Павлодар-Экибастузский территориально-производственный комплекс

Дата публикации или обновления 22.05.2019

Лицо многих районов нашей страны теперь все больше определяют территориально-производственные комплексы. Они представляют собой не просто арифметическую сумму производств. Это — высокоэффективное сочетание предприятий одной или нескольких отраслей при совершенных производственно-технологических взаимосвязях, лучшем использовании сырья и энергии, транспортных сетей и всего того, что теперь определяют термином инфраструктура.

— Готовясь к этой беседе, мы просмотрели ряд материалов по истории Павлодарского Прииртышья. Любопытную запись удалось обнаружить в изданной в начале нынешнего века «Настольной и дорожной книге» для путешествующих. «Плавание по Иртышу от Омска до Семипалатинска, — предупреждал автор, — не обещает ничего интересного. На расстоянии тысячи километров здесь расположен всего один небольшой уездный город и десятка два незначительных селений. В торговом и промышленном отношении край значения не имеет...»

Сегодня в прииртышских степях вырос крупный промышленный комплекс, который играет заметную роль в экономике не только Казахстана, но и всей страны. Что послужило основой для создания мощного очага индустрии в этих еще сравнительно недавно глухих местах!

— Перемены в Павлодарском Прииртышье действительно поражают воображение. Они прямой результат практического воплощения социалистических принципов развития и размещения производительных сил.

Эти принципы хорошо известны. Подъем экономики всех союзных республик и районов страны при одновременном повышении вклада каждого региона в решение общегосударственных задач, углублении и расширении связей в рамках единого народнохозяйственного комплекса СССР.

Наш край не отличается особенно благоприятными природно-климатическими условиями. Скорее наоборот.

Зимой здесь морозы не уступают сибирским, а летом жаркое солнце палит землю. Плюс к тому еще сильные ветры, свободно гуляющие по открытой степи.

Но недра этой не очень приветливой к человеку земли хранят запасы различных полезных ископаемых. Речь прежде всего идет о залежах энергетических углей Экибастузского и Майкубенского месторождений, составляющих, по оценкам геологов, около 14 миллиардов тонн. В недалеком будущем эти огромные подземные кладовые станут давать стране ежегодно 170 миллионов тонн угля. Чтобы яснее понять значение этой цифры, приведу такое сравнение: до Октябрьской революции вся Россия добывала угля в три раза меньше.

Итак, 170 миллионов тонн. Но и при таком фантастическом даже по нынешним понятиям уровне добычи этих запасов хватит надолго.

И еще одно немаловажное обстоятельство. Запасы названных месторождений сосредоточены на небольшой площади, а мощные угольные пласты подходят достаточно близко к земной поверхности. Это позволяет вести добычу топлива наиболее прогрессивным и дешевым открытым способом, не прибегая к строительству глубоких шахт.

Кроме того, наш край располагает запасами руд цветных, редких, благородных металлов. В многочисленных неглубоких озерах — крупные залежи поваренной соли.

Нет недостатка и в строительных материалах.

При таком разнообразии природных ресурсов — весьма удобное географическое положение, хороший выход во «внешний мир». В меридианном направлении Павлодарскую область пересекает полноводный Иртыш, в широтном — Южно-Сибирская железнодорожная магистраль. Эти важные транспортные артерии связывают регион со многими экономическими районами Казахстана и всей страны.

Все это, вместе взятое, создало хорошие предпосылки для промышленного освоения края. Но реализовать их удалось лишь в последние десятилетия при активной помощи других республик и областей, с использованием могучего экономического потенциала всей страны. Еще в 1950 году доля Павлодарской области была самой низкой в объеме промышленного производства Казахстана и составляла всего 1,7 процента.

А сейчас у нас сосредоточено почти 40 процентов выработки электроэнергии на базе углей Экибастуза, более 60 процентов выплавки ферросплавов, все республиканское производство тракторов. Главное же направление индустриального преобразования этих мест, определяющее его промышленное лицо как сегодня, так и на отдаленную перспективу, выражается в создании топливно-энергетического комплекса.

С огромным воодушевлением встретили строители и горняки Экибастуза приветствие, направленное в их адрес Генеральным секретарем ЦК КПСС, Председателем Президиума Верховного Совета СССР товарищем Л. И. Брежневым по случаю успешного завершения строительства крупнейшего в мире угольного разреза «Богатырь».

Что же представляет собой этот разрез?

«Богатырь» — важная составляющая часть Павлодар-Экибастузского ТПК. Уже в процессе строительства на разрезе велась добыча угля. С момента пуска первой очереди «Богатыря» в 1970 году потребителям отправлено 205 миллионов тонн твердого топлива. К настоящему времени полностью окупились все затраты на сооружение разреза.

Сейчас на разрезе достигнута самая высокая в отрасли среднемесячная производительность труда рабочего по добыче угля — 1390 тонн. Себестоимость извлечения тонны угля составляет немногим более одного рубля.

Объединение «Экибастузуголь» должно дать в этом году 70 миллионов тонн угля. Вклад разреза гиганта — 47,2 миллиона тонн.

Сегодня разрез «Богатырь» не имеет себе равных в мире. Но он недолго останется лидером: предусмотрено создание целого семейства «богатырей» — новых угольных разрезов на Экибастузском угольном месторождении.

Вслед за разрезом «Богатырь» началось сооружение нового разреза — «Восточный», где впервые для транспортировки угля в карьерных условиях будут применяться конвейерные системы.

Сегодня Павлодарское Прииртышье с полным основанием можно назвать и краем развитого машиностроения, металлургии, нефтехимии. На базе местных и близлежащих месторождений полезных ископаемых действуют крупный алюминиевый завод, несколько горных предприятий, выпускающих концентраты свинца, цинка, других металлов. Строится Бощекульский горно-обогатительный комбинат по добыче меди. Расширяется выпуск продукции на Ермаковском ферросплавном заводе. Коллектив Павлодарского тракторного завода готовится к освоению выпуска мощных машин типа К-701. Недавно вошла в строй первая очередь современного нефтеперерабатывающего завода. Все предприятия области еще молоды. Старшему из них, алюминиевому заводу, не исполнилось и пятнадцати лет.

— Об угольных запасах Прииртышья известно уже давно. Конечно, в 1918 году, когда Владимир Ильич Ленин подписал постановление о национализации Экибастузских угольных копей, масштабы были совсем иными. Но ведь и со времени сдачи в эксплуатацию первого крупного карьера тоже прошло немало — более четверти века.

Почему же только в последнее время в полный рост встала задача резко увеличить здесь добычу топлива, создать мощный топливно-энергетический комплекс! — Если мы обратимся к цифрам, то увидим, что стремительный взлет Экибастуза начался не сегодня и не вчера. В 1955 году, через год после пуска первого карьера, здесь было добыто 2,3 миллиона тонн угля. В 1965 году добыча составила 14,4 миллиона тонн, в 1970-м — уже 23,3 миллиона, в 1975-м — 45,9 миллиона тонн. А задание этого года — 70 миллионов. Другими словами, каждые пять лет добыча топлива, по сути, удваивалась. Таких высоких темпов роста не знал ни один угольный бассейн.

Эти темпы были вполне оправданы, более того, они оказались просто необходимы.

Ведь развитие электроэнергетики — важнейшего сектора нашей экономики — ни- когда не утрачивало и не утратит своей актуальности. Партия исходит из того, что дальнейший экономический и социальный прогресс страны, повышение благосостояния советских людей могут быть обеспечены только при опережающем росте энергетического потенциала народного хозяйства. Тому пример и темпы развития Экибастуза.

В последнее время уголь, и прежде всего уголь восточных районов, играет все более важную роль в улучшении структуры топливно-энергетического баланса нашей страны. На XXV съезде партии говорилось о том, что увеличение производства сырой нефти мало что даст, если значительная часть ее будет сжигаться в виде мазута. Для нефти можно найти гораздо лучшее применение, например, получая из нее ценные виды моторных топлив, различные нефтехимические продукты. А в топках электростанций можно и должно использовать более дешевый уголь и природный газ. Нынешний размах работ в Экибастузе — один из важных этапов практического осуществления этой идеи.

Себестоимость прииртышского угля самая низкая в стране. В настоящее время на этом топливе работают около двадцати крупных электростанций Казахстана, Средней Азии, Урала, Сибири. Однако дешевизна в значительной степени сводится на нет транспортными расходами. Если еще учесть высокую зольность нашего топлива, то отправлять его в большом количестве в дальние края становится вовсе не выгодно.

Принципиально решает эту проблему принятое в марте 1977 года постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О создании Экибастузского топливно-энергетического комплекса и строительстве линии электропередачи постоянного тока напряжением 1500 киловольт Экибастуз — Центр».

В районе Экибастуза и на берегу озера Балхаш будут построены пять электростанций мощностью каждая в четыре миллиона киловатт. Они и примут в свои топки значительную часть могучей угольной реки.

Таким образом, энергия Прииртышья пойдет многочисленным потребителям не только в виде эшелонов с углем, но и по проводам. На 2415 километров по казахстанским степям, через Уральские горы протянется до Тамбова не имеющий себе равных в мире энергомост Экибастуз — Центр. Ежегодно по нему будет передаваться более 40 миллиардов киловатт-часов. В одиннадцатой пятилетке предполагается завершить строительство еще двух крупнейших линий электропередачи переменного тока: Экибастуз — Челябинск и Экибастуз — Итат (Красноярский край). Таким образом, энергетическая система Северного Казахстана станет важной составной частью Единой энергосистемы СССР.

Общая мощность прииртышских электростанций, не считая уже действующей Ермаковской ГРЭС, более чем в три раза больше мощности крупнейшей в мире Красноярской гидроэлектростанции на Енисее. Ока намного превысит также мощность известного американского энергетического комплекса Теннесси. По значению, размерам капитальных вложений эту стройку можно поставить в один ряд с такими грандиозными сооружениями, как КамАЗ или Байкало-Амурская магистраль.

Энергия Экибастуза позволит обеспечить дальнейшее развитие на территории комплекса таких энергоемких отраслей промышленности, как черная и цветная металлургия, нефтепереработка, а также машиностроение. Она окажет существенное влияние на улучшение всего топливно-энергетического баланса страны.

Как известно, на ноябрьском Пленуме ЦК КПСС 1979 г. остро критиковались руководители Минэнерго СССР за то, что строительство электростанций Экибастузского комплекса велось крайне неудовлетворительно. Сейчас положение исправляется. Первый энергоблок в Экибастузе уже работает, монтируется оборудование второго мощного блока. Полным ходом идет подготовка к строительству объектов ЛЭП-1500. Расширяется и реконструируется железнодорожное хозяйство.

— Борис Васильевич, рассказывая об угольных кладовых Экибастуза, вы подчеркивали их уникальность—небывалые прежде масштабы и темпы добычи. Очевидно, освоение этих богатств потребовало нетрадиционных научных и инженерных решений, принципиально новой технологии!

— Безусловно. Без подобных решений угольщики Экибастуза никогда не смогли бы достигнуть нынешнего размаха работ и обеспечить высокие темпы прироста.

Уже в начале шестидесятых годов стало ясно, что с помощью существующем техники и привычных схем невозможно обеспечить быстрый рост угледобычи. Как поступить?

Первый, наиболее простой путь — увеличить емкость ковшей экскаваторов. Попробовали, но вскоре убедились, что такой путь не ведет к успеху. Пропорционально увеличению объема ковшей увеличились и куски отгружаемого угля. Энергетики не могли справиться с такими «негабаритами». Вдобавок к тому затруднилась выборка топлива: вместе с пустой породой в отвалы попадало много угля.

Испробовали и второй вариант: увеличить число экскаваторов с ковшами обычной емкости. Вот где пригодились бы услуги гусеничного экскаватора из Астаны, расположенной совсем недалеко от Экибастуза и Павлодара! Но в карьерах образовалась толчея, не справлялся транспорт. Не говоря уж о том, что потребовались новые рабочие руки, а с людьми у нас и так трудно.

Надо было искать какой-то иной выход.

Вот тогда родилась идея применить вместо привычного ковшового экскаватора более производительный роторный. Идея сама по себе была хороша. Смущало только одно: во всем мире такие машины использовались на мягких породах. И наукой и практикой доказано было однозначно, что крепкий уголь неподвластен роторной технике. А прииртышский пласт как раз отличается особенной твердостью. Тем не менее в Экибастузе пошли на эксперимент.

Первый роторный экскаватор РЭ-1, изготовленный на Карпинском рудоремонтном заводе, через полчаса работы буквально стал разваливаться на составные части. Его ремонтировали, усиливали узлы и детали, снова пускали. И так изо дня в день. Испытания проходили на разрезе «Центральный».

Ученые, приезжавшие из отраслевых институтов, с удивлением осматривали латанную-перелатанную машину. Как бы то ни было, но полчаса она все же работала, грызла крепкий степной уголек!

Эксперимент на «Центральном» дал толчок началу подлинной технической революции в каменноугольных карьерах Экибастуза. На смену первому, еще очень несовершенному образцу экскаватора пришел второй, третий, четвертый, пятый... Специалисты и рабочие объединения «Экибастузуголь» вместе с учеными шаг за шагом настойчиво продвигались вперед.

Одной из главных и наиболее трудных задач было увеличить усилия резания и повысить стойкость конструкции, оставив при этом в разумных пределах вес машины.

Решая ее, пришлось даже пересмотреть отдельные положения теории резания горных пород, которые не вписывались в местные горногеологические условия. Была создана совершенно новая методика буро-взрывных работ. Перестроилось все транспортное хозяйство.

Каков же итог? Сейчас в Экибастузе 14 роторных экскаваторов обеспечивают около 85 процентов всей добычи прииртышского угля. А на разрезе «Богатырь» действуют два мощнейших роторных комплекса ЭРШРД-5000, изготовленных на Ново-Краматорском машиностроительном заводе.

Эти шагающие гиганты высотой с двадцатиэтажный дом добывают по пять тысяч тонн угля в час! На этом разрезе хорошо зарекомендовали себя также роторные экскаваторы, изготовленные в Германской Демократической Республике. Даже вскрышные экскаваторы — механические лопаты — имеют весьма солидную емкость ковшей — 12,5 и 16 кубометров. Именно применение мощной высокопроизводительной техники позволило горнякам Экибастуза вплотную приблизиться к 70-миллионому рубежу годовой добычи топлива. Те, кто своим самоотверженным творческим трудом, своей научной смелостью сумел подобрать ключи к уникальным угольным кладам, были отмечены высокой наградой. За высокоэффективное развитие добычи угля сложно- структурного Экибастузского месторождения с помощью роторной техники группе работников объединения «Экибастузуголь», научно-исследовательских и проектных институтов, а также Донецкого машиностроительного завода имени Ленинского комсомола Украины присуждена Государственная премия СССР.

Новый уровень техники потребовал нового уровня знаний. Десятки, сотни людей прошли курсы повышения квалификации.

В настоящее время все машинисты роторных экскаваторов и их помощники имеют среднее или среднее техническое образование.

Замечу, что техническая база Экибастуза представляет собой и своего рода испытательный полигон. Например, многие опробованные на Экибастузе технико-технологические решения будут использоваться при развитии Канско-Ачинского комплекса, в других районах страны.

Я уже говорил о том, что линия электропередачи Экибастуз — Центр не имеет аналогов в мировой практике. Еще никому и нигде не удавалось осуществить передачу постоянного тока на такое большое расстояние. Над решением этой проблемы, созданием оборудования для ЛЭП-1500 работали более сорока научно-исследовательских и конструкторских организаций. В конструкции широко использованы последние достижения физики полупроводников. Автоматическое управление системой будет осуществляться с помощью лазеров. Вся эта сложнейшая техника уже испытана на подмосковном полигоне в рабочих режимах и показала хорошие эксплуатационные качества.

Освоение новой техники, использование последних научных достижений — это цель многих предприятий комплекса. Например, при строительстве Павлодарского нефтеперерабатывающего завода специализированные технологические установки были заменены комбинированными блоками, объединяющими сразу несколько процессов. Это позволило только на строительно-монтажных работах сэкономить 18 миллионов рублей, на 70 процентов снизить расход металла на каждую тонну перерабатываемой нефти.

О Павлодар-Экибастузском территориально-производственном комплексе в беседе с корреспондентами «Науки и жизни» рассказал первый секретарь Павлодарского обкома КП Казахстана Борис Васильевич Исаев.

По материалам журнала «Наука и жизнь», № 11 1980 год

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос