Гидравлические лифты
Бытовые подъемники родились с появлением многоэтажного жилища. Основное требование, предъявлявшееся к таким машинам, — постоянная готовность к работе. Именно это определило выбор движителя: электромашиностроение было в зачаточном состоянии, паровые двигатели не подходили принципиально, и оставались гидравлические устройства. Вода была в каждом доме, напор можно легко создать и использовать в любой момент, повернув ручку вентиля.
Гидропривод оказался удачной находкой: подъемник двигался плавно, останавливался точно в заданном месте, шума практически не ощущалось.
В какое-то время гидропривод сдал свои позиции, и мир заполонили электрические лифты.
Сейчас, спустя значительный срок, конструкторы снова обратились к гидравлическому приводу, и вернулись к нему вовсе не из-за моды на стиль «Ретро».
В гидравлических лифтах прошлого использовалась вода. Относительно слабый напор воды в водопроводных сетях требовал громоздких цилиндров, в которых двигался шток, поднимающий и опускающий кабину. Цилиндры и трубы быстро корродировали, выходили из строя, и с развитием электроснабжения электромеханический привод оказался вне конкуренции.
Возможность пустить лифт в любой момент, компактность силовой установки, простота дистанционного управления лифтом, простота контроля за его работой — вот что предопределило триумфальное шествие подъемников с электроприводом, и, как следствие, открылась дорога строительству небоскребов.
Однако инженеры понимали, что электромеханические приводы для лифтов далеко не идеальны, и поиск лучшего решения проблемы вертикального транспорта не прекращается ни на миг.
Постоянное совершенствование конструкции и технологии, упрощение производства, упрощение обслуживания в связи с применением брс привело к тому, что гидравлические машины и передачи стали значительно легче, проще, маневреннее и надежнее электрических и механических. Если на заре гидравлических устройств в качестве рабочего тела использовалась вода, то теперь им стало масло, и это резко повысило долговечность машин и надежность систем.
А вот приставка «гидро» в названиях, словно в память о «водомашинах», сохранилась.
«Масляная гидравлика», если можно так выразиться, привлекла внимание конструкторов, и с конца пятидесятых годов в мировой практике все чаще стали появляться лифты с гидроприводом. Родились даже фирмы, специализирующиеся на производстве таких приводов. Выпуск их растет, и этот факт показателен.
Объяснение простое: растет спрос на подъемники для замены устаревших, а лифт с гидроприводом проще «вписать» в старую строительную часть, совсем не сложно установить в любом малоэтажном доме. И никак нельзя сбрасывать со счетов, что он комфортабельнее для пассажира и проще в обслуживании, чем электрический. Гидравлический привод подавляющего большинства лифтов — плунжерного типа.
Кабина либо опирается на плунжер гидроцилиндра, либо связана с ним канатом. Плунжером называется поршень, имеющий длину, значительно превышающую диаметр.
В гидроцилиндр подается рабочая жидкость, и когда усилие, воздействующее на нижний торец плунжера, превысит силу веса кабины, поршень, а с ним и кабина приходят в движение.
Работает в гидроцилиндрах масло. Оно подается насосом, обычно винтовым, так как такой тип насоса создает спокойный, практически беспульсационный поток жидкости. Плавный разгон кабины лифта, мягкое движение и плавное замедление перед остановкой обеспечиваются простой системой регулировки.
Специального помещения для гидропривода не требуется.
С использованием материалов журнала «Наука и жизнь» № 12 1984 г.