Псковский юг

Дата публикации или обновления 21.11.2021
  • Европейский Север

  • Псковский юг охватывает почти 1/3 площади Псковской области и занимает равнину, окаймляющую широкой полосой с юга Бежаницкую возвышенность и Приловатскую низменность. Равнинность этой территории нарушают местами холмы, особенно на востоке, куда заходят отроги Валдайской возвышенности, и на крайнем западе.

    Для Псковского юга характерно обилие озер, которые часто соединены между собой речками и ручьями, принадлежащими в основном к бассейнам Великой и Ловати. Среди городов территории выделяется важный транспортный узел и промышленный центр — Великие Луки. Этот второй после Пскова по численности населения (более 85 тыс. жителей) и индустриальному значению город Псковской области расположен в верховьях реки Ловати, на пересечении железных дорог Москва — Рига и Бологое — Полоцк.

    Великие Луки — древний русский город, первое упоминание о котором в Новгородской летописи относится к 1166 г. Его основали как стратегический и торговый центр. Тогда город назывался просто Луки, вероятно, потому, что стоял в излучине реки Ловати, но с 1406 г. в псковских летописях он именуется уже Великими Луками. Великие Луки, как и другие старые русские города, состояли из двух частей — крепости («города») и окружавшего ее посада. В течение длительного периода они представляли собой укрепленный пункт, охранявший подступы не только к Новгороду и Пскову, но и к Москве.

    Благоприятное положение Великих Лук на пересечении водного пути и сухопутных дорог в Москву, Прибалтику и Польшу способствовало росту ремесла и торговли. В городе развивалось кожевенное, сапожное и кузнечное ремесленные производства. Кожи и изделия из них, лен, пенька и другая продукция сельского хозяйства тогда были главными предметами торговли великолучан.

    В XIX в. в связи с перемещением границ России далеко на север и запад и появлением новых торговых путей Великие Луки утратили свое прежнее стратегическое и экономическое значение. Фабричная промышленность в городе не развивалась, а существовали лишь небольшие кожевенные, щетинные, свечные и другие полукустарного типа предприятия, перерабатывавшие местное сельскохозяйственное сырье.

    Некоторое оживление в жизни Великих Лук происходит в начале XX в. в связи с постройкой железной дороги, которая прошла через них, и созданием мастерских для ее обслуживания. Но и после этого Великие Луки оставались ничем не примечательным провинциальным уездным городом со слаборазвитой промышленностью. Перед первой мировой войной в нем жило лишь 16 тыс. жителей. В советские годы город сильно вырос. Еще до Великой Отечественной войны здесь были созданы паровозовагоноремонтный завод, большая трикотажно-перчаточная фабрика и несколько предприятий пищевой промышленности.

    Претерпел изменения и облик Великих Лук. Но преображение древнего города было прервано в 1941 г. нападением фашистской Германии. Гитлеровцы захватили Великие Луки и за 16 месяцев оккупации превратили их в развалины.

    В послевоенное время фактически создан новый, индустриальный город. Ныне его промышленный облик определяют машиностроение и металлообработка. Здесь возникли новые крупные заводы и фабрики. Их продукция — высоковольтные и радиоизмерительные приборы, а также машины для лесного хозяйства и разработок торфа.

    В кукурузную кампанию Хрущёва оказалось, что в Посковской области кукуруза не выспевала, за короткое лето успевая лишь сформировать початок, поэтому мечты о переработке 400 тысяч тонн кукурузы в северных областях страны так и остались нереализованными.

    Значительно расширено старейшее предприятие города—локомотиво-вагоноремонтный завод, который стал выпускать хопперы — дозаторы (специальные вагоны) для строительства и ремонта железных дорог.

    Развивается в городе и легкая промышленность, дающая льняные и швейно-трикотажные изделия, изделия из ацетатного и вискозного шелка, капрона, орлона.

    Значительное место в индустрии занимают обработка древесины (мебельная и картонная фабрики) и производство строительных материалов.

    Росту промышленности в Великих Луках благоприятствует транспортное положение города. Он представляет собой железнодорожный узел, связанный стальными путями с Москвой, Ленинградом, Ригой и Полоцком.

    Великие Луки — город студенческой молодежи. В нем находятся сельскохозяйственный институт, филиал Ленинградского института железнодорожного транспорта, а также несколько техникумов. Здесь есть краеведческий музей, драматический театр, перед которым на площади установлен бюст дважды Героя Советского Союза К. К. Рокоссовского — земляка великолучан. Облик города по сравнению с довоенным временем неузнаваемо изменился. В Великих Луках проложены асфальтированные озелененные улицы, построены новые дома, благоустроены набережные реки Ловати, разбиты скверы и парки.

    В городском парке над Ловатью установлен памятник Герою Советского Союза Александру Матросову, совершившему свой подвиг на Великолукской земле. На живописном острове Дятлинка, который в черте города делит реку на два узких рукава, рядом с древней крепостью заложен детский парк. В 1960 г. на древнем крепостном валу открыт памятник-обелиск в честь воинов, павших в боях за освобождение Великих Лук от фашистских захватчиков.

    На воинском кладбище находится могила с обелиском Героя Советского Союза, 86-летнего колхозника Матвея Кузьмина, повторившего в годы Великой Отечественной войны подвиг Ивана Сусанина.

    К востоку и юго-востоку от Великих Лук располагается Жижицко-Двинская озерно-ледниковая равнина. Большие площади ее покрыты сосновыми лесами и заняты лесными озерами различной величины и формы. Из озер особенно выделяется своими размерами Жижицкое. Его площадь достигает 56,6 кв. км, а максимальная глубина — 20 м. Этот водоем, как и другие соседние озера, богат рыбой: особенно щукой, снетком, окунем, судаком.

    Далее: Мурманская область

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос