История Казахского народа и его предков

Дата публикации или обновления 19.05.2023

Человек жил на территории Казахстана, как и на сопредельных с ней территориях, еще в каменном веке. Об этом убедительно свидетельствуют многочисленные находки архаических каменных орудий в районе хребта Каратау, а также в верховьях Ишима, среднем течении Сарысу, в Прибалхашье и на Мангышлаке. Изменялась природно-климатическая среда, флора и фауна региона, соответственно менялись и условия жизни человека, его орудия труда, занятия. Вместе с совершенствованием физического типа человека, приспосабливавшегося к местным природным условиям, совершенствовалась техника обработки камня. В хозяйство и быт человека внедрялись топоры, зернотерки, ступы; он стал пользоваться огнем, луком и стрелами. Человек постепенно переходил от собирательства и охоты к примитивному земледелию и скотоводству, т. е. шел к хозяйству производящему.

Эпоха неолита — это время, когда, как показали археологические работы, первобытный человек населял уже не отдельные локальные, а многие районы обширной территории казахстанского региона. Здесь обнаружены сотни неолитических и энеолитических стоянок, находок и других свидетельств жизни древнего человека. Костные остатки, изделия из кости и камня — скребки, призматические и карандашевидные нуклеусы, пластины, проколки, тесла, ножи, масса микролитических наконечников стрел — позволяют судить о сдвигах в орудиях труда и характере труда древнейших насельников территории Казахстана. Об этом говорит и зарождение ткачества, простейших видов гончарного и горного дела.

К концу каменного века при всем многообразии форм остатков материальной культуры на территории Казахстана в известной мере определился однородный хозяйственный уклад, связанный с условиями географической среды. Но казахстанский этно-культурный ареал в столь далекое от нас время развивался не в изоляте, а напротив, в связи с соседними территориями — Зауральем, Сибирью, Алтаем, Средней Азией.

Такие тенденции формирования региона с многими общими формами хозяйственного уклада и материальной культуры, с одной стороны, контактов с сопредельными регионами — с другой, нашли свое продолжение на новом этапе развития человеческого общества на территории Казахстана — в эпоху бронзы. Это время сложения скотоводческо-земледельческого хозяйства, освоения палеометаллов и производства орудий труда, оружия, предметов украшения из качественно нового материала.

На территории Казахстана обнаружено множество древних рудных разработок в районах Джезказгана и Зыряновска, Атасу и Калбы, Нарыма и Степняка, Акжала и других, до 100 поселений эпохи бронзы, найдены литейные мастерские. Древние горняки добывали руды и плавили металл не только для собственных потребностей, но и для обмена.

Остановившись в гостинице Кольсай, вы получаете удобную доступность к таким достопримечательностям Казахстана, как Кольсайские озёра и национальный парк Чарынский Каньон, которые несут в себе отпечатки древней истории этого края.

С переходом к кочевому и полукочевому скотоводству складывалось и новое подвижное жилье — прототип юрты, возникла необходимость в новых предметах домашнего обихода и одежды. Отсюда — развитие гончарства и ткачества, появление специального набора предметов (стремена, удила) для освоения коня, как средства передвижения и ухода за скотом. Рост поголовья стада, все большее использование пастбищных просторов создавали предпосылки для накопления, для расширения обмена и, таким образом, вели к постепенному, но неуклонному разложению первобытнообщинного строя.

Археологический материал говорит о том, что на территории Казахстана существовали как временные, так и зональные особенности в материальной культуре эпохи бронзы. Памятники нуринского, атасуского и дандыбай-бегазинского этапов бронзы в Центральном Казахстане отличны, например, от алакульского этапа в Восточном Казахстане. Однако при всем своеобразии очевидна их близость, свидетельствующая об однотипности в главном, в общественно-культурном процессе как для казахстанского, так и ряда других регионов Центральной Азии.

Продолжалось освоение пастбищ для скотоводства в степных и горных районах с сохранением земледельческих очагов на поливе, оформлялись меридиональные и вертикальные системы кочевых циклов. Закреплялись традиционные для кочевого быта формы юрты. В хозяйстве и в военных столкновениях использовались повозки и колесницы. Наряду с медью, оловом, свинцом, золотом добывалась и обрабатывалась и железная руда. Улучшалась техника горного дела и литья. В производстве орудий труда, снаряжения, вооружения, предметов бытового обихода все шире использовалось железо.

Получили развитие религиозные представления: утвердился культ неба и солнца, огня. Ранние кочевники поклонялись noкровительнице домашнего очага и плодородия, богам ветра, войны, признавали существование добрых и злых духов, приносили им в жертву скот. Вероятно, уже появилась письменность, о чем свидетельствует иссыкская надпись из 26 еще не расшифрованных знаков на серебряной чаше в иссыкском захоронении.

Древние мастера перешли от статики к динамике в изображении животных в скифо-сибирском зверином стиле, распространился геометрический, растительный, зооморфный, символический орнамент.

Новая пора в истории Казахстана конца I тыс. до н. э.— первых веков нашей эры — это история прежде всего усуней, кангюев, связанная с историей таких крупных государственных образований, как империя кушан, Бактрия, Парфия, Китай; это контакты с хуннами и аланами, массовые миграции племен и племенных объединений через протоказахские степи из Центральной Азии в глубь Средней Азии, в Поволжье и далее на запад. Естественно, что такие важнейшие политические и демографические факторы во взаимодействии с внутренними социально-экономическими процессами влияли на эволюцию хозяйства и общественных отношений у древних насельников Казахстана.

Вместе с прогрессом скотоводческого хозяйства совершенствовалась система поливного и богарно-лиманного земледелия (строились дамбы, небольшие каналы), в южных районах ширились очаги оседлости и земледелия. Все отчетливее утверждалась частная собственность на скот, получили распространение знаки — тамги на посуде, на скоте, показывающие, кому они принадлежат.

Военные вторжения и битвы, миграции племен, в частности хуннов, обмен посольствами с соседними государствами, династийные браки, сведения о численности населения усуней, кангюев и их войск, о титулатуре правителей и их именах, нашедшие отражение в восточных источниках, неопровержимо показывают, что племенные объединения на территории Казахстана вошли в орбиту международной жизни своей эпохи.

Материальная культура племенных объединений того времени наглядно отразилась в искусстве, в частности в распространении полихромного стиля в ювелирном деле с использованием зерни, перегородчатой эмали, с реалистическими изображениями животных, самобытным орнаментом. Пример тому — диадема и подвески из каргалинской находки. Родовой строй уходил в прошлое, отживал свой век. Социальные атрибуты рабовладельческого строя родились, но не получили развития. Появился качественно новый, феодальный уклад со своеобразными чертами, обусловленными типом хозяйства, образом жизни населения; классовые, феодальные институты тесно переплетались с патриархальными.

Становление феодальных отношений сказывалось и на этнических процессах; относительно мелкие племена и племенные группы объединялись в более крупные. Еще нельзя определенно охарактеризовать этнолингвистическую ситуацию на территории Казахстана до середины I тыс. н. э., но с VI в. н. э. и уж, во всяком случае, не позднее первой половины VII в. н. э. здесь существовала древнетюркская письменность. Она совершенствовалась, в ее лексику входило немало арабских слов. Основная масса населения протоказахской территории с этого времени, несомненно, тюркоязычна.

Складывалась местная строительная традиция, во многих отношениях близкая среднеазиатской. Образцом выдающихся достижений строителей раннефеодального города могут служить дворцовый комплекс Баба-Ата и мавзолей Бабаджи-хатун в Таразе.

В письменности происходил переход на арабский алфавит. Развивалась устнопоэтическая традиция. На почве местной культурной традиции своего времени в органичном сочетании с высшими достижениями античной, иранской, индийской, арабской культур, по сути, достижениями мировой культуры вырос такой великий философ, ученый, уникальное явление в истории науки, как аль-Фараби, выходец из Фараба (Отрара).

Медленнее, чем в южных и юго-восточных районах, развивались производительные силы в районах центра, запада и севера территории Казахстана.

Вторжение монгольских полчищ на территорию Казахстана встретило сопротивление народных масс. История сохранила драматические повествования об обороне Отрара, Дженда, Сыгнака и других городов.

Этнические процессы, обусловившие образование казахской народности — это длительные процессы, уходящие своими истоками в глубокую древность, эпоху разложения первобытнообщинного строя и зарождения классовых отношений, в основе своей они автохтонны. Несомненна устойчивость европеоидного антрб-пологического типа на территории Казахстана с известным влиянием монголоидных элементов, обусловленным нашествиями монгольских племен. Также несомненна генетическая связь древних насельников протоказахской территории — от саков, усуней, кангюев, позднее тюргешей, карлуков, огузов до кипчаков, кимаков, аргынов, найманов, кнреев, конратов, албанов, дулатов, алчинов, алим, ногайцев и других, ставших этническими компонентами казахской народности.

Трудно переоценить значение социально-экономических и политических факторов для образования казахской народности. Постепенная, но неуклонная эволюция хозяйства, сдвиги в характере общественных отношений, укрепление феодальных начал естественно содействовали объединению родственных по языку, однотипных в хозяйственно-бытовом укладе жизни племен и племенных групп и способствовали сложению новой этнической общности феодальной эпохи — народности. Этническая ситуация при этом складывалась так, что иногда одни и те же племенные группы в силу политической обстановки входили в разные государственные образования, территория их расселения в отдельных случаях смещалась под давлением извне или в результате откочевок. Однако главная тенденция к объединению в крупные государственные образования пробивала себе дорогу. Так произошло и с Казахским ханством.

С использованием: История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней. В пяти томах. Издательство «Наука» Казахской ССР, Алма-Ата, 1977 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос