Экскурс в прошлое кубинской литографии

Дата публикации или обновления 24.09.2021
  • Художники и граверы Кубы

  • К моменту, когда в ЭМГ всерьез занялись ксилографией и гравюрой на металле, эти способы печати уже имели определенную традицию в нашей стране. В частности, техника гравирования по металлу была впервые применена на Кубе Хабре, открывшим на острове собственную типографию.

    Он же, по мнению историка Эвелио Говаитеса, обучил кубинца Франсиско Хавьера Баэса искусству гравюры на меди и на дереве, с тем чтобы тот работал на него и помогал ему печатать эстампы, виньетки, изображения святых, фамильные гербы, сигарные этикетки и многое другое.

    Важную роль в этом смысла сыграла и типография, располагавшаяся в доме N9 95 по улице Вильегас в Старой Гаване, принадлежавшая дону Хосе Сеаерино Болонье, который имел новейшие станки, приобретенные во Франции, Испании и Соединенных Штатах, и мог изготовлять гравюры на металле и печатать, используя великолепные образцы шрифтов, клише, виньетки, монограммы, заставки и экслибрисы.

    Не следует забывать о деятельности художников и рисовальщиков (некоторые из них были преподавателями академий а Гаване, Камагуэе и в Сантьяго-де-Куба), которые время от времени обращались к офорту, гравюрам на меди и дереве.

    Среди них следует выделить Феррана, Мелеро, Рейиосо и Ариаса. Вспомним также, что в начале XX века гравюру считали весьма перспективным жанром, и в 1926 году была даже создана специальная кафедра а Профессиональном училище живописи и ваяния(Сан-Алехандро), которую заняли Мариано Мигель, Энрике Каравиа и Рамой Лой, не снискавшие себе лавров на этом поприще.

    Что касается ксилографии, которая на протяжении прошлых столетий находила на Кубе самое разнообразное и широкое применение, ее расцвет, безусловно, относится к XX веку, что отразилось а политических гравюрах Габриэля Гарсиа Морото, в также в работах Мануэля Веги, Доминго Равенета, Эдуарде Абелы и Мирты Серра, хотя мы и можем упрекнуть их в некоторой приземленности. Благодаря контакту Каравиа во время его пребывания в Мексике с членами Мастерской народной графики, которой руководил Леопольдо Мендес, искусство земли ацтеков оплодотворило, как это часто случалось в других областях, кубинскую графику.

    И почти сразу же возникает движение кубинских художников-графиков, достигающее наивысшего расцвета а сороковые годы. В его состав входят Роберто Диаго, Хорхе Ригель, Никасио Агирре, Хосе Нуньес Боот, Атилано Арментерос, Аль-берто Менчака, Кармело Гонсалес и Армандо Поссе.

    Они, а также некоторые другие художники основывают в 1949 году Ассоциацию кубинских графиков, начинают издавать бюллетень Буриль (Резец) и организуют первые выставки ксилографии. В начале пятидесятых годов ряды кубинских ксилографов пополняют Альфредо Сосабраво, Лесбия Вент Думоис, Альберто Пенья, Мигель А. Пеньяте, Хуан Санчес и другие.

    Многие из них и в дальнейшем преподают ксилографию или активно работают в этой технике, а с приходом Революции создают эпические произведения, в которых отражают героические события, создают образы народных героев. Позднее они становятся пропагандистами искусства ксилографии и наставниками будущих мастеров.

    Далее: Второй этап развития кубинской литографии

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос