Транспорт Европейского Севера

Дата публикации или обновления 14.11.2021
  • Европейский Север

  • По уровню развития транспорта Европейский Север занимает одно из первых мест в стране. Так, по размеру грузооборота железнодорожного, морского и речного транспорта район находится на четвертом месте в СССР после Донецко-Приднепровского, Уральского и Центрального районов. В отличие, например, от Центрального района Европейский Север значительно меньше вывозит грузов в другие районы и ввозит из других.

    На Европейском Севере, как, впрочем, и в других районах страны, железнодорожный транспорт преобладает. Его доля в перевозках грузов около 70%. Протяженность железных дорог Европейского Севера 11,2 тыс. км, электрифицированных линий — больше 950 км. По густоте железных дорог Европейский Север в силу значительности своей территории уступает большинству других районов Европейской части СССР.

    Железнодорожная сеть района в основном была создана еще задолго до Великой Октябрьской революции. Именно на территории Европейского Севера началось железнодорожное строительство в России. Это здесь в 1837 г. построена первая в России железная дорога Петербург — Царское Село. В 1851 г. сооружена первая в стране крупная железная дорога из Петербурга в Москву (Николаевская) протяжением 651 км.

    В 1853—1862 гг. построена железная дорога Петербург — Варшава (через Гатчину — Вильно), в 1864 г. — Балтийская (Петербург — Ораниенбаум). В 70-х годах XIX в. сооружены железные дороги Москва — ЯрославльВологда, Чудово — Новгород — Старая Русса, а также Рыбинск — Бологое, давшая выход грузам с верхней Волги к Петербургскому порту.

    Железнодорожная сеть особенно расширилась в конце XIX — начале XX в., когда построены дороги Бологое — Псков — Рига, Вологда — Архангельск, Петербург — Вятка — Пермь с ответвлением от Вятки на Котлас. В этот же период Петербург был связан линией с Донбассом через Витебск — Брянск. Во время первой мировой войны была сооружена железная дорога, соединившая Петроград с Мурманском.

    До Октябрьской революции железнодорожное строительство велось преимущественно в пределах юго-запада Европейского Севера для обеспечения нужд Петербурга. В первые годы после Великой Октябрьской революции была построена железная дорога Ленинград — Новгород. Строительство железных дорог распространилось и на северную часть района. В годы довоенных пятилеток вошли в эксплуатацию железные дороги Апатиты — Кировен и Коноша — Вельск. В 1941 г. введена в эксплуатацию Северо-Печорская магистраль (Коноша — Котлас — Воркута). Проведенная вдоль южного берега Белого моря железная дорога Беломорск — Обозерская улучшила сообщение Мурманской области с Центральным районом. В послевоенные годы построена Западно-Карельская железная дорога, проходящая вдоль нашей государственной границы с Финляндией.

    Основу современной железнодорожной сети района образуют 11 магистралей, расходящихся по радиусам из Ленинграда в направлениях на Москву, Витебск — Киев — Одессу, Вологду — Буй —Киров и Мурманск, Выборг — Лужайку (станция на границе с Финляндией), Таллин, Псков — Ригу, Псков — Вильнюс — Львов, Новгород. Эти радиальные дороги связываются тремя полукольцевыми линиями: первая соединяет вокзалы, морской и речной порты Ленинграда; вторая, удаленная от Ленинграда на 40—50 км, проходит через Гатчину — Новолисино — Мгу — Всеволожск — Парголово с переходом через Неву; третья связывает Лугу — Новгород — Чудово — Волхов.

    В северной части района железнодорожная сеть слабо разветвлена; основу ее составляют магистральные дороги меридионального направления (на Архангельск, Мурманск и Юшкозеро) и северо-восточного (на Воркуту).

    Среди железнодорожных узлов района особенно выделяется Ленинградский, уступающий в стране по грузообороту только Московскому.

    Новые железные дороги сооружаются главным образом в лесистых районах Европейского Севера, там, где нет водных сплавных путей. Так, в 1959—1965 гг. построены железные дороги Суккозеро — Юшкозеро, Архангельск — Карпогоры, Микунь — Ёртом с веткой на Кослан.

    На долю речного транспорта Европейского Севера приходится сейчас почти 25% районных перевозок грузов. Это и понятно: в крае очень развита речная сеть, здесь множество озер, в том числе такие огромные, как Ладожское, Онежское, Чудское. Другой важный факт состоит в том, что на Русском Севере издавна существовала обширная система каналов. И наконец, для развития речного судоходства очень важным было и остается то, что система водных путей Европейского Севера имеет хорошие выходы к морю.

    Главные виды грузов, перевозимых речным транспортом — это лесные материалы, железные руды, апатитовый концентрат, серный колчедан, нефтепродукты, строительный камеиь, другие строительные материалы и сельскохозяйственные продукты.

    Продолжительность навигации на внутренних водных путях в юго-западной части Европейского Севера достигает 230— 260 дней, в северо-восточной — 180—200 дней. Применение речных ледоколов позволяет несколько удлинить навигацию.

    Длина судоходных путей района 19 тыс. км, а лесосплавных — 100 тыс. км. Самые значительные судоходные пути — это Вол-го-Балтийская водная система, протянувшаяся от Рыбинска до Ленинграда, Северная Двина и Печора с их притоками, Ладожское и Онежское озера, Беломорско-Балтийский канал.

    Значение речного транспорта на Европейском Севере выросло после реконструкции Вол го-Балтийского водного пути. Сейчас по этой водной магистрали возможен проход крупнотоннажных судов. Кроме того, здесь осуществляются смешанные бесперевалочные поревозки между речными и морскими портами.

    Путь по внутренней воднотранспортной системе СССР из Балтийского моря в Черное вдвое короче морского пути вокруг Европы.

    Новый Волго-Балтийский водный путь заменил старый Мариинский, построенный в начале XIX в. Мариинский путь в последние годы не удовлетворял потребности перевозок: суда теряли много времени в шлюзах (их на канале между Ковжей и Вытегрой было 39, а шлюзование в каждом из них длилось часами).

    Второе звено единой воднотранспортной системы — Беломорско-Балтийский канал, проходящий в пределах Беломорско-Онежского перешейка по озерам Выгозеро, Маткозеро и реке Выг, введен в эксплуатацию в 1933 г. Существует также Северо-Двинская водная система, построенная еще в 1828 г.

    Она соединяет каналами через несколько рек и озер реки Шексну и Сухону.

    Возобновлено судоходство по Сайменскому каналу, проходящему по территории Финляндии и СССР между озерами Сайма и Финским заливом. По договору 1962 г. между СССР и Финляндией советская часть Сайменского канала (около 34 км) с прилегающей к ней территорией передана в аренду Финляндии.

    По общему размеру грузоперевозок морским транспортом район стоит на третьем месте в СССР, уступая лишь Дальневосточному району и Югу.

    Приморское положение, морские порты, которые действуют круглый год, удачное сочетание морских путей с речными и железнодорожными, близость к другим развитым районам страны обусловливают крупную роль Европейского Севера во внешних экономических связях Советского Союза, особенно с зарубежными социалистическими странами.

    Самый крупный морской порт района и всей страны — Ленинград. В послевоенные годы благодаря современным ледоколам Ленинград стал портом круглогодового действия (правда, иногда сложная ледовая обстановка затрудняет ледокольную навигацию). В суровые зимы расстояние от Ленинградского порта до «чистой» воды на Финском заливе достигает 260 км. На Ленинградский порт приходится 2/б всего грузооборота советских балтийских портов. Весьма разнообразный экспорт этого порта составляют машины, лесные материалы, калийные соли, серный колчедан, каменный уголь, химические продукты. Импортируются через Ленинградский порт трубы, различное оборудование, химические грузы, сахар, фрукты, хлопок.

    В тысяче километров севернее Ленинграда находится Мурманск — единственный крупный незамерзающий порт на Европейском Севере и самый крупный заполярный порт в мире. По размеру грузооборота он вдвое меньше Ленинградского порта. Эти два крупнейших порта дополняются специализированными портами, в основном лесными, такими, как Архангельск, Мезень, Нарьян-Мар, Онега, Кемь, Выборг и др.

    Среди них выделяется Архангельск — крупнейший в СССР лесоэкспортный глубоководный порт. Он расположен на Северной Двине при впадении ее в Двинскую губу (залив). Архангельск, как и Мурманск, служит головным портом Северного морского пути. Навигация в нем продол- жается до семи-восьмн месяцев и удлиняется до десяти месяцев при использовании ледоколов.

    В пунктах смыкания морских путей с речными и особенно с магистральными железнодорожными сложились значительные транспортные узлы. В них происходит перевалка грузов с одного вида транспорта на другой. Через Архангельск, например, приплавляемая по Северной Двине древесина отправляется в виде пиломатериалов и других изделий в районы Европейской части СССР железнодорожным, а в зарубежные страны морским транспортом.

    Роль автомобильного транспорта в обслуживании потребностей народного хозяйства в перевозках с каждым годом возрастает.

    Густота сети автомобильных дорог отдельных частей Европейского Севера разная. Особенно много автомобильных дорог вокруг Ленинграда и в тяготеющей к Финскому заливу части Ленинградской области, а также в Псковской и на западе Новгородской областей. С другой стороны, мало автомобильных дорог на севере района и на юго-востоке Коми АССР.

    На юге района главные автомобильные дороги, по радиусам расходясь из Ленинграда, ведут на Москву, Киев — Одессу, Нарву — Таллин, Выборг, Лодейпое Поле — Петрозаводск. Среди важных автомобильных дорог в других частях района следует отметить дороги: Котлас — Горький. Архангельск—Вологда—Москва, Петрозаводск — Медвежьегорск — Беломорск.

    Развитие автомобильнодорожной сети района предусматривает сооружение и реконструкцию магистральных линий, а также сооружение полукольцевых линий вокруг Ленинграда. Строится автомобильная дорога Ленинград — Мурманск протяжением 1400 км и дорога Вологда — Новая Ладога.

    Трубопроводный транспорт стал ускоренно развиваться в районе после Великой Отечественной войны, особенно с 1959 г. Сейчас сеть трубопроводов Европейского Севера уже значительна. Сланцевый газ из Сланцев и Кохтла-Ярве (Эстония) передается по газопроводу в Ленинград. По газопроводам Серпухов — Ленинград поступает природный газ месторождений Северокавказских и Восточноукраинских, Горький — Череповец — Саратовских, Вой — Вож — Сосногорск — Тимано-Печорских. В 1967 г. введен в действие газопровод Белоусово — Ленинград, по которому передается газ Среднеазиатских месторождений.

    После сооружения магистрального газопровода Север Тюменской области — Юго-Запад СССР (Надым — Котлас — Рыбинск — Торжок — Минск) резко увеличится потребление природного газа хозяйством юга района, а благодаря газоотводам от него (Грязовец—Вологда — Череповец — Ленинград, Волхов — Петрозаводск, Котлас — Плесецк — Архангельск, Микунь — Сыктывкар) будут газифицированы и другие его части. Газ Ямало-Ненецких месторождений поступит в Ленинград через Торжок и Вологду — Череповец.

    Строится газопровод Валдай — Старая Русса — Псков — Рига.

    Нефтепроводный транспорт гораздо меньше развит, чем газопроводный.

    Нефть недавно освоенных Тронцко-Печорскнх, Тэбукского (северо-восточнее Ухты) и Дилерского (южнее Ухты) месторождений транспортируется по нефтепроводам Нижняя Омра — Ухта (около 170 км), Тэбук — Ухта (65 км) и Джьер — Ухта (100 км) на Ухтинский нефтеперерабатывающий завод.

    Магистральный нефтепровод сооружен для передачи волго-уральской нефти через Ярославль в Кириши. Жидкое моторное топливо для автомобилей из Киришей в Ленинград предполагается доставлять продуктопроводом.

    Воздушный транспорт появился на Европейском Севере в начале 30-х годов. Однако ускоренно он стал развиваться лишь с конца 50-х годов и уже теперь превращается в один из основных видов пассажирского сообщения.

    Перевозки пассажиров достигают примерно 3/4 всего объема работы воздушного транспорта Европейского Севера. Кроме перевозок пассажиров, почты и грузов гражданская авиация несет противопожарную охрану лесов, участвует в исследованиях Арктики, в аэрофотосъемках, в геологических поисках, в строительстве газопроводов. За последнее время усилилось ее применение в медицинском обслуживании населения отдаленных районов, особенно Заполярья, а также в сельском хозяйстве и рыбном промысле. Во многих глубинных районах Севера и Заполярья гражданская авиация все еще служит единственным средством регулярного почтово-пассажирского сообщения. Поэтому здесь особенно быстро растет сеть местных воздушных линий. Регулярным воздушным сообщением охвачены практически почти все сельские районные центры и большинство леспромхозов. Уже теперь перевозки пассажиров по местным воздушным линиям Европейского Севера достигают 40% их общего объема.

    Перевозки пассажиров по союзным и местным линиям и пассажирооборот Европейского Севера занимают в Союзе б—7%.

    Ленинградский аэропорт — один из крупнейших в стране. Протянувшиеся от него воздушные пути достигают около 100 тыс. км. Регулярным воздушным сообщением

    Ленинград связан с Москвой, столицами всех союзных республик,, городами Поволжья и Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также с курортами Кавказа, Крыма и Прикарпатья. В летнюю навигацию на линии Ленинград — Москва — Ленинград наводится как бы воздушный мост: из аэропортов Ленинграда и Москвы самолеты следуют с интервалами в один час. Ежедневно из Ленинградского аэропорта скоростные самолеты отправляются в 60 направлениях.

    Только две международные линии имел Ленинградский аэропорт до весны 1968 г.: Ленинград.— Хельсинки и Ленинград — Копенгаген. Затем лайнерами стали выполняться регулярные рейсы в Париж, Лондон, Амстердам, Варшаву (через Вильнюс), Берлин, Будапешт, Прагу и Женеву. Ленинград стал вторым после Москвы международным аэропортом страны.

    Размещение транспортных путей на Европейском Севере неравномерное. Половина железных дорог сосредоточена на юго-западе — в Ленинградской, Псковской и Новгородской областях. Гораздо слабее транспортная сеть в восточной части района.

    Мало железных и автомобильных дорог в Архангельской области, в Коми АССР, на востоке Вологодской области, а также на юго-востоке Карелии, в центральной и восточной частях Мурманской области. Ограничено транспортное использование рек в северо-западных и западных, а также и в приуральских частях Европейского Севера, где многие реки без их углубления и спрямления непригодны для современных крупнотоннажных судов.

    В составе вывозимых из пределов Европейского Севера грузов главное место занимают (по стоимости) оборудование, машины и приборы, а также изделия легкой промышленности. Однако по весу 2/з всего отправления составляют лесные грузы, апатитовый концентрат, минеральные удобрения, черные металлы, строительные материалы.

    Среди ввозимых в район грузов главные: донецкий уголь, нефть и нефтепродукты из Поволжья, Урала и Кавказа, черные и цветные металлы (главным образом с Урала и из Донецко-Приднепровского района), сырье для легкой и пищевой промышленности (хлопок-волокно из Средней Азии), продовольственные продукты.

    Далее: Районы Европейского Севера

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос