Стратегии сокращения размера своих подразделений

Дата публикации или обновления 15.06.2019

«Малое — прекрасно» — этот лозунг был выдвинут в США в начале 70-х годов как реакция на господство крупного бизнеса. А сегодня экономисты располагают данными, убедительно доказывающими высокую эффективность и конкурентоспособность как мелких фирм, так и крупных компаний, придерживающихся стратегии сокращения размера своих подразделений.

Американские консультанты по управлению Т. Питере и Р. Уотермен заключили, что независимо от того, о какой отрасли идет речь, сосредоточение под одной крышей более 500 человек порождает существенные и неожиданные проблемы; малые же размеры способствуют не только внедрению новшеств, но и росту производительности труда.

Действительно, опыт последних лет опровергает сложившиеся ранее в США представления о путях повышения эффективности производства и управления за счет «экономии на масштабах», то есть за счет увеличения размеров производства. Именно в результате проведения политики укрупнения во многих отраслях образовались гиганты, которыми становится все труднее управлять. Процесс «экономии на масштабах» производства замедлился, а в ряде отраслей исчерпал себя. Осознание этого факта проявилось в переходе к строительству предприятий меньшего размера.

Обследование 410 крупных корпораций показало: среднее число людей, занятых на заводах, построенных до 1970 года, составило 644 человека, открытых в семидесятые годы — 241, а в восьмидесятые — 210 человек.

Руководители крупных компаний пошли по пути замены огромных комплексов новыми небольшими заводами, приступили к автоматизации существующих предприятий, ориентируя их на меньшую численность работающих. Некоторые фирмы уменьшают не только размеры заводов, но и делят свои производственные отделения на более мелкие. Например, производственное отделение концерна «Дженерал электрик», выпускающее моторы для самолетов, разделило два своих крупных предприятия на 8 небольших. Компания «Джонсон энд сан» значительно повысила эффективность своего производстве за счет перестройки завода с числом занятых в 1200 человек на четыре небольших предприятия. И таких примеров множество. Представитель крупной фирмы «МММ» так выразился об этой тенденции: «Есть только одна вещь, заслуживающая внимания. Дробление. Иначе битва с конкурентами и эффективность катятся ко всем чертям. Они приобретают значение лишь при малых размерах предприятия».

Конечно, небольшие заводы целесообразны далеко не для всех отраслей. И нельзя утверждать, что все компании пошли по этому пути. Но в целом можно сделать вывод: поиск оптимальных производственных и управленческих структур внутри отдельных корпораций ныне приводит к разнообразию организационных форм.

Они основаны на сочетании крупного, среднего и мелкого производства при определенном повышении роли предприятий меньшего размера.

Многие, даже очень крупные корпорации, все шире прибегают к использованию формально самостоятельных мелких фирм.

Такие связи устанавливаются в первую очередь посредством долгосрочных договорных отношений между крупной — головной — компанией и множеством мелких узкоспециализированных фирм, выпускающих изделия относительно небольшими партиями. Например, автомобильный концерн «Дженерал моторе» связан с более чем 32 тысячами поставщиков. И более 11 тысяч независимых дилеров продают его продукцию в стране и за рубежом.

Крупные фирмы предпочитают приобретать детали и комплектующие изделия у мелких фирм прежде всего потому, что это им обходится гораздо дешевле, чем производить их самим, на своих заводах.

Причем специализированные мелкие фирмы нередко устанавливают деловые контакты не с одной, а с несколькими крупными корпорациями, отходят от системы длительной «привязки», сами активно ищут новых потребителей своей продукции.

Участвуют мелкие фирмы и в программе федеральных контрактов. Так, в 1987 году из 197 миллиардов долларов государственных заказов, полученных частным сектором, на долю мелкого бизнеса пришлось 35,4 миллиарда долларов — почти 18 процентов. Кроме того, мелкие фирмы получили субконтрактов на сумму 25,9 миллиарда долларов. Во многом это связано с тем, что согласно принятому в 1980 году закону все крупные промышленные фирмы, имеющие федеральные контракты на сумму свыше 500 тысяч долларов (а в строительстве — свыше 1 миллиона долларов), обязаны в своих планах предусматривать субподрядные, или IT Аутсорсинг работы для мелких фирм.

Существует и развивается сложная система хозяйственных отношений между крупными и мелкими фирмами в области обслуживания производства, распределения продукции и услуг. Во всех районах США растет число мелких фирм, специализирующихся на производстве запасных частей, опытного оборудования и инструментов, спрос на которые растет быстро, но неравномерно по регионам.

Например, в инструментальной промышленности США сегодня есть 165 средних и крупных фирм, в которые входит 3053 завода, здесь сосредоточено более двух третей всей рабочей силы отрасли. А 72 процента от всего количества фирм отрасли составляют мельчайшие, с числом занятых до 20 человек. И они выполняют определенную функцию по обслуживанию производства и населения.

Точно так же идет специализация обслуживания и в других отраслях. Многие крупные предприятия постепенно освобождаются от вспомогательных и заготовительных цехов, закрывают литейные, кузнечные и даже механические производства, ремонтные и строительные цеха, передавая их функции узкоспециализированным фирмам.

Кандидат экономических наук И. Разумнова. (Институт США и Канады АН СССР)

По материалам журнала «Наука и жизнь» № 5 1990 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос