Исаак Осипович Дунаевский

Дата публикации или обновления 08.04.2021

Исаак Осипович Дунаевский не оставлял без внимания ни одного письма. И последний свой день он начал с обстоятельного ответа одной из своих корреспонденток, но письмо так и осталось на рабочем столе композитора. Дунаевский умер от внезапного сердечного приступа.

Наибольшая часть его писем была адресована И. Е. Серой — педагогу-музыковеду из города Ростова-на-Дону.

Предлагаем несколько фрагментов этой переписки читателям ««Кругозора»:

«10 января 1952 г. Я не умею говорить с людьми поверхностно, не подковырнув где-то глубоко каких-то их стремлений, мыслей, чувств и чаяний. И не знаю, как это случается, что я оказываюсь неожиданно для себя вторгнутым в их жизнь, бывшую совсем каких-нибудь 2 — 3 недели назад для меня совершенно чужой. И какой-то черт, во мне сидящий, не может пройти равнодушно мимо случайно оброненного слова, мимо бессознательно брошенной в воздух мысли, мимо того, что мне кажется неверным. И я еще никогда Е ответ не получал молчания или ««какое вам дело?». Наоборот, я часто со смущением и тревогой следил, как постепенно раскрываются передо мной души в хорошем человеческом доверии, как люди стремятся к общению со мной, как постепенно во мне они начинают видеть друга, наставника, утешителя...»

«30 марта 1953 г. Если существуют такие измерительные приборы, как барометр, термометр, манометр и прочие «метры», то себя я могу назвать «вивометр», от слова vive — жить. Я не могу не петь о жизни Она меня требует, зовет во всех ее будничных надобностях. Уйти от нее нет возможностей и сил!»

Не раскрывают ли эти строчки секрета долголетия Дунаевского в искусстве?.. Ведь не стареют и сейчас его оперетты, его звонкие песни и марши, над которыми время не имеет власти, прямо сейчас можно скачать музыку Дунаевского и насладиться ее прослушиванием.

Режиссеры, ставившие фильмы с музыкой И. О. Дунаевского, актеры, которые в них снимались, с поразительным единодушием отмечают беспредельную самоотдачу, вдохновенное, творческое отношение композитора к работе в кино Он вникал во все мелочи съемочного процесса, репетировал и отрабатывал музыкальные сцены и номера с артистами и оркестрами, сам, как правило, дирижировал во время записи.

«Как композитор Исаак Осипович обладал редким для нашего искусства качеством—точного, ясного видения еще не снятой, а только задуманной сцены, — вспоминал народный артист СССР И. А. Пырьев, работавший вместе с Дунаевским над фильмами «Богатая невеста», «Кубанские казаки», «Испытание верности» и «Мы за мир!». —

Каким-то особым чутьем он угадывал ее ритм, ее настроение, и нередко его музыка определяла собой режиссерское решение не только сцены, но и всего фильма в целом...»

«Пройдут десятки лет, многие наши фильмы состарятся, износятся, исчезнут, а лучшие песни Дунаевского будут жить и жить. Они навсегда войдут в народ, станут его фольклором, и наши далекие потомки, напевая их. будут вспоминать о величии и красоте эпохи, современником которой был Исаак Осипович Дунаевский» — слова эти были сказаны И. А. Пырьевым в фильме «Мелодии Дунаевского».

Помогая в работе над картиной своему сыну Э. Пырьеву, Иван Александрович сетовал на то, что никому из кинематографистов ни разу не пришла в голову мысль запечатлеть на кинопленку Исаака Осиповича Дунаевского в ходе работы

С величайшим трудом удалось отыскать в киноархивах страны всего несколько десятков метров пленки из довоенной кинохроники, где были сняты И. О. Дунаевский и поэт В. И. Лебедев-Кумач за работой над песней «Идем, идем, веселые подруги!» из «Богатой невесты». Другой найденный документальный сюжет, где композитор дирижировал оркестром, оказался столь непродолжительным по времени демонстрации, что пришлось подснять дублера, загримированного под Дунаевского, чтобы спасти и закончить логической точкой прозвучавший в нем музыкальный фрагмент.

Сын композитора, художник Е. И. Дунаевский, часто бывавший с отцом на съемках, вспоминает:

— Голос отца звучит в фильме «Весна». Это я точно знаю. Там есть сцена, где исполняется романс «Я помню чудное мгновенье» Глинки. Поет его, аккомпанируя себе на рояле, отец, хотя в кадре под эту фонограмму снимали актера в гриме Михаила Ивановича Глинки... Это все знает Григорий Васильевич Александров — режиссер-постановщик «Весны» и многих других кинокомедий с музыкой отца Он расскажет об этом подробнее, а вдруг припомнит и еще какие-нибудь аналогичные случаи из их совместной творческой практики...

Юрий Бирюков

С использованием: Журнал «Кругозор», 1980 № 01 (191) январь.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос