Новый учебный план

Дата публикации или обновления 27.09.2019

Что же главное в построении новой школы? Конечно, содержание образования, учебный план. Сначала «чему учить?», а затем уж «как учить?». Но оба вопроса — это единое целое. И от этого всецело зависит и подготовка детей к школе.

Все больше ученых и педагогов склоняются к тому, что в школе должна быть единая программа - для всех учеников с I по IX классы. А специализация пусть будет в X — XI классах. Избравшие техническое направление должны будут заниматься главным образом теми дисциплинами, которые обеспечат им продолжение их образования, ребятам с гуманитарными наклонностями предлагается сделать упор на гуманитарные науки и т. д. Такая реконструкция сняла бы проблему репетиторства и эффективно решала бы задачи профессиональной подготовки.

Надо решать: откуда взять время на искусство, производительный труд, физическое воспитание? Где резервы образования?

Сравним учебные планы старой гимназии, реального училища и современной средней школы.

Что же привлекает в учебных планах гимназии и реальных училищ? На общее, гуманитарное развитие в этих планах падает до семидесяти процентов времени, а на естественнонаучное — меньше одной трети.

Теологии и философии отводится 8,5% учебного времени, изучаются четыре языка, два классических и два современных иностранных, в общей сложности это 26,4% учебного времени. Так ли уж были отсталы и недальновидны наши потомки?

Так ли уж не прав был Ф. Энгельс, когда, возражая Дюрингу, писал, что изучение классических языков необходимо каждому, потому что классическое образование открывает людям более широкий горизонт.

Классика — основа культуры. Благодаря ей становятся доступными языковые и философско-творческие сокровища, без освоения которых не понять всемирной культуры.

Ориентация на глубинное изучение истоков культуры, ее истории (истории языков, обществ, наук, традиций, искусств), должна непременно быть учтена при конструировании сегодняшних программ обучения.

И времени на все хватит. В стране накоплен немалый опыт обучения школьников почти без домашних заданий (Шаталов, Лысенкова и др.). Освобождение от «излишеств» программы позволяло бы вторую половину дня заполнять производительным трудом, занятиями искусством и др. Сделаю попытку — хочу предложить вот такой примерный проект учебного плана на месяц.

1. Родной язык (грамматика, синтаксис, сочинительство, переписка, деловые бумаги, машинопись) — 60 часов;

2. История культуры (история, история естествознания, история литературы, искусств, история науки и техники) — 50 часов;

3. Естествознание (экология, ботаника, зоология; геология, астрономия, география, химия, физика) — 30 часов;

4. Математика (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия) —30 часов;

5. Физкультура (гигиена, гимнастика, спортивные игры, туризм) — 30 часов;

6. Иностранные языки — 40 часов;

7. Производительный труд, основы техники и управления, элементы профессионального развития, ручной труд (работы по дереву, металлу, дизайн, прикладные ремесла, труд, обусловленный особенностями региона) — 80 часов;

8. Искусство (рисование, лепка, театр, пение, музыка, хореография, прикладные работы) — 30 часов;

9. Основы семейной жизни (домашний уют, кулинария, уход за детьми) — 10 часов;

10. Философия, обществоведение, право — 10 часов.

И, наконец, по выбору — предметы, включающие профориентационную работу, опробование себя в различных видах деятельности.

Принципиальная новизна такого плана — в действительном соединении производительного труда с культурой, широким общим и профессиональным развитием.

А группирование дисциплин позволит одному учителю (как это имеет место в 70 процентах школ США) преподавать, скажем, родной язык, историю литературы, сочинительство, а другому — например, специалисту по обществоведению, вести историю и географию, экономику и философию. Естественно, реализация этого направления предполагает коренную перестройку системы подготовки учителя.

Сейчас пока в проектах учебных планов естественно-математические дисциплины раздроблены. Между тем все большее число математиков и педагогов считают желательным создание единого курса математики с I по X классы. Это дает определенный выигрыш во времени, у учащихся воспитывается взгляд на математику как на единое целое с разнообразными разветвлениями и приложениями. Реализация такого подхода оказывается возможной, если построить курс на основе небольшого числа стержневых понятий и идей (теоретико-множественные понятия, понятия математической логики, отношения и т. д.).

С использованием материалов журнала «Наука и жизнь» № 2 1988 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос