Выполнение заданий пятилетки в области промышленности и транспорта

Дата публикации или обновления 22.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • Борясь за успешное выполнение пятилетки, рабочие Донбасса под руководством парторганизации добились значительных успехов в развитии промышленности и транспорта. В то же время в таких отраслях промышленности, как угольная и металлургическая, показатели первых лет пятилетки оставались ниже плановых. Так, в 1939 г. было недодано 4,1 млн. т угля, сотни тонн чугуна, стали, проката.

    Снижение темпов роста добычи угля и производства металла объяснялось рядом причин. Неудовлетворительной была связь массово-политической работы с решением хозяйственных задач, серьезные ошибки были допущены в системе технического руководства, обеспечении инженерно-техническими работниками подземных участков, организации оплаты труда. Нередко нарушалась технологическая дисциплина, что вело к браку, авариям, искривлению лав на шахтах и перерасходу сырья на металлургических заводах. Велика была текучесть кадров, на недостаточно высоком уровне находилась трудовая дисциплина.

    23 октября и 9 ноября 1939 г. ЦК ВКП(б) принял постановления «О партийно-массовой работе на шахтах угольной промышленности Донбасса» и «О партийном руководстве предприятиями черной металлургии Донбасса и Челябинской области». 31 марта 1940 г. СНК СССР и ЦК ВКП(б) приняли совместное постановление «О работе угольной промышленности Донбасса», а в июне 1940 г. постановление «О мероприятиях, обеспечивающих выполнение установленного плана выплавки чугуна, стали и производства проката».

    В этих документах подчеркивалась необходимость деятельного участия всех партийных организаций в решении хозяйственных вопросов, повышения авангардной роли коммунистов. На предприятиях были выработаны меры по быстрейшему наращиванию добычи угля и производства металла. В частности, в угольной промышленности упорядочивалась система заработной платы и норм выработки, вводились повышенные тарифные ставки для подземных рабочих. Запрещались частые увольнении и перемещения инженерно-технических работников, увеличивалась их зарплата. Часть инженеров и техников из аппарата управления переводилась непосредственно на шахты.

    Предусматривалось также улучшение жилищных условий, что имело важное значение для закрепления кадров на шахтах.

    В ноябре 1939 г. состоялось два пленума Сталинского обкома партии, на которых были разработаны и утверждены конкретные мероприятия по выполнению постановлений ЦК. ВКП(б) «О партийно-массовой работе на шахтах угольной промышленности Донбасса» и «О партийном руководстве предприятиями черной металлургии Донбасса и Челябинской области». В апреле 1940 г. обком партии провел совещание парторгов, секретарей парткомов и заведующих шахтами, а затем партийно-хозяйственный актив по обсуждению постановления СИ К СССР и ЦК ВКП(б) «О работе угольной промышленности Донбасса». Контролируя ход его выполнения, обком в 1940 г. дважды рассматривал лот вопрос на пленумах. Проблемы, связанные с развитием угольной и металлургической промышленности, находились в центре внимания Ворошиловградского обкома КП(б)У, Ростовского обкома ВКП(б), всех горкомов и райкомов партии Донбасса.

    Следствием их деятельности был рост числа коммунистов на подземных участках в шахтах и основных цехах заводов, что позволило усилить партийное влияние в производственных коллективах. Только с апреля по сентябрь 1940 г. число коммунистов на подземных работах увеличилось с 56,6 до 61,4% от общего их количества в угольной промышленности, а в Красноармейском, Снежнянском, Чистяковском районах—до 70%.

    На подземных участках была увеличена и прослойка членов ВЛКСМ. К осени 1940 г. в Сталинской области, например, на них трудилось 54 тыс. союзной молодежи, или 60,8% состава комсомольских организаций шахт. По инициативе комсомольцев Куйбышевского района, поддержанной ЦК ВЛКСМ, в 1940 г. комсомольцы взяли шефство над горными механизмами, борясь за их правильное использование и безаварийную работу. Серьезные положительные сдвиги произошли в вопросах технического руководства. Число инженеров в угольной промышленности бассейна за ИМ0 г. увеличилось на 643 человека, а из 2432 инженеров, работавших в этой отрасли к началу 1941 г., непосредственно на шахтах было занято 65,2%, тогда как в январе 1940 г. там трудилось только 50,6% инженерного персонала.

    Воплощение в жизнь решений Коммунистической партии и Советского правительства, направленных на увеличение добычи угля и производства металла, огромная политико-воспитательная деятельность партийных организаций, внедрение новой техники и технологии, рост производственной активности рабочего класса позволили преодолеть отставание ведущих отраслей промышленности бассейна — угольной и металлургической. В 1940 г. прирост добычи угля был выше, чем за два предшествующих года, вместе взятых. Если за 1938 г. добыча угля увеличилась на 2,7%, то за 1940 г. — на 11,8%. Шахтеры Донбасс выдали на-гора 94,8 млн. т. В первой половине 1941 г. темпы роста угледобычи превосходили плановые, план полугодия был выполнен досрочно.

    Насыщение техникой шахт (в 1940 г. в бассейне насчитывалось 2,6 тыс. врубовых машин, 10,4 тыс. отбойных молотков, по уровню механизации Донбасс вышел на первое место в мире), повышение квалификации и творческой активности рабочих способствовали дальнейшему росту производительности труда. В 1937 г. добыча на одного производственника в месяц составляла 23,7 т, в 1940 г. она возросла до 26,1 т и была в 2,5 раза выше по сравнению с дореволюционным временем.

    В металлургической промышленности производительность труда за пятилетку возросла на 26,7%. В последнем предвоенном году металлурги Донбасса произвели продукции на сумму около 750 млн. руб., выплавив более 5 млн. т чугуна и 4 МЛН. г стали. План шести месяцев 1941 г. был выполнен досрочно.

    Производственные коллективы металлургических заводов Донбасса освоили кислородное дутье, выплавку природнолегированных чугунов, хромоникелевых, хромистых и специальных легированных сталей. На Таганрогском металлургическом заводе им. А. А. Андреева был начат промышленный выпуск новых видов бесшовных груб для нефтяной промышленности, в строй действующих вступили две новые доменные и мартеновская печи на заводе «Азовсталь». В угольной промышленности впервые в мире в тресте «Орджоникидзеуголь» началось внедрение нового метода угледобычи — гидромеханизации.

    Многое было сделано в развитии энергетической базы Донбасса. Накануне Великой Отечественной войны окончилось строительство Зуевской ГРЭС — тогда одной из наиболее крупных тепловых электростанций в стране. В июле 1941 г. дала первый ток Кураховская ГРЭС проектной мощностью 200 тыс. кВтч, было завершено строительство первой очереди Несветаевской ГРЭС мощностью 100 тыс. к Вт-ч, осуществлена реконструкция Шаминской ГРЭС. Одновременно со строительством электростанций продолжалась работа по объединению энергосистем, завершившаяся в 1940 г. объединением «Донбассэнерго», «Днепроэнерго» и «Азчерэнерго». В последнем предвоенном году выработка электроэнергии превысила 4,1 млрд. кВт-ч.

    Больших успехов достигли рабочие машиностроительной промышленности. На Ворошиловградском паровозостроительном заводе им. Октябрьской революции была осуществлена модернизация мощных грузовых и пассажирских паровозов, а в 1939 г. построен и испытан опытный образец пассажирского паровоза, скорость которого достигала 180 км в час. За три с половиной года пятилетки железные дороги страны получили 1823 паровоза с ворошиловградской маркой.

    На заводах угольного машиностроения производительность труда рабочих за три года пятилетки возросла на 32%. Выло начато производство угольных комбайнов конструкции Бахмутского на Горловском машиностроительном заводе им. С. М. Кирова, скребковых транспортеров — на Ворошиловградском заводе им. А. Я. Пархоменко, подготовлен серийный выпуск мощных врубовых машин.

    Уникальное оборудование производили рабочие Новокраматорского машиностроительного завода. На этом предприятии в 1940—1941 гг. были изготовлены стан бесслитковой прокатки, значительно превосходивший все зарубежные аналоги, одни из крупнейших в мире ножницы для резания специальных сталей в горячем виде. Рабочие предприятия досрочно выполнили заказы «Aмурстальстроя» и других организации.

    Внедрение новейшей технологии, рост квалификации и творческой инициативы рабочих способствовали быстрейшему повышению производительности труда на этом крупнейшем заводе Донбасса. Только в 1939 г. она возросла на 45%, а себестоимость продукции снизилась на 9,4%.

    Весомый вклад в выполнение пятилетнего плана внесли труженики химической промышленности. В годы пятилетки на Рубежанском химмбинате, ставшем одним из ведущих предприятий Отрасли, пятитысячный коллектив работал над внедрением наиболее совершенной технологии производства нитробензола, анилиновой соли, метиленмочевины, кубовых красителей, выпускавшихся в нашей стране только па этом предприятии. Расширялось производство соды. В 1939 г. оно достигло 396,2 тыс. т на Сталинском содовом заводе им. В. И. Ленина и 70 тыс. т на Славянском содовом заводе. В строп действующих вступил второй Славянский содовый завод, что позволяло еще более увеличить производство кальцинированной соды и других важнейших химикатов. Производительность заводов Донбасса возрастала быстрыми темпами на Рубежанском химическом комбинате ежегодный прирост производства составлял 17%. на Каменском химкомбинате выпуск продукции в 1938-1940 гг. увеличился в три раза.

    Дальнейшее развитие получил железнодорожный и автомобильный транспорт. Обеспечивая своевременные перевозки угля и других народнохозяйственных грузов, железнодорожники резко увеличили количество тяжеловесных составов. В 1939 г. Н. Г. Климов, И. II. Цуркан, Ф. В. Фролов и десятки других последователен П. Ф. Кривоноса провели по Северо-Донецкой в Южно-Донецкой дорогам око ю 60 тыс. тяжеловесных составов, средний вес каждого достигал 1610 т. Широко внедрялись хозрасчет, работа по кольцевому графику, текущий ремонт локомотивов силами паровозных бригад. На грузонапряженных участках были уложены вторые пути, улучшена техническая оснастка депо, локомотивный парк пополнился мощными паровозами. В соответствии с заданиями пятилетки железнодорожники обеспечили в 1938—1939 гг. рост грузооборота на Северо-Донецкой железной дороге с 15,2 до 16,9 млрд. т/км, а на Южно-Донецкой — с 11.1 до 13,2 млрд. т/км.

    Развитие тяжелой промышленности и сельского хозяйства создали необходимые условия для наращивания производства легкой и пищевой промышленности Донбасса. В 1940 г. было выработано 138 тыс. м хлопчатобумажных тканей, 17 тыс. и шерстяных тканей, изготовлено 1,7 млн. пар кожаной обуви, 2,7 млн. пар чулочно-носочных изделий.

    Глубокий и всесторонний анализ борьбы партии и парода за выполнение пятилетнего плана в области промышленности и транспорта был дан XVIII Всесоюзной партийной конференцией, состоявшейся 15—20 февраля 1941 г. Она констатировала, что несмотря на огромные трудности, связанные с началом второй мировой войны, а также на имевшие место недостатки в организации производства, промышленность достигла больших успехов. Валовая продукция возросли на 14%. производство средств производства — на 52%. В строй действующих вступило 2900 новых предприятии. Производительность труда возросла на 36,8%.

    Рост промышленности сопровождался повышением жизненного уровня трудящихся. Фонд заработной платы по народному хозяйству увеличился на 54%.

    Существенно возрос жизненный уровень рабочих Донбасса. Проведенное в соответствии с постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О работе угольной промышленности Донбасса» совершенствование системы оплаты труда обеспечило повышение зарплаты квалифицированным рабочим. В целом в 1940 г. среднемесячная зарплата шахтеров составляла 467 руб., увеличившись по сравнению с 1938 г. на 12,5%. Среднемесячная зарплата металлургов достигла 380—400 руб.

    В сложной международной обстановке кануна Великой Отечественной войны, когда главное внимание было сосредоточено на укреплении оборонной мощи Советского государства, в посильных масштабах осуществлялось жилищное строительство. В 1940 г. на сооружение жилищ и коммунальных учреждений шахтерского края было израсходовано 125 млн. руб., только в Ворошиловградской области для горняков построено 30,2 тыс. м2 жилья. К началу Великой Отечественной войны жилой фонд Донбасса насчитывал более 25 млн. м2, имелось около тысячи рабочих клубов, 857 киноустановок, 2063 библиотеки с книжным фондом, превышавшим 5,7 млн. экземпляров. Улучшилось благоустройство населенных пунктов. В последнем предвоенном году 21 город Донбасса имел водопровод, в девяти городах было трамвайное сообщение, в г. Сталино появился троллейбус.

    Свидетельством улучшения жизненного уровня трудящихся был рост товарооборота. За годы пятилетки в Сталинской области он повысился на 38% и составил 4,6 млрд. руб. Совершенствовалось общественное питание. На шахтах и заводах Сталинской области, например, в 1939 г. было открыто 100 новых столовых и буфетов.

    На благосостояние рабочих все большее влияние оказывали фонды общественного потребления, расходовавшиеся на просвещение, медицинское обслуживание и другие социально-культурные нужды. В 1910 г. трудящихся Донбасса обслуживали 393 больницы на 26 тыс. коек, медицинскую помощь населению оказывали 3529 врачей. В течение трех предвоенных лет в санаториях и домах отдыха было оздоровлено 256 тыс. горняков.

    Ответом рабочих на заботу партии и правительства о дальнейшем улучшении условий жизни и труда был рост их творческой активности, нашедший яркое воплощение в социалистическом соревновании, ударном труде на благо Родины.

    Далее: Подъем трудовой и общественно-политической активности рабочих

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос