Семейные отношения в Донбассе

Дата публикации или обновления 14.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • С развитием капитализма формируются специфические особенности рабочей семьи с присущим ей укладом и взаимоотношениями, принципиально отличавшимися от семейных отношений как в старой патриархальной крестьянской семье, так и в семье буржуазной.

    На раннем этапе развития, когда процесс формирования пролетариата еще не завершился, рабочая семья имеет много общего с укладом крестьянской семьи и ее бытом. С образованием постоянных кадров рабочих возникает новая семья, экономическая основа которой определялась отсутствием собственных средств производства и капиталов.

    Единственным источником существования такой семьи является заработок всех ее трудоспособных членов, в том числе женщин и детей. Говоря о влиянии капиталистического способа производства на семенные отношения, К. Маркс отмечал: «Крупная промышленность, отводя решающую роль в общественно организованном процессе производства вне сферы домашнего очага женщинам, подросткам и детям обоего пола, создает новую экономическую основу для высшей формы семьи и отношения между полами».

    В начальный период формирования рабочая семья, как и крестьянская, состояла из трех поколений, позднее, как правило, из двух: родителей и неженатых детей, число которых у донецких шахтеров колебалось от двух до четырех.

    Мизерной зарплаты рабочего, естественно, не хватало на содержание семьи. Поэтому подрастающие дети в возрасте 10—12 лет и женщины — жены и матери — вынуждены были идти на производство, чтобы кое-как свести концы с концами. Участие в производстве женщины повышало ее самостоятельность в семье, способствовало расширению круга интересов, вовлечению в общественную жизнь. История революционной борьбы донецкого пролетариата сохранила множество примеров того, как женщины-работницы, жены и матери рабочих вместе с мужчинами участвовали в стачках и забастовках, маевках и демонстрациях, помогали своим товарищам по работе, мужьям и сыновьям хранить и распространять нелегальную литературу и др. Так, жена Г.М.Петровского Доменика Федоровна в 1902 г. взяла на себя обязанности по доставке из Екатеринослава на Нелеповский рудник нелегальной литературы, жена одного из рабочих завода Гартмана Л. Л. Гущина участвовала в печатании и распространении нелегальных листовок.

    Вовлечение передовых женщин-работниц в производство, в общественную жизнь и революционную деятельность повышало их авторитет в семье, способствовало установлению отношений духовной общности, взаимного уважения и равноправия между членами семьи.

    В среде многонационального донецкого пролетариата нередким явлением были этнически смешанные браки, что способствовало ликвидации национальной разобщенности. Формирование новой рабочей семьи сопровождалось зарождением новых явлений в семейной обрядовости, и прежде всего в брачных отношениях. Поскольку рабочие были лишены частной собственности, основу брака в пролетарской среде составляли общность жизненных интересов, трудовое содружество, чувство взаимного уважения и любви.

    Заключение брака в большинстве рабочих семей сопровождалось церковным обрядом венчания. Но все чаще в рабочей среде оформлялся гражданский брак «на веру» без венчания в церкви. Это было вызвано большими трудностями при официальном разводе, с одной стороны, а с другой — передовые рабочие избирали гражданский брак вполне сознательно в знак протеста против церковного вторжения в семейные отношения.

    Отход от старых семейно-бытовых традиций наблюдался и в похоронном обряде. Все чаще передовых рабочих, погибших в революционной борьбе, хоронили не по церковному обряду, а устраивали гражданские похороны, нередко выливавшиеся в многотысячные траурные демонстрации и митинги, участники которых несли красные знамена, пели революционные песни, произносили пламенные клятвы и речи. В 1905 г. в первые дни после подавления Горловского вооруженного восстания в Енакиево, Гришино, на Юрьевском заводе многотысячные толпы рабочих хоронили своих погибших героев. На их могилах произносились речи, рабочие клялись продолжать великое дело борьбы с самодержавием и капитализмом. В огромную 25-тысячную демонстрацию рабочих Константиновки, Горловки, Краматорска, жителей окрестных сел превратились в Дружковке похороны рабочих, погибших 9 августа 1906 г. во время разгона полицией и войсками митинга по поводу роспуска I Государственной думы.

    Далее: Новые черты общественного быта рабочих

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос