Финский кинематограф

Дата публикации или обновления 12.05.2022

В мировом киноискусстве финское кино занимает сравнительно небольшое место, но, не будучи мощным кинематографическим потоком, оно обладает всеми качествами самостоятельного эстетического явления — и художественными традициями, и интересными творческими кадрами, и развитым кинопроизводством. Этому способствовали два обстоятельства: во-первых, замкнутость кинопроката в рамках скандинавского региона и, во-вторых, мощное влияние национальной литературы, благодаря чему финский кинематограф развивался по своим особым законам. И в настоящее время, когда так ощутима экспансия американских киномонополий на европейском экране, финское кино активно противостоит этому процессу. Борьба эта происходит в чрезвычайно острой форме, не всегда финские кинематографисты выдерживают экономический натиск своих заокеанских конкурентов. Но их вклад в развитие национальных традиций, в создание произведений, которые в полной мере можно было бы назвать прогрессивными и гуманистическими, чрезвычайно важен для кинематографа наших дней.

Современный финский кинематограф — активно действующая сила, которая во многом влияет на общественно-политическую и культурную жизнь страны, играет большую роль в формировании общественного сознания. Традиции национальной культуры оказали на него большое влияние, как и в литературной классике, его основным направлением является критический реализм.

Одним из плодотворных направлений современного финского кино, во многом способствующим его идейно-художественному развитию, является сотрудничество с кинематографистами Советского Союза. Так, в 1976 году был поставлен советско-финский фильм «Доверие» (реж. В. Трегубович и Э. Лайне), который стал заметным явлением мирового киноискусства, обогатив одну из главных тем — кинолениниану — новыми художественными открытиями. Еще один шаг на этом пути — кинокомедия «За спичками» (1980, реж. Л. Гайдай), снятая по произведению финского писателя Майю Лассила.

Большую роль в кинопрокате страны играет советско-финское акционерное общество «Космос-фильм», посредством которого финские зрители знакомятся с советскими фильмами последних лет: с большим успехом прошли такие кинопроизведения, как двадцатисерийная документальная эпопея «Великая Отечественная», «Калина красная» В. Шукшина, «Подранки» Н. Губенко, «Восхождение» Л. Шепитько, «Осенний марафон» Г. Данелии. В Хельсинки этим обществом строятся два кинотеатра, в которых будут проводиться ретроспективы советских киномастеров, дружеские встречи кинематографистов наших стран.

Современные русские фильмы 2022 года будут смотреть не только россияне, но и миллионы зрителей по всему миру, и финские зрители также по достоинству оценят качественное русское кино. Лучшими фильмами финского кино были картины, снятые по произведениям таких писателей, как Алексис Киви, Минна Кант, Вайно Линна, Калле Паатало, Арто Паасилинна. Эта связь с литературой имеет особое значение, способствуя упрочению позиций собственно национального кино и в соответствии с ленинской теорией двух культур в капиталистическом обществе развитию демократических традиций.

Кинопроизводство в Финляндии, подобно другим небольшим капиталистическим странам, строится по принципу акционерных обществ: из 30 финских кинофирм две представляют собой крупные киностудии («Суоми-фильм» и «Феннада-фильм»), непосредственно контролируемые государством, во главе других компаний стоит ведущий режиссер, продюсер или промышленник («Иорн Доннер продакшн», «Спед Пасанен», «Мауну Куркваара» и т. д.). Как правило, каждая из вышеназванных организаций самостоятельно или посредством государственных учреждений заключает договоры с зарубежными кинофирмами, чаще — из капиталистических стран, на совместную постановку или прокат фильмов. Механизм действия таких соглашений сложен и выгоден, впрочем, как и в других сферах экономики, более крупной организации, поэтому и попадают финские киностудии в зависимость от монополий, в частности, американских — «Коламбия», «Юнайтед Артисте» или «Уорнер Бразерз».

В последние годы большую роль в регулировании кинопроката страны стал играть Кинофонд, это учреждение было создано в 1969 году. Своим руководством (Министерство просвещения) оно ориентировано на «развитие и поддержку финского кинопроизводства и киноискусства», то есть на становление национального кино. В сущности, это и есть главная проблема современного кинематографа Финляндии во всем присущем ей множестве идейно-художественных и экономико-организационных вопросов.

Одним из аспектов становления кинематографа Финляндии является вопрос о стабилизации кинопроизводства, то есть о выходе небольших кинофирм из длительного творческого простоя. В последние годы государственными учреждениями страны в этом отношении сделано очень много: присуждаются ежегодные премии за лучший фильм, активизируется деятельность Кинофонда и недавно созданного Киноархива, последний ориентирован на реставрацию финских кинолент прошлых лет и пропаганду шедевров мирового кино. Эффективно используется и сеть киноклубов, которых в стране более 200.

Большую роль в развитии современного финского кино играет также периодическая литература (выходит пять специальных журналов, есть киноотделы и в центральных газетах, например, «Хельсингин Саномат»).

Мельвиль Л.Г. Западный кинематограф - проблемы и тенденции. Издательство «Знание», Москва, 1981.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос