Место в детском саду

Дата публикации или обновления 01.09.2019

Сегодняшнему человеку дошкольного возраста наше общество обеспечивает физическое, нравственное, умственное и эстетическое воспитание. Этот воспитательный комплекс для каждого ребенка осуществляется по утвержденной государством единой программе и обходится приблизительно в 500 рублей в год. Из названной суммы только пятая часть — вклад родителей. Максимальный взнос родителей в месяц не может быть выше 12 рублей, а минимальный — ниже 3,8 рубля («вилка» зависит от зарплаты работающих членов семьи). Около 400 рублей государственных затрат на каждого ребенка в детских учреждениях — это более 5 миллиардов рублей, ежегодно выделяемых из общественных фондов потребления. Важно подчеркнуть: даже такая весьма значительная сумма не охватывает всех расходов общества на содержание детских дошкольных учреждений.

Существен вклад ведомств и предприятий, которые имеют свои дошкольные учреждения. Строительство и оборудование новых детских садов и яслей — это уже другая статья госбюджета.

Разработка программ воспитания — задача научная, она выполняется коллективом единственного в мире Научно-исследовательского института дошкольного воспитания, который создан в системе Академии педагогических наук почти двадцать лет назад.

Простой арифметический расчет показывает, что взнос родителей за содержание ребенка в детских садах и яслях не покрывает даже стоимости питания, которое получает каждый ребенок в советских дошкольных учреждениях. Впрочем, этот расчет тоже условный. Под стоимостью питания подразумеваются здесь затраты, что называется, на «сырье», то есть стоимость первичных продовольственных продуктов. Само же приготовление пищи, ее раздача, уборка и мытье посуды, энергетические и прочие затраты, без коих кормить людей, тем более маленьких, совершенно невозможно, в эту статью не включаются. Поэтому, узнав, что, согласно установленным нормативам, при 9—12-часовом пребывании ребенка в детском саду и трехразовом его питании выделяется 72, а при круглосуточном пребывании и четырехразовом питании — 80 копеек в день, читатель не должен мысленно сопоставлять эти затраты с привычными ему ценами в общественных столовых. В последних калькуляция стоимости блюд включает в себя все расходы, вплоть до арендной платы за используемое помещение.

Но дети в саду или яслях не только питаются. Они здесь играют (нужны, стало быть, игрушки), спят (постели, кровати, белье), занимаются (карандаши, ручки, тетради, столы, помещения), музицируют (нужно пианино купить, аккордеон), лепят, рисуют (нужна специальная комната, необходимые принадлежности), гуляют на улице (то есть во дворе, в парке, в саду, а некоторые даже в лесу...).

Дети, одним словом, живут в детских садах и яслях. Живут коллективом, под наблюдением профессиональных педагогов, ухоженные, увлеченные. Живут и взрослеют, переходя эстафетой из ясельной группы в младшую, из младшей в среднюю...

— И в школу,— заканчивает мысль старший педагог-методист вильнюсского детского сада-яслей № 149 Алла Григорьевна Райлян.— У нас единая концепция образования подрастающего поколения. В периодической печати ныне ведется дискуссия о том, не лучше ли детям ходить в школу с шести лет. Не стану высказываться «за» или «против» такого предложения, тут вопрос проблемный. Но сам факт, что такая дискуссия завязалась, свидетельствует не просто о пресловутой в детсадах. С шести лет ребенок уже готовится к школе. Эти группы, кстати, так и называются — «подготовительные». Задача детского сада — обстоятельно ознакомить будущего школьника со всем комплексом предстоящей учебы в первом классе. Видимо, при научно обоснованном подходе к этой задаче и достигается тот уровень подготовки ребенка, который вызвал дискуссию о возможности начинать обучение в школе с шести лет.

С использованием материалов журнала «Наука и жизнь» № 11 1979 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос