затем, не дожидаясь, пока их разгрузят, возвращается за следующими.
Вместо нескольких автомашин, с перевозкой справится один тягач с достаточным количеством прицепов.
До войны центрами автомобильной промышленности были Москва и Горький. Теперь автомобильные заводы строятся во многих местах Советского Союза.
Автомобильная промышленность выпустит свыше пятисот тысяч автомобилей. Из них четыреста двадцать восемь тысяч грузовиков, 65,6 тысячи легковых автомобилей и шесть тысяч четыреста автобусов.
Для автомобилей нужны высококачественные металлы, стекло, кожа, резина, пластмассы, шарикоподшипники, приборы, аккумуляторы и множество других изделий.
Всё это изготовляется на заводах-смежниках.
К концу пятилетки стране понадобится множество шоферов.
А если учесть всех работников, занятых в автопромышленности и на автотранспорте, то это составит население небольшого государства.
С использованием: Августынюк А., Вахман В. Транспорт советской державы. 1950 г.