Культурные традиции народов Российской Федерации

Дата публикации или обновления 14.09.2021
  • Российская Федерация

  • В последние десятилетия в нашей стране происходят глубокие перемены во всех областях культуры, в том числе и в культуре быта. Перемены эти вызваны общим подъемом материального благосостояния, стремлением широких народных масс полнее использовать достижения техники и бытовых новшеств современной цивилизации. Происходит, если можно так выразиться, переоценка прежних ценностей в народной жизни, и прежде всего традиционной материальной культуры, отказ от многих ее устаревших элементов. Наблюдается и тенденция к «интернационализации» всего семейно-бытового уклада.

    Однако, несмотря на эти процессы, усиливающие роль общесоюзных черт, все же и сегодня народы нашей страны различаются выраженными особенностями своей национальной культуры, отражающими особенности их многовековой истории.

    Русские. Рассматривая русский народ в целом, мы обнаруживаем в массовых явлениях свойственной ему материальной и духовной культуры большую общность, которая, однако, не исключает заметных областных различий. Общерусская народная культура многолика, и характеристика ее не очень проста, но любому взгляду со стороны она всегда представлялась глубоко оригинальной, отличной от культуры других народов, в том числе и тех, которые давно уже имеют непосредственные связи с русскими.

    Еще в недалеком прошлом русское население почти сплошь было крестьянским. Это наложило глубокий отпечаток на бытовые формы, свойственные многомиллионной народной массе.

    По древней традиции весь распорядок крестьянской жизни был определен земледельческими работами, длившимися с апреля по октябрь.

    Существовали устойчивые, переходящие от поколения к поколению приемы обработки почвы и выращивания урожая, специфический набор земледельческих орудий и промыслового инвентаря.

    Конструкция основного орудия, сохи, в разных местах страны была различна, что объяснялось несходством природных и почвенных условий, а также и живучими традициями. Искони русский крестьянин выращивал прежде всего зерновые — рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо, гречиху, а также технические и кормовые культуры — лен, коноплю, горох, вику, клевер. Из древних пришлых культур возделывали капусту, чечевицу, арбуз, а из более поздних (XVII — XIX вв.) — кукурузу, картофель, подсолнечник, сахарную свеклу, помидоры, табак. Домашнее животноводство было представлено крупным рогатым скотом, преимущественно местных пород красной и пестрой масти, а также лошадьми (по 1—2 на средний двор), овцами, свиньями и птицей. Местами, особенно на Севере и в Сибири, немаловажное значение имели рыболовство и потребительско-промысловая охота.

    Многовековую историю имеет материальная культура русского крестьянского жилища. В том, как расположены русские деревни и села, в их размерах, планировке можно увидеть много традиционных особенностей. Русские крестьяне при основании селений умело учитывали местные природные условия — микрорельеф, водоемы, леса, направление господствующих ветров. Большинство русских селений красиво вписано в окружающий их ландшафт, а их планировка многообразна: в одних дома стоят в одну линию вдоль дороги, вдоль реки, по берегу озера, в других образуют в плане круг, овал, прямоугольник вокруг сельской площади или церкви, в третьих разбросаны родственными «гнездами», в четвертых, наконец, составляют улицы. Исключительно уличный план характерен для поселений нового времени, начиная примерно с рубежа XIX — XX вв.

    В северных и центральных районах России жилые дома выходили на улицу узкой торцовой стороной, в южнорусских районах — длинным фасадом, а в казачьих станицах и хуторах их ставили более свободно, несколько отступая от улицы, в глубине двора, и вся усадьба огораживалась высоким забором.

    Наряду с общерусскими чертами в домостроительстве различных районов существовали свои особенности, проявлявшиеся в планировке усадьбы и в расположении внутренних помещений жилых и служебных построек и в применявшихся для их строительства материалах.

    Северорусский дом — к северу от Верхней Волги — представляет собой высокую бревенчатую постройку, состоящую из собственно избы, сеней и клети или из жилой половины с непосредственно пристроенным к ней двухэтажным двором. Распространение крытого двора в северных и центральных нечерноземных районах России было обусловлено суровыми и многоснежными зимами, вынуждавшими объединять жилые и хозяйственные постройки в одно целое. Наличники окон, карнизы, доски крылец, балконные решетки у северорусского дома украшались геометрической резьбой, разнообразной фигурной прорезью, а нередко и расписывались красками.

    Южнорусский дом — к югу от линии КалугаРязань — Пенза — строился небольшим, низким и представлял бревенчатую, нередко обмазанную снаружи глиной, избу с сенями или саманную и кирпичную избу с деревянным, а чаще глинобитным или земляным полом. Крыша всегда делалась четырехскатной с соломенным покрытием. Внешняя архитектурная отделка здесь была беднее, чем на севере, но кирпичные дома, появившись в начале XX в., украшались рельефными узорами из точеного кирпича.

    Дворовые постройки располагались за домом и, примыкая друг к другу, образовывали замкнутый квадрат с открытой центральной площадкой. У кубанского и терского казачества преобладали дома, напоминающие украинские хаты.

    Наличники окон, карнизы, доски крылец, балконные решетки у северорусского дома украшались геометрической резьбой, фигурной прорезью, а нередко и расписывались красками. Издавна посещавшие Россию иностранцы обращали внимание и на богатство самобытных форм русского народного костюма.

    Русская традиционная одежда сложилась еще задолго до появления в стране капиталистических отношений. Но, как ни устойчива эта часть материальной культуры в крестьянской среде, и она все же подвергалась изменениям, в особенности с развитием в XIX в. промышленного отходничества, следствием которого было широкое распространение в деревне городского костюма.

    Основные черты русской традиционной одежды, особенно мужской, были по всей стране общими. И все же область от области, север от юга, запад от востока во многих элементах костюма различались. Мужская одежда везде состояла из рубахи-косоворотки, нешироких штанов и кафтана. В женской одежде наиболее ярко выделялись два типа: северо- и южнорусский. Женский русский костюм XIX в. вообще отличался красочностью, но особенно красивым был в южнорусских районах. Там крестьянки украшали свое платье вышивкой и ткаными узорами, умело сочетая их с кумачовыми вставками, с нашитыми полосками шнура, лент, позумента и блесток.

    Общей для всех областей была женская рубашка с поликами (плечевыми вставками) и воротом в сборку. Рукава, плечи, ворот рубашки отделывались вышивкой или тканым узором (см. также косоворотка мужская). Северные крестьянки поверх длинной холщовой рубашки надевали сарафан, который подвязывали тканым поясом. Праздничные сарафаны шились из красивых узорчатых тканей. Девушки выделялись ношением свободно ниспадающих кос с лентами, нарядных головных венцов поверх кос, легких платочков. Головной убор замужних женщин был более сложным, обязательно закрывающим уложенные под него волосы — это праздничные повойники, кокошники, челки и др.

    В праздники надевали ожерелья из янтаря и местного жемчуга, добываемого в северных реках. В южнорусской деревне замужние женщины поверх рубахи с косыми поликами, перехваченной поясом, надевали паневу — своеобразную юбку из шерстяной клетчатой (чаще всего синей) ткани. Поверх рубахи носили также нагрудник — короткую одежду с рукавами и без них из домотканой материи, а поверх рубахи и паневы — вышитый фартук (запон). Головным убором здесь служила кичка, состоявшая из твердой основы — собственно кички, на которую надевали тканый чехол — «сороку»; сзади к кичке подвязывали позатыльник из ткани с длинной бисерной поднизью.

    Разнообразными были шейные и нагрудные украшения из бисера, ушные шарики из птичьего пуха — «пушки».

    Женская верхняя одежда на севере и на юге была сходна с мужской: это сермяжные кафтаны, зипуны, овчинные полушубки и шубы. Обувь была кожаной и лыковой (лапти).

    Такую же печать своеобразия, как жилище и одежда, несла на себе и русская национальная кухня. Русские люди всегда славились своим хлебосольством и стремились сделать праздничный стол изобильным. В доме с достатком традиционным угощением были заливная рыба, холодец, разнообразные пироги, холодное мясо и птица, мясные щи или борщ и куриная лапша, жареное и тушеное мясо, гусь или утка с яблоками, поросенок с гречневой кашей, яичница, молочные каши, кисели и компоты, пастилы и варенья, водка, вино, наливки, настойки, пиво, квас. Конечно, этот состав традиционной кухни менялся в зависимости от местной продовольственной базы и от имущественного состояния семьи. Никогда не следует забывать, что огромная масса населения питалась очень скромно, и недаром в русском народе сложилась меткая поговорка: «Щи да каша — пища наша».

    Общественная и семейная жизнь основной массы русского крестьянства протекала в пределах своей деревни и узкой сельской округи с их давно установившимися местными обычаями, повериями и представлениями. Значительное воздействие на мировоззрение и мораль дореволюционного русского крестьянства оказывала христианская церковь. Большинство придерживалось обрядов официального православия, но на Севере, в Заволжье и в Сибири немало было и старообрядцев. Впрочем, исповедуя христианские и дохристианские самобытные верования, многие крестьяне не были столь уже ревностными церковниками и ходили в храм, больше подчиняясь заведенному порядку и пользуясь случаем, чтобы встретиться с «миром», узнать новости, показать наряды.

    Одним из наиболее ярких явлений, общественной жизни деревни были праздники, приуроченные к христианскому календарю, но имевшие куда более ранние языческие корни, берущие начало в древ-неславянском аграрном культе.

    Большое значение для русских крестьян имел устный народный календарь, который давал различные практические указания относительно сроков сельскохозяйственных работ, прогнозов погоды и видов на урожай. Знатоки его, главным образом старики, пользовались всеобщим уважением. Но разумеется, календарь этот отражал как верные наблюдения над природой, так и ложные, суеверные представления.

    Интересно и то, что многие трудовые процессы сопровождались обрядами, которые приурочивались к важнейшим земледельческим праздникам. Такие обряды, как новогодние, масленичные, пасхальные, семицкие, троицкие, купальные и другие, по представлению крестьян, способствовали хорошему урожаю.

    В канун Нового года по старому стилю праздновались веселые двухнедельные святки. С ними были связаны девичьи гадания о суженых, молодежные вечеринки, шествия ряженых и т. д. Интересны новогодние колядки, которые овсенями называют в средней России и виноградьем — на Севере, содержащие общественные пожелания каждому дому урожая и довольства.

    Шумно и весело отмечалась масленица, в основе которой лежал древний культ солнца. Поэтому и обязательным угощением на масленицу были блины — своеобразный ритуальный знак солнца.

    Праздник этот заканчивался проводами широкой масленицы, когда изображающее ее чучело с песнями везли на санях в поле и торжественно сжигали, что символизировало конец зимы.

    Встречей весны был рожден пасхальный праздник с молодежными качелями, катанием крашеных яиц, различными играми, массовыми хороводами. В начале XX в. по русским деревням широко распространились «дробные» пляски под частушки. Эти пляски в каждой местности имели свои особенности и назывались по-разному: «русский», «елецкий», «семеновна» и т. д.

    Заканчивался весенний обрядовый цикл на троицу — на зеленые святки. В оформлении этого праздника большую роль играла береза—символ ожившей весной природы. Зеленую кудрявую березу величали

    Один из ансамблей художественной самодеятельности Свердловской области — вокально-инструментальный ансамбль «Лада» в одном из своих номеров воссоздает картину теперь уже отошедших в прошлое русских посиделок в песнях, под нею водили хороводы, березовыми ветками украшали избы и церкви.

    Летний солнцеворот — 24 июня — на Ивана-купалу молодежь отмечала прыганьем через костер, купанием в реке, театрализованными играми. Были и другие праздники, например престольные, собиравшие население с целой округи, весенние (на «красную горку») и осенние (после покрова) свадебные. Все они сопровождались массовыми гуляниями, на которых во всю ширь разворачивалась молодецкая удаль, искусство народного пения и танца, народного театра, сказок и побывальщин.

    Изумительное богатство духовной культуры русского народа нельзя представить и без его героического эпоса — былин, возникших еще в Киевской Руси; исторических песен XVI—XIX вв. о взятии Казани, о Ермаке, Степане Разине и др.; волшебных, бытовых и сатирических сказок, бичевавших угнетателей народа; мудрых и метких пословиц и поговорок; задушевных и широких лирических и бытовых песен; наконец, сложившегося в городах рабочего фольклора, проникнутого гордостью за мастерство простого труженика и протестом против каторжных условий труда.

    В глубине веков прослеживается русская музыкальная культура. Народные музыканты в старину играли на струнных и духовых инструментах: это щипковые — гусли звончатые, домры, смычковые — гудок и скрипица (скрипка), духовые кувиклы — набор из двух — пяти дудочек, рожки и жалейки.

    Излюбленные народные инструменты со второй половины XIX в.— балалайка, различные гармони (тальянка, ливенка, хромка).

    Этнографический колорит России очень разнообразился областными формами, свойственными различным историко-культурным группам русского народа. Так, еще в начале XX в. очень четко прослеживались диалектные и этнографические различия между населением северных и южных областей, объяснимые как зональными особенностями образа жизни, так и историческими особенностями формирования населения в каждой из этих областей с их культурными связями с неславянскими народами. Кроме широких зональных этнографических групп выделялись более мелкие, но весьма своеобразные группы русских, имевших особые названия: поморы промысловых районов Европейского Севера; полехи бассейна Десны и Сейма, имевшие значительную общность с белорусами; заокская мещера — потомки обрусевшей мордвы; различные группы казаков — донских, уральских, кубанских, оренбургских, терских, сибирских, отличавшихся от крестьян и своим военнослужилым положением, и особым куренным бытом; сибирские старожильцы — ранние выходцы из русского Поморья и Приуралья, выработавшие в своем быту и поведении специфические сибирские черты.

    Церковный раскол XVII в. породил северное старообрядчество различных толков и социально-бытовое обособление урало-сибирских кержаков, алтайских каменщиков, сосланных в Забайкалье семейских. Из смешения коренного сибирского населения с русскими возникли также своеобразные группы, как якутяне, колымчане, камчадалы и др. В настоящее время эти группы сливаются с преобладающим новопришлым русским населением.

    В наше время наблюдаются большие изменения в традиционной культуре не только русского города, но и деревни. Наиболее распространенный вид нового сельского дома — четырехстенное здание, разгороженное внутри на несколько комнат, с пристроенными небольшими сенями или коридором, верандой и крыльцом. Много внимания современный наш сельский житель уделяет внешнему декоративному оформлению и внутренней отделке жилого помещения, используя для этого покраску, штукатурки, побелки стен снаружи и внутри. Вполне современна, на городской лад, и меблировка сельского жилища.

    Русская традиционная одежда сохранилась в повседневном и праздничном обиходе в сравнительно немногих глубинных местностях Российской Федерации. Мужчины, как правило, носят костюм городского покроя. Распространенной женской одеждой повсюду служат юбка с блузкой, кофточкой или платья, покрои которых часто меняются. Из различных женских украшений по-прежнему типичны ожерелья и серьги. Для сельской молодежи стало характерным ношение часов-браслета. Изменились и головные уборы: для всех возрастов женщин — это летние платки из легкой ткани и зимние шерстяные или пуховые платки. Все-таки нельзя не заметить устойчивые традиционные детали, разные в разных областях (например, в излюбленной цветовой гамме), которые бытуют в одежде колхозников.

    Современные русские праздники представляют собой либо старую видоизмененную, либо новую революционную традицию. Многие праздники являются общесоюзными, с единым церемониалом, но расцвеченными национальным и местным колоритом массовых увеселений. Так, тесно связаны с русскими традициями новогодний праздник, праздник русской зимы, праздник урожая, которые сопровождаются особенно красочной обрядностью.

    Художественное творчество русского народа сейчас живет и развивается во всех его певческих, музыкальных, танцевальных и театрализованных жанрах, которые обретают черты высокого мастерства. Стали обычными общесоюзные смотры многочисленных коллективов художественной самодеятельности. Народное искусство гармонически срастается с искусством профессиональным, обогащается его высокой исполнительской и идеологической культурой и само служит живительным источником для профессионального музыкально-певческого и хореографического искусства. Ту же роль выполняет имеющее богатые традиции декоративное и прикладное народное искусство.


    Далее: Неславянские народы Российской Федерации

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос