Звуковой цех

Дата публикации или обновления 27.09.2019

Во время спектакля все наше внимание приковано, согласитесь, к актерам. Но в начале и конце актов на авансцену нередко выходит звуковая техника, которая открывает или завершает сценический сюжет.

В театре, как известно, не только музыка, но и шумовое сопровождение зачастую звучит с фонограммы. В фонотеках на грампластинках, магнитных пленках саконсервированы всевозможные шумы, рождаемые машинами, бытовыми предметами, людьми. В картотеке можно обнаружить «шум курятника», «клекот скворца в гнезде», «дальнюю артиллерийскую канонаду», «полет мессершмитов», «пуск мотора автомобиля «Победа», «хлопанье маленькой форточки», «рукоплескание многотысячной толпы» и многое другое такого же шумового рода.

Но само по себе обладание фонотекой еще не означает решения задач звукового оформления.

Требуется подать нужным образом в соответствии с требованием постановки тот или иной шум и звук. В одних случаях, например, требуется, чтобы звон колоколов доносился из дальних просторов, а рокот самолета раздавался над головой, в других — зрителю необходимо почувствовать, что он окружен скачущими конниками, в третьих — невидимый грузовик сначала приближается к зрителям, а затем удаляется от них.

Операторы соответственно стремятся оборудовать как можно больше точек звучания, чтобы быть готовыми к любому заданию режиссера. Качественные громкоговорители устанавливают на портале, балконах, в бенуаре, по бокам и в задней части сценической коробки, вплоть до колосников и даже, случается, на люстре.

Для звукового цеха главное — обеспечить хорошую слышимость музыки, голосов, шумов каждому зрителю. Но эта задача отнюдь не решается одним лишь умножением колонок. Звук обрабатывают различные устройства: в одном случае современнейшие агрегаты, изготовленные знаменитыми фирмами «Дюнакорд», «Ямаха», «Ампекс», в других — не очень совершенные установки отечественного производства, в третьих — приборы, сконструированные b изготовленные своими руками.

Еще одно назначение звуковых устройств заключается в том, что они восполняют акустические недостатки зрительного зала.

Ведь, как известно, у каждого театрального помещения свои особенности в отношении распространения звука. Случается, что в каком-то театральном зале неодинаково поглощаются звуковые волны разной частоты, что приводит к изменению тембра инструментов. Исправить этот недостаток и добиться естественного звучания инструментов можно посредством эквалайзеров — амплитудно-частотных корректоров, которые несколько искажают звуковой сигнал, чтобы компенсировать акустическое несовершенство зала. Другой нежелательный акустический эффект в помещениях нередко возникает при наложении звуковых волн от разных источников, например, от установленных на большом расстоянии друг от друга громкоговорителях. Если же две звуковые волны, встретившись, не совпадут по фазе, звук размоется, станет нечетким. В этом случае оператор с помощью устройства, называемого линией задержки, посылает звуковой сигнал с заранее рассчитанным опозданием.

Несовершенство громкоговорителей, а именно их неспособность одинаково хорошо воспроизводить высокие и низкие частоты заставляет применять кроссоверы, которые разделяют звук на несколько частотных диапазонов и передают динамикам в соответствии с их специализацией.

Последнее слово звуковой театральной техники — цифровой ревербераторный процессор, выпускаемый фирмами «Дюнсекор», «Ямаха» и проделывающий со звуком настоящие чудеса.

Например, процессор способен замораживать звук, то есть заставлять его звучать сколь угодно продолжительное время без изменений в громкости и тембре, или же по мере распространения звука вместо привычного его угасания, наоборот, наращивать его силу. Обработку мелодий, голосов, шумов выполняет мини-компьютер, принимая команды, он целенаправленно меняет тембр и окраску звука согласно каким угодно требованиям — заставляет звук доноситься как бы из мрачного сырого подземелья или из просторного храма, или из маленькой, обставленной мягкой мебелью комнаты — до 12 тысяч звуковых эффектов хранит память компьютера.

Но наличием цифрового процессора могут похвастать немногие театры — гораздо чаще звукооператоры используют собственные подручные средства. Порой нехитрая техника в соединении с изобретательностью и мастерством творит со звуковыми колебаниями самые невероятные превращения, так, например, обработанное акустически постукивание зубного ланцета о кусочек сахара создает у зрителей иллюзию рубки льда за сценой.

Кроссоверы, эквалайзеры и прочие приборы для обработки звука сосредоточены в помещении аппаратной. Здесь же находится и микшерский пульт с регулятором громкости, с фильтрами, корректирующими высокие и низкие частоты. Современные пульты имеют так называемые фильтры присутствия, позволяющие выполнять электроакустическую «ретушь» музыкальных инструментов и человеческого голоса, подчеркивать характерные частотные области.

А такое устройство, как шкаф коммутации, позволяет к каждому из входных каналов пульта подключить микрофон или магнитофон и, в свою очередь, к каждому выходному каналу — любую комбинацию громкоговорителей. Это помогает оператору объединять всю необходимую по ходу действия звуковую технику в единую схему, причем аппаратура в этом случае как бы сама по себе будет реагировать на ход действия, подстраиваясь под темп игры актеров, варьируя силу и окраску звуков в зависимости от эмоционального состояния исполнителей и реакции зрителей.

Словом, сегодня техника в театре становится сотоварищем актера и действует с ним в полном единении и согласии, следуя неписаному закону сцены, который Г. А. Товстоногов однажды выразил так: «Каждый спектакль — некий художественный заговор, и он не состоится, если вовремя не появится карета с царем».

С использованием материалов журнала «Наука и жизнь» № 12 1989 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос