Неславянские народы Российской Федерации

Дата публикации или обновления 14.09.2021
  • Российская Федерация

  • Как бы ярка и самобытна ни была культура русского народа, она не заслоняет собой этнографического своеобразия жизненного уклада многочисленных народов неславянского происхождения, живущих компактными массами в различных географических районах Российской Федерации. Культурно-бытовая специфика этих народов издавна служит предметом специального изучения отечественной этнографии; в нашем издании она достаточно полно освещается в соответствующих региональных томах, здесь же мы отметим лишь наиболее типические черты, без которых этнографический колорит населения Российской Федерации выглядел бы обедненным.

    В пределах широкого этнографического региона Восточной Европы с его численно преобладающим русским ядром принято выделять историко-культурные области Прибалтики, Поволжья и Европейского Севера, где сосредоточено нерусское население. В целом многовековое влияние русских на эти народы было настолько мощным, что уже в XVI — XVII вв. многие из них стали переходить к материальной культуре, близкой русскому крестьянству. Особенно это было заметно у карелов и вепсов Прибалтики, у коми и мордвы.

    Позднее преобладающее культурное влияние русских сказалось и у марийцев, удмуртов, чувашей, волго-уральских татар и башкир. Разумеется, при этом каждый народ сохранил родной язык и многие отличительные и характерные черты материальной и духовной культуры в убранстве жилища и в одежде, в укладе семейной жизни и праздниках, в верованиях и фольклоре.

    Очень устойчивыми оказались разнообразные и красочные традиционные национальные костюмы нерусских народов Поволжья. По покрою, цвету, способу ношения верхней одежды, по богато украшенным вышивкой женским рубашкам, по разнообразным головным уборам с металлическими украшениями и вышивкой легко отличить мордовку от марийки, чувашку от татарки, а каждую порознь от русской женщины, даже если никто из них не скажет и слова на родном языке.

    Специфической самобытностью материальной и духовной культуры среди восточноевропейских народов отличались северные промыслово-оленеводческие группы саамов и ненцев, а на юге остававшиеся долгое время скотоводами-кочевниками калмыки. Уже сам их образ жизни, требующий частых перекочевок, обособлял эти народы от прямого воздействия оседло-земледельческой русской культуры.

    По климатическим условиям Крайнего Севера саамам и ненцам удобнее и привычнее было пользоваться одеждой и обувью из оленьих шкур, жить в полуземлянках или чумах, ездить на оленьих санках. Степные кочевники-калмыки круглый год проводили возле своих стад и мало общались с русскими.

    Переход к оседлому образу жизни по-настоящему совершился у них только после революции.

    Со столь же интересным культурно-бытовым укладом нерусского населения мы встречаемся на территории Северного Кавказа, входящей в пределы Российской Федерации, где издавна живет также кубанское и терское (русско-украинское) казачество. У здешних народов адыго-абхазской, нахско-дагестанской и других групп есть много таких черт, которые нигде больше не встречаются, но типичны для всего Северного Кавказа.

    Например, очень типичны северокавказские жилища: одно- и двухэтажные каменные постройки с плоской крышей в горных местностях, саманные и турлучные (плетневые) постройки с двух- и четырехскатной крышей в равнинных районах. Столь же характерен мужской костюм, состоящий из черкески (распашной одежды в талию) с газырями, бешмета (кафтана) такого же покроя, папахи и бурки, а также ременного пояса с серебряными украшениями, на котором носили холодное оружие.

    Традиционная женская одежда представляет собой рубаху, длинные шаровары, распашное платье в талию, высокий головной убор, покрывало, пояс с богатым серебряным набором и разнообразные ювелирные украшения. Современные жители Северного Кавказа охотно носят костюм такого же городского покроя, что и русские, но не оставляют и своей традиционной одежды.

    Самобытными чертами отмечено богатое народное творчество коренного населения Северного Кавказа. Высокой степени совершенства достигли прикладное искусство народов Дагестана, особенно художественные изделия из металла, своеобразно орнаментированные вышивки, аппликации и деревянная резьба осетин, узорное шитье адыгейцев.

    В области устного народного творчества выделяется распространенный среди осетин, черкесов и кабардинцев героический эпос — сказания о богатырях нартах, исторически восходящие к первым векам нашей эры. Разнообразен традиционный песенный и музыкальный репертуар, замечательны народные танцы, давно и широко известные в России,— кабардинка, лезгинка и др.

    Переступая Уральский хребет, мы попадаем в отличающийся неповторимым своеобразием сибирский этнографический мир. Его можно разделить на две неравные историко-культурные зоны: южную (и отчасти северную) земледельческо-ско-товодческую, к которой принадлежит и русское население Сибири, и северную и северо-восточную промыслово-оленеводческую.

    В первой зоне, лежащей преимущественно в лесостепных и степных районах Южной Сибири, но имеющей также свое хозяйственное продолжение и в таежной части бассейна реки Лены (Якутская АССР), обитают различные тюркские народы (западносибирские татары, народы Алтая и Саян, на севере — якуты), прибайкальские и забайкальские буряты.

    Все эти народы так или иначе связаны друг с другом этно-лингвистическим родством, тесным соседством и сходными условиями хозяйствования. Поэтому и в их культуре очень много одинаковых черт. Так, у всех скотоводов Сибири было распространено жилище как кочевого, так и оседлого типа: у кочевых бурят — юрта с низким коническим верхом, как у монголов; у якутов — ураса, просторная конической формы постройка из шестов, крытая широкими полосами бересты; у алтайцев, хакасов, бурят и якутов—многоугольные, чаще шестиугольные, срубные юрты с конической крышей, сохранявшие внешние формы прежнего круглого жилища скотоводов-кочевников. Оседлые и полуоседлые скотоводы под влиянием русских строили также деревянные рубленые дома.

    Сходной во многих чертах была и традиционная одежда скотоводческого населения Сибири. Она относилась к типу распашной: у бурят — меховой или матерчатый халат, запахивающийся направо и подпоясанный кушаком или ремнем; у южноалтайских скотоводов — длиннополая овчинная шуба, запахиваемая тоже слева направо; замужние женщины поверх шубы надевали своеобразную длинную безрукавку с разрезом спереди — чегедек (у якутов это сангыях, но с рукавами); верхней одеждой якутам обоего пола служили однобортные шубы — «сон» с прямым разрезом спереди.

    Многие народы Сибири обитали в тайге и тундре, во второй историко-культурной промыслово-оленеводческой зоне, по берегам крупных рек и у побережья северных и восточных морей. Среди них прежде всего выделяются народы Приобья — ханты, манси, селькупы, для которых с отдаленнейших времен рыболовство служило основным источником существования в течение круглого года, а охота имела вспомогательное значение. Поэтому жили они оседло (зимой — в землянке, летом — в берестяном чуме).

    Сходный хозяйственный и культурный уклад имели нижнеамурские народы — нивхи, нанайцы, ульчи, а на Камчатке — часть коряков, ительмены. Как и приобские специализированные рыболовы, эти дальневосточные группы раньше жили в землянках и летних балаганах на сваях, использовали собаку в качестве транспортного животного, выделывали рыбью кожу, из которой изготовляли одежду. Зимой они одевались в халатообразные меховые малицы. Обские народы умели также ткать материю из крапивных ниток. Русские, поселившиеся на нижней Оби и на Камчатке, многое восприняли из рыболовецкой культуры аборигенов и даже частично смешались с ними.

    Народы, жившие в тайге и лесотундре, занимались охотой и оленеводством. В Западной Сибири это были лесные ненцы, северные (тазовские) селькупы, оленные кеты; в Восточной Сибири, от бассейна верхнего и среднего Енисея до Охотского побережья, — тофалары, эвенки, долганы, эвены. В их хозяйстве основное значение имела охота, наряду с которой существовали также оленеводство, преимущественно транспортного (вьючно-верхового) назначения, и рыболовство в виде вспомогательной отрасли.

    В отличие от оседлых рыболовов таежные охотники-оленеводы часто кочевали, порой на большие расстояния. Поэтому их материальная культура была полностью приспособлена к подвижному образу жизни.


    Далее: Хозяйственная жизнь в Российской Федерации

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос