Новая музыка
Летом 1979 года в Ялте проходил фестиваль на лучшее исполнение песен стран социалистического содружества.
Публика восторженно приняла певца из Горького Валерия Леонтьева, а компетентное жюри, в состав которого вошли известные композиторы, музыканты, певцы, музыковеды, единодушно присудило ему главный приз фестиваля.
Одним из первых вступил в творческий контакт с Валерием Леонтьевым Давид Тухманов, записав с ним для телевидения две свои новые песни: «Кружатся диски» на стихи Игоря Кохановского и «Там, в сентябре» на стихи Леонида Дербенева.
Д. Туханов рассказывает: Когда Валерий Леонтьев приехал в Москву поступать во Всероссийскую творческую мастерскую артистов эстрадного жанра, у него за спиной было много занятий: рабочий на фабрике, чертежник в проектной организации, наконец, учеба в Горном институте.
И в школе и в институте он пел в художественной самодеятельности. Но наступил момент, когда это увлечение перестало быть побочным, переросло в основное, и заставило его сделать окончательный выбор.
Окончив учебу в студии (его педагогом был известный советский певец Георгий Виноградов), уехал работать в Горьковскую филармонию. Он объездил всю страну, выступал в больших и малых городах, на всесоюзных комсомольских стройках, на колхозных, заводских, фабричных сценах.
Я был на его двухчасовом концерте в Московском Театре эстрады. Это — новая музыка, яркое, зажигательное представление. Певец находится в постоянном движении, танце: он стремителен, весел, порой трагичен.
Его пластика своеобразна, к ней надо привыкнуть, его манера пения сугубо индивидуальна, его голос, то мягкий, то резкий, держит зрителя в постоянном напряжении.
Богатейший сценический опыт певца, накопленный в долгую пору неизвестности, неудовлетворенности собой, привел к стремительному творческому взлету.
Перед записью интервью Алла Пугачева смотрела по телевизору фильм «Тайна Обервальда». Крошечная фигурка всадницы летела через горы и долы по диагонали стеклянного экрана. «Чувствуете размах у Антониони? — тихо спросила Алла. — Показать масштаб не так-то просто...»
Потом в разгивоое слово «масштаб» звучало почти как органный пункт. Пространство — фактор важный для Пугачевой. В начале сентября 1982 года, во время трансляции концерта из Останкина через космический спутник связи, пение и улыбку советской актрисы, появившейся на гигантских экранах за океаном, восторженно приветствовали молодые калифорнийцы. «Думаю, что сейчас для дела мира важна и организация вот таких масштабных контактов, — говорила Пугачева, — ведь они измеряются не только километрами, но и эмоциями».
Впрочем, эмоциями заряжен любой зал, где выступает Пугачева. Аудитория сразу принимает ее искусство как свое и не раскладывает по полочкам достоинства любимой артистки. Публика не отделяет композиторского ее дара от певческой интонации, тембра ее мгновенно узнаваемого голоса от огненного темперамента и от смелости. Смелости не только в творческом, но и в буквальном, прямом смысле слова. Недавно мне пришлось в старом цирке на Цветном бульваре видеть, как телевидение снимало «Новогодний аттракцион», который Пугачева вела вместе с Игорем Кио. Финальную песню Р. Паулса и А. Вознесенского «Миллион роз» она пела, раскачиваясь на трапеции высоко над манежем.
Потом один из опытных воздушных гимнастов оклзал «Я мечтал бы о такой партнерше…» Таковы сценические пространства Аллы Пугачевой.
Т. Дмитриев
С использованием материалов из журнала «Кругозор»