Облик города Ленинграда и его планировка

Дата публикации или обновления 14.11.2021
  • Европейский Север

  • В петровском «Журнале» за 1703 г. значилось: «...в 16 день мая... крепость заложена и именована Санктпетербурх».

    Крепость стала на острове Заячьем там, где река делится на два рукава, и пушки ее грозили шведским кораблям и в том случае, если бы они пошли к северным русским землям по Малой Неве, и в том, если бы двинулись по Большой Неве. Так волей Петра началась история Петербурга — Петрограда — Ленинграда.

    На грани XVIII в. в России уже существовал общерусский рынок, возникали ремесленные предприятия, казенные и купеческие мануфактуры, появилась активная прослойка купечества и промышленников.

    Представители нарождающейся буржуазии и, конечно, сам Петр I считали, что молодая держава нуждается в городе-порте, который послужит выходом в Европу для сбыта продукции. Таким городом и стал Петербург. Новая столица Русского государства, выросшая на заболоченных невских берегах, которые не смог бы осушить даже работающий круглые сутки насос км 65-50-125, явилась, кроме того, как бы символом крутых петровских реформ, повернувших Россию на путь прогрессивного развития.

    Этот невиданный на боярской Руси дивный, холодный город стал воплощением насыщенной событиями эпохи в истории нашей страны, выражением ее государственности и духовной культуры.

    Позднее здесь, в центре реакционного русского абсолютизма, вели борьбу за свободу народа многие поколения революционеров; здесь родилась русская наука и великая русская литература.

    В мире нет человека, который бы не связывал с именем Ленинграда представление о городе, положившем начало революционному преобразованию мира. Здесь под руководством В. И. Ленина в огне трех русских революций ковались кадры большевиков, возглавивших Великую Октябрьскую социалистическую революцию, создавшую первое в истории государство рабочих и крестьян.

    После Октября в гражданскую войну, во времена хозяйственной разрухи, в трудные годы восстановления и реконструкции народного хозяйства рабочие Ленинграда показывали пример мужественной борьбы за Советскую власть. Они шли впереди в освоении выпуска новых промышленных изделий, помогали партии в социалистической перестройке сельского хозяйства, положили начало социалистическому соревнованию за досрочное выполнение пятилеток. Известно, как высоко оценивал питерских рабочих В. И. Ленин: «Питер — не Россия. Питерские рабочие — малая часть рабочих России. Но они — один из лучших, передовых, наиболее сознательных, наиболее революционных, наиболее твердых... отрядов рабочего класса и всех трудящихся России» (В. И. Ленин. Полн. собр. соч., т. 36, стр. 361).

    В годы Великой Отечественной войны ленинградцы показали пример величайшей стойкости и мужества. В условиях 900-дневной блокады, невероятных лишений и опасностей они готовили оружие и боеприпасы, сражались на передовой у стен родного города, охраняли от бомб и пожаров его исторические памятники.

    Современный Ленинград — второй в СССР город по численности населения (на 15 января 1970 г.— 3950 тыс. человек). О его выдающейся роли в стране свидетельствуют такие цифры. Здесь более 5% всех работающих в Советском Союзе специалистов с высшим образованием, свыше 8% инженеров, около 8% научных работников.

    Ленинград — центр высококвалифицированной промышленности и крупный транспортный узел, сочетающий все виды современного транспорта (железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный).

    В экономико-географическом положении Ленинграда после войны произошли значительные изменения.

    До 1940 г. город Ленина был единственным советским портом на Балтике. После вхождения в состав СССР прибалтийских советских республик, Карельского перешейка, а в 1945 г. Калининградской области установилось своеобразное «разделение труда» между Ленинградским и новыми советскими портами на Балтийском море. Кроме того, возникли широкие экономические связи Ленинграда с Литовской ССР, Латвийской ССР и особенно Эстонской ССР. С другой стороны, после войны резко выросли торговые связи Ленинградского порта с заграницей и главным образом с братскими социалистическими странами.

    Изменилось экономико-географическое положение Ленинграда и по отношению к районам Европейского Севера страны. Так, на протяжении всего советского периода гигантский город перешел на использование отечественного сырья и топлива, базируясь в основном на ресурсах Европейского Севера. Коренной реконструкции подверглось энергоснабжение города Ленина в связи с постройкой гидростанций на Свири, Волхове и Вуоксе, тепловых станций на торфе, созданием газопроводов и т. д.

    Освоение ресурсов Европейского Севера потребовало развития и усовершенствования транспорта (достройка и реконструкция Мурманской железной дороги, строительство Печорской магистрали, реконструкция Волго-Балта и т. д.).

    Вместе с усилением связей Ленинграда в пределах Европейского Севера росли и усложнялись контакты города с другими районами СССР. По данным за 1959 г. Ленинград ввозил из других районов до 70% сырья и вывозил 2/3 производимой им промышленной продукции.

    Широка и многообразна специализация ленинградской промышленности, причем для нее характерно высокое качество выпускаемой продукции, повышенная надежность, техническое совершенство изделий. Мировой известностью пользуются такие гиганты машиностроения, как Кировский завод и Ижорский (в Колпино близ Ленинграда) завод, Невский машиностроительный завод имени В. И. Ленина, заводы «Электросила», имени XXII съезда КПСС.

    Послевоенный Ленинград — один из важнейших центров технического прогресса в стране. Здесь сосредоточены не только крупнейшие промышленные предприятия, но и многочисленные высшие учебные заведения, научно-исследовательские и проектные институты.

    Основная промышленная продукция Ленинграда — продукция машиностроения (энергомашиностроение, электротехника, радиотехника, судостроение, приборостроение).

    Энергомашиностроение — одна из основных отраслей промышленности Ленинграда. Предприятия города выпускают мощные паровые, гидравлические и газовые турбины, генераторы тока турбины, генераторы тока, ледоколы, рефрижераторы, нефтеналивные, рыбопромысловые и лесовозные суда, аппаратуру для телевидения, радиовещания, связи и кино, средства комплексной автоматизации и механизации производства, оборудование для трикотажной, обувной и других отраслей промышленности.

    Важная особенность ленинградского машиностроения — преобладание сложных квалифицированных отраслей и сравнительно невысокая его металлоемкость.

    Химическая промышленность Ленинграда представлена производством резинотехнических изделий, шин, пластмасс, искусственного и синтетического волокна, удобрений, фармацевтики. Большая часть легкой промышленности всего Европейского Севера сосредоточена в Ленинграде. Подобно другим крупным промышленным центрам, Ленинград отличается высокой долей лиц, работающих в промышленности и строительстве (около 55% занятых в общественном производстве).

    Культурные функции Ленинграда также сложны и многообразны. Город Ленина по-прежнему один из основных духовных центров нашей страны. Здесь в сфере просвещения, искусства и науки занято больше 15% самодеятельного населения города.

    Хотя Ленинград в отличие от Москвы и центров союзных республик не играет роли столичного города, влияние его на всю страну столь велико, что он может быть уподоблен городам столичного типа.

    Ленинград — самый большой город Севера и, по всеобщему признанию, один из красивейших городов мира. Красота его торжественна, строга и одновременно лирична. Если строгость и торжественность Ленинграда можно объяснить «регулярной» планировкой его широких и прямых улиц и проспектов, величием и гармонией архитектурных ансамблей, видом могучей и плавной под стать городу Невы, то ноту лиричности его пейзажам сообщают старинные сады, парки и скверы со статуями и павильонами, укрывающимися в зелени, небольшие речки и каналы, исчертившие город во всех направлениях.

    Фонтанка, Мойка, канал Грибоедова... Они «по-венециански» текут в улицах, занимая ту их часть, которую принято называть проезжей. Их темные воды кажутся неподвижными, над водой повисли мосты, берега одеты в гранит. Вот что пишет о ленинградских мостах в своей книге «Ленинград» В. Шварц: «Мосты Ленинграда!.. Их много, больше пятисот, без них немыслим город, все они не похожи друг на друга и все же чем-то близки. Длинные и короткие, широкие и узкие, каменные и деревянные, они повисли над ширью Невы и тихими каналами, над спокойной Фонтанкой и извилистой Мойкой и стали неотъемлемой органической частью пейзажа Ленинграда... «Горбатые» мостики, вплетенные в гранитную набережную Невы, крохотный Банковский мостик, украшенный золочеными, грифонами, мосты через Фонтанку с каменными башенками и висячими цепями...» О событиях суровой истории напоминают многие ленинградские пейзажи и памятники, будь то шпиль собора Петропавловской крепости над вечерней Невой, который обращает мысли к судьбам А. Н. Радищева, декабристов, Н. Г. Чернышевского, Александра Ульянова, или памятник у Черной речки, где пал на дуэли А. С. Пушкин, вечный огонь на Марсовом поле, величественный Пискаревский мемориал...

    В облике города многое связано с Великой Октябрьской, социалистической революцией: «Аврора» у набережной Невы, историческая арка Главного штаба армии, выходящая на Дворцовую площадь, из-под которой устремились на штурм Зимнего дворца революционные солдаты и матросы, Смольный — штаб революции, 40 мемориальных досок, связанных с именем В. И. Ленина, в городе, где «каждый камень Ленина знает».

    Ленинград не мыслится в отрыве от великих имен русской литературы. И сейчас, несмотря на то, что многое изменилось в его облике, несмотря на то, что по окраинам Ленинграда выросли новые огромные жилые районы, в черте «старого» города можно встретить Петербург Пушкина, Гоголя, Достоевского, Блока, Петроград Маяковского.

    Мы идем по просторной набережной полноводной Невы мимо ее мостов, мимо памятника Петру и приневских площадей с их грандиозными архитектурными ансамблями и невольно думаем о блестящем, холодном, но согретом любовью поэта Петербурге «Евгения Онегина» и «Медного всадника». Низкие своды и коридоры старинных присутственных мест наводят на мысль об Акакии Акакиевиче. Дворы-колодцы бывших доходных домов, одинокое подслеповатое окно внутренней стены напоминают о жителях «углов» — «подростке» и Раскольникове. Тоска туманных осенних дней и свет фонарей, теплящийся сквозь сырую мглу, обращает нас к Блоку. «Аврора» и Зимний, Ленин у Финляндского вокзала и Смольный будят в памяти могучий ритм поэмы «Хорошо».

    Ленинград не был бы Ленинградом без его белых ночей, не тех ярких по-дневному светлых ночей, известных в Заполярье, а ночей, которым, по точному пушкинскому выражению, присущи «печальный сумрак, блеск безлунный». Рассеянный мягкий свет, неподвижность вод, сосредоточенная тишина... Ленинград как бы застывает во времени и пространстве. Ясный, но отрешенный, стоит прекрасный город в белой ночи. В эти ночи кажется близким все, что ушло в прошлое.

    * * *

    Ленинград, существующий вот уже более 260 лет, прошел за это время несколько градостроительных этапов. В первый период своего существования, примерно до середины XIX в., он развивался и застраивался на основе выдержанных планировочных принципов. В результате следования этим принципам сложилась геометрически правильная планировка улиц, пересекающихся под прямым углом или радиально расходящихся из одного центра.

    Именно в этот первый период крупнейшие русские и иностранные зодчие создают свои архитектурные шедевры, причем архитектура города представляет собой образцы последовательно развивающихся и сменяющих друг друга архитектурно-художественных стилей. Этап раннего барокко сменяется пышными декоративными сооружениями зрелого барокко, на смену которому пришли величественные здания русского классицизма с его простыми и строгими формами. К середине XIX в., в капиталистический период, в развитии Петербурга постепенно наступает перелом. Планировочные принципы утеряны: город, даже его центр, застраивается беспорядочно, появляется сплошная застройка, жилые дома с узкими колодцеобразными дворами жмутся один к другому; фасады их оформляются владельцами в разных стилях. Контраст между парадным центром и рабочими окраинами, существовавший и раньше, в эти годы особенно усиливается.

    После Великой Октябрьской революции начинается новый период в строительстве города. В первые десятилетия Советской власти архитекторы отдают дань конструктивизму, неоклассицизму и другим архитектурно-стилистическим веяниям. Памятники этого периода — дом «Союзпушнины» на Московском проспекте, Дом культуры имени Первой пятилетки на улице Декабристов и т. п.

    Позже, когда с середины 50-х годов начинается небывалое по масштабам жилищное и культурное строительство, оно ведется по типовым проектам, распространенным по всей стране, но некоторые общественные здания выделяются индивидуальными особенностями (например, концертный зал «Октябрьский», дворец спорта «Юбилейный», гостиница «Советская»).

    Городская территория Ленинграда разделена Невой и ее многочисленными протоками.

    Отдельные части города в различное время по-разному застраивались и развивались. Топографическое положение той или иной территории города издавна рассматривается по отношению к Неве и ее протокам.

    Ленинград принято делить на следующие части:

    1) центральное левобережье, где сосредоточены центральные административные и культурные учреждения (Куйбышевский, Дзержинский и Смольнинский административные районы), а также районы, совмещающие в себе особенности центральных и промышленных районов (Октябрьский, Ленинский и Фрунзенский);

    2) островной массив с историческими (восточная часть Васильевского острова, Петропавловская крепость на Заячьем острове. Кировский проспект и площадь Революции на Петроградской стороне), и промышленными районами (западная часть Васильевского острова, некоторые участки Петровского острова и Петроградской стороны). Некоторые острова (восточная часть Петровского острова, остров Трудящихся (бывший Каменный остров), Елагин остров и Крестовский остров, называемые вместе Кировскими островами) образуют своеобразную зону отдыха и спорта: здесь сосредоточены важнейшие спортивные сооружения и парки;

    3) часть левобережья, расположенная к югу от Обводного канала, представляет собой группу промышленных районов города. Юго-запад (с Гутуевским островом, Канонерским островом и другими островами), расположенный между Финским заливом и Балтийской железной дорогой, образует портовый и промышленный Кировский административный район. Юго-восток, находящийся между Невой и Московской железной дорогой, составляет основную часть Невского административного района. Здесь создается большой Озерный вокзал. От Озерного вокзала будут отходить суда в другие районы страны. Меньшая часть района занимает прибрежную полосу правого берега Невы, обычно так и называемого правым берегом Невы. Центральная часть полосы за Обводным каналом, пересекаемая Московским проспектом и окаймляемая Московской и Витебской железными дорогами, образует Московский район. Территории, занимающие северное и южное побережье Обводного канала с прилегающей частью города, сочетают черты центральных и промышленных районов и образуют Ленинский и Фрунзенский административные районы;

    4) Правобережье (Выборгская сторона) представляет собой группу промышленных районов. Вдоль Большой Невки протянулся Приморский проспект, переходящий в шоссейную дорогу, ведущую в Сестрорецк и на Карельский перешеек. Значительная часть Новой и Старой деревни, примыкающей к нему, застроена многоэтажными зданиями в послевоенные десятилетия. Вдоль проспекта Карла Маркса и его продолжения — проспекта Энгельса вытянулся Выборгский промышленный район. Восточнее его находится Кондратьевский проспект, а также территория Большой и Малой Охты.

    В результате развития нового жилищного строительства на окраинах города планировочная структура промышленных районов заметно изменилась. Возникли крупные жилые массивы. Таковы Автово, Дачное и Ульянка в Кировском районе, Купчино во Фрунзенском и Московском районах, Троицкое поле и правый берег Невы в Невском районе, Большая и Малая Охта в Калининском и др.

    Невский проспект — главная улица Ленинграда, протянувшаяся на 4,5 км от Дворцовой площади до площади Александра Невского.

    Примером нового городского района, выросшего на бывших рабочих окраинах в основном в последние десятилетия, может служить Московский район.

    До революции Московская застава была обычной фабричной рабочей окраиной, зловонной и грязной. Сейчас здесь почти не осталось следов прошлого. Промышленность района дает совершеннейшие машины для энергетики страны (завод «Электросила»), подвижной состав для транспорта (завод имени Егорова) и многие другие изделия тяжелой и легкой промышленности.

    Основной осью Московского района является Московский проспект. Прямой как стрела, он проходит точно по Пулковскому меридиану и ведет к историческим Пулковским высотам и знаменитой обсерватории. Величественный, просторный и оживленный Московский проспект — одна из самых длинных (более 10 км) и самая широкая магистраль Ленинграда. В советское время старый участок проспекта, доходящий до Обводного канала, реконструирован и обновлен. Многие здания Московского проспекта были построены по индивидуальным проектам, благодаря чему он архитектурно выразительней других новостроек. Особое внимание здесь привлекает дом «Союзпушнины», в котором происходят международныё пушные аукционы.

    Одна из вех на Московском проспекте — Московские триумфальные ворота, установленные у въезда в город в 30-х годах XIX в. в честь победы в войне с Турцией. Примечательно на проспекте современное многоэтажное здание гостиницы «Россия».

    Украшение проспекта — огромный Московский парк Победы, один из самых больших в городе. Он заложен осенью 1945 г. в память о великой победе советского народа в Отечественной войне. Вдоль центральной аллеи парка установлены бюсты дважды Героев Советского Союза, уроженцев Ленинграда. Другая важная магистраль Московского района — Ново-Измайловский проспект. Он проходит почти параллельно Московскому и заканчивается Круглой площадью. В пределах Московского района находится Ленинградский аэропорт. У Средней Рогатки, там, где сходятся шоссе, ведущие из Ленинграда в Москву и Киев, создается площадь Победы. Здесь заложен монумент — памятник героическим защитникам города в Великой Отечественной войне. Площадь задумана как торжественный парадный въезд в город Ленина с юга.

    Пригородная зона Ленинграда по новому генеральному плану создается на территории, занимающей около 14 тыс. кв. км. Важнейшее мероприятие в ее организации сводится к созданию лесопарковой защитной зоны на площади 2560 кв. км. Это своего рода «зеленые легкие» города, где в городах-парках (Петродворце, Ломоносове, Пушкине, Павловске, Стрельне и др.) создаются зоны отдыха. Сооружение новых промышленных предприятий в этих центрах отдыха не допускается.

    Пригородная зона Ленинграда расширяется на севере, на Карельском перешейке, до реки Вуоксы и на юге в пределах 90— 100 км от города. В состав пригородной зоны также входят в земли совхозов и колхозов, поставляющих свежую сельскохозяйственную продукцию для города.

    Далее: Достопримечательные места Ленинграда

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос