Южное Приладожье

Дата публикации или обновления 16.11.2021
  • Европейский Север

  • Южное Приладожье охватывает Приладожскую низменность и лежащую к югу от нее Волховскую низину. По сравнению с западными и центральными районами Ленинградской области Южное Приладожье менее заселено. Это новый промышленный район, выросший в советские годы в связи с постройкой первенца советской электрификации — Волховской гидроэлектростанции. Теперь Южное Приладожье дает стране алюминий, бумагу и целлюлозу, нефтепродукты и различные химические продукты, лесоматериалы.

    Примыкающая к южному берегу Ладожского озера Приладожская низменность состоит из плоских террас, поднимающихся от озера уступами. На нижних террасах — дюны, поросшие сосной, сложенные песками береговые валы, на верхних — травяные и моховые болота, чередующиеся с заболоченными сосновыми и сосново-берсзовыми лесами, лугами и зарослями ивняков. Вдоль берега Ладожского озера, от истоков Невы до устья Сяси, тянется построенный в 80-х годах XIX в. Ново-Ладожский канал. После создания Волго-Балтийского водного пути Ново-Ладожский канал используется лишь для местных нужд.

    Вдоль канала, между ним и берегом Ладожского озера, расположены рыбацкие селения, среди них — Кабона, вошедшая в историю Великой Отечественной войны. Во время блокады Ленинграда Кабона служила начальным пунктом проложенной по льду Ладожского озера Дороги жизни. Зимой 1941/42 и 1942/43 гг. по этой ледовой трассе было установлено автомобильное движение до пристани Осиновец на западном берегу озера.

    Позиции гитлеровцев находились всего в 10 км от трассы; фашистские бомбы часто попадали в автомашины, разрушали лед. Только за навигацию 1942 г. Кабону и Осиновец бомбили почти 170 раз.

    Но остановить работу трассы фашистам не удалось, и размер перевозок с каждой неделей возрастал.

    Только за пять месяцев зимой 1941/42 г. через Кабону по ледовой дороге было перевезено 360 тыс. т продовольствия и боеприпасов, вывезено из Ленинграда свыше полумиллиона детей, женщин и стариков.

    Для защиты от вражеских бомбежек близ Кабоны был построен подземный городок, а по дну озера проложен трубопровод, по которому в Ленинград подавалось горючее.

    На юге Ладожского озера в него впадает река Волхов. На берегу озера, в устье Волхова, расположен старинный город Новая Ладога. Город основан Петром I в 1703 г.

    Современная Новая Ладога — центр ладожского рыболовства, в городе работают рыбоконсервный и судоремонтный заводы. В Новой Ладоге сохранились казармы бывшего Суздальского полка, которым в 60-х годах XVIII в. командовал А. В. Суворов.

    К югу от Новой Ладоги на автомобильной дороге, связывающей ее с городом Волховом, расположено старинное селение Старая Ладога. В прошлом оно называлось просто Ладогой. В XI в. Ладога стала торговым центром и укрепленным пунктом Новгородской Руси. В ней была построена крепость, развалины которой можно видеть и теперь.

    На территории крепости сохранились замечательные памятники древнерусского церковного зодчества — Георгиевская и Успенская церкви XII в.

    На пересечении реки Волхова железной дорогой, идущей от Ленинграда на Петрозаводск и Вологду, стоит город Волхов. Он возник в советские годы у стройки Волховской гидростанции имени В. И. Ленина. Из Волхова можно удобно добраться до Ленинграда, где не составит труда купить билеты Петербург Москва для осмотра достопримечательностей столицы нашей необъятной Родины.

    Решение о строительстве Волховской ГЭС было принято Советским правительством 14 июля 1918 г. по инициативе В. И. Ленина. 19 декабря 1926 г. первенец советской гидроэнергетики вступил в строй.

    Через три года после пуска гидростанции на базе тихвинских бокситов и электрической энергии Волховской ГЭС в Волхове начал строиться первый в СССР алюминиевый завод. В мае 1932 г. на Волховском заводе был получен первый советский алюминий.

    Теперь алюминиевый завод имеет в своем составе глиноземный цех, перерабатывающий нефелиновые концентраты, привозимые с Кольского полуострова, и электролизный цех, изготовляющий из глинозема алюминий высокой чистоты, используемый для фольги. На отходах, получаемых при переработке нефелина, в Волхове работает химический завод, вырабатывающий соду, поташ, серную кислоту, двойной суперфосфат.

    Современный Волхов не только один из самых крупных промышленных центров Ленинградской области, но и важный транспортный узел. Железнодорожные линии расходятся от Волхова в четырех направлениях: на Ленинград, Петрозаводск, Вологду и Новгород. От Волховской пристани теплоходы ходят вниз до Новой Ладоги и вверх до Новгорода.

    Город раскинулся по обоим берегам реки, соединенным железнодорожным и автомобильным мостами. Река Волхов достигает в городе ширины свыше 200 м. Бетонная плотина, перегородившая реку, имеет длину 213 м и высоту 17,6 м и создает подпор воды 10—12 м. Со стороны правого берега к плотине примыкают шлюз для пропуска судов и здание силовой станции. На правом берегу реки установлен памятник академику Г. О. Графтио, который проектировал гидростанцию и руководил ее строительством.

    Главная промышленная часть города правобережная, она вытянулась полоской вдоль реки на 8 км.

    Основная магистраль — прямой и длинный Кировский проспект — застроена многоэтажными домами.

    Среди населения левобережной части, примыкающей к железнодорожной станции, много железнодорожников. Вдоль Волхова по левому берегу тянется новая набережная.

    Пространство к югу от Балтийско-Ладожского уступа до озера Ильмень занимает плоская заболоченная лесистая Волховская низина. Низину с юга на север пересекает река Волхов, судоходная на всем протяжении. Эта полноводная река, берущая начало в озере Ильмень, спокойно течет в неширокой пойме. В верхнем и среднем течении Волхов принимает ряд притоков, самые значительные из них Вишера, Кересть, Оскуй, Пчевжа. Параллельно реке Волхову по его левому берегу протянулась железная дорога Волхов — Новгород. Вдоль нее сосредоточены все самые значительные поселения низины.

    К югу от города Волхова на левом берегу реки находится селение Гостинополъе. В далеком прошлом здесь, у начала Волховских порогов, происходила встреча новгородцев с прибывавшими сюда купцами из городов Ганзейского союза.

    В 56 км к югу от города Волхова находится город Кириши. Он вырос на месте уничтоженного фашистами во время Отечественной войны пристанционного рабочего поселка. Своим возникновением город обязан постройке нефтеперерабатывающего завода. Строительство этого гиганта Большой химии, крупнейшего на Европейском Севере нефтехимического предприятия, началось в 1961 г. Первая очередь завода вступила в строй в 1966 г. и уже дает бензин, мазут, дизельное топливо, битумы. Вступила в эксплуатацию мощная Киришская ГРЭС, дающая заводу электрическую энергию.

    Далее: Северный Валдай

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос