Развитие промышленности в Донбассе в начале XX в.

Дата публикации или обновления 11.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • В период империализма заметных изменений в численности предприятий, их профиле не произошло. Развитие промышленности шло по линии расширения действовавших предприятий, их модернизации. Ускоренное обновление основного капитала вызывалось растущими запросами рынка на уголь и металл, конкурентной борьбой между хозяевами рудников и заводов.

    Почти все крупные шахты были построены в конце XIX или начале XX в. В годы первой мировой войны возникло немало мелких шахт, но именно крупные давали абсолютное большинство угля. 71 шахта производительностью свыше 10 млн. пудов угля в год каждая дала в сумме 70% всего угля, добытого в Донбассе в 1913 г.

    С 1900 по 1916 г. добыча угля в Донбассе почти утроилась. Этот рост обеспечивался усилением технического оснащения шахт, увеличением числа рабочих, чрезмерной интенсификацией их труда.

    В начале века в Донбассе начала развиваться коксохимическая промышленность. Хотя до 1914 р. выжиг кокса на крупных рудниках и металлургических заводах из года в год рос, побочные продукты этого процесса — ценнейшее химическое сырье — почти не использовались. Только на некоторых рудниках в процессе коксования получали сернокислый аммоний, нашатырный спирт, каменноугольную смолу и пек. В годы первой мировой войны сильно возросла потребность в исходном сырье для взрывчатых веществ.

    Однако горнопромышленники, опасаясь нового дела, не торопились вкладывать средства в развитие химической промышленности. Лишь после того как в 1915 г. при Кадиевских коксовых печах был построен казенный бензольный завод, чья продукция пользовалась исключительным спросом, промышленники начали быстрыми темпами развивать коксохимию.

    Большой рост угледобычи, коксования и брикетирования угля, возрастание объема механизированной сортировки и перевозки привели к необходимости существенного усиления ремонтной базы шахт. В 1901 г. на шахтах насчитывалось всего 20 чугунолитейных и механических мастерских, а в 1913 г. их стало 132. Многие из этих мастерских немногим отличались от металлообрабатывающих заводов средней мощности.

    Столь значительное техническое оснащение шахт, естественно, сопровождалось заметным ростом энергетической базы. Только за первое десятилетие XX в. мощность ее выросла с 03,9 до 101,7 л. с. на каждый миллион пудов угледобычи.

    Однако рост технической оснащенности шахт Донбасса не оказал существенного влияния на характер труда большинства горняков. Как и раньше, уголь добывался вручную, врубовые машины не находили широкого применения. В 1914 г. с их помощью было добыто 7 млн. пудов угля, или 0,5% общей добычи. Производительность труда на шахтах Донбасса снижалась. В 1904 г. горняк добывал 157 т угля, а в 1913 г.— 150 т. в 1915 г., когда снизился процент квалифицированных шахтеров,— 147 т. Это, однако, не свидетельствовало о снижении интенсивности труда. Напротив, производительность труда рабочих, непосредственно занятых добычей угля (зарубщиков, отбойщиков, отгребщиков, навальщиков и др.), возросла, но увеличение числа крепильщиков, машинистов, ремонтных рабочих, транспортников и др. уменьшало показатель общей производительности труда.

    Несмотря на неуклонный рост технической оснащенности обще-шахтных и ряда других процессов, характер труда большинства подземных и многих наземных рабочих почтя не изменился. От них, как и прежде, требовались хорошая физическая подготовка и известный профессиональный навык. Операции каждого ИЗ шахтеров заметно отличались от труда немногочисленных товарищей по забою. Он не был. по выражению К. Маркса, «машинным рабочим», каким являлся рабочий хорошо механизированного предприятия.

    На таком предприятии изготовляемый продукт был результатом сотен и тысяч трудовых операций, зависевших друг от друга и ставивших во взаимозависимость самих производителей. Здесь у рабочих быстро вырабатывались чувства коллективизма и социальной солидарности.

    В шахте труд был более индивидуальным. Поэтому каждого забойщика, отгребщика, саночника, крепильщика можно было легко заменить. Более того, в любом забое можно было снять с работы всю артель, и это отразилось бы лишь на количестве добытого угля, но не сказалось бы на самом процессе угледобычи. Чтобы стать профессиональным подземным рабочим, требовалось сравнительно немного времени. Все это сказалось на источниках пополнения кадров шахтеров: ими могли стать недавние крестьяне, не имевшие никаких индустриальных профессии. Вместе с. тем на шахтах из года в год росло количество рабочих, обслуживавших генераторы энергии, моторы, станки, транспорт и др., для чего необходимо было обладать известным уровнем общей и профессиональной грамотности.

    В период империализма в Донбассе не был построен ни один металлургический завод, некоторые же из существующих получили дальнейшее развитие.

    К началу XX в. 12 из 15 заводов являлись предприятиями с полным металлургическим циклом, т. е. производили чугун, сталь и прокат, а три — передельными, т. е. не имели доменных печей и работали на привозном чугуне. Луганский (передельный) завод Гартмана был еще и машиностроительным. Со временем доменные печи были построены на Константиновском (1912) и Луганском (1915) заводах. Накануне Октябрьской революции передельным оставался только Торецкий завод.

    Развитие металлургии юга России в период империализма характеризуется следующими показателями: 15 заводов в 1900 г. выплавили 91,9 млн., а в 1913 г.— 189,7 млн. пудов чугуна и выпустили соответственно 73.8 и 141,0 млн. пудов железа и стали.

    Хотя многие процессы на металлургических заводах были механизированы, оставалось еще немало участков, базировавшихся на ручном труде. Пережитки крепостничества в стране, наличие огромного резерва дешевого неквалифицированного труда позволяли предпринимателям не вкладывать средства в механизацию ряда трудоемких работ, а использовать на них чернорабочих.

    В целом же металлургические заводы края представляли собой тот тип крупной машинной индустрии, которая, по определению В. И. Ленина, «вес более и более обобществляет производство страны, а вместе с тем и участников производства». С угледобычей и металлургией Донбасса тесно связан железнодорожный транспорт. Через бассейн проходило несколько железных дорог, из которых наиболее важную роль играла казенная Екатерининская железная дорога.

    Донбасс постоянно нуждался в расширении железнодорожной сети. В усилении подвижного состава и тяги. Транспорт был узким местом в экономике района. Недостаточное его развитие отрицательно влияло на работу заводов и шахт, что особенно остро сказалось в годы первой мировой войны.

    Но даже в таком состоянии Донбасс был районом наибольшего развития в России железнодорожного транспорта. Это относится как к длине путей па квадратную версту площади, так и к интенсивности использования дорог и подвижного состава. На Екатерининской дороге в 1910 г. на каждые 100 верст эксплуатационной длины магистрали приходилось по 46 паровозов (на Московско-Курской — 43, Николаевской— 36), она же имела больше всего мощных паровозов. Только Московско-Курской дороге уступала Екатерининская по количеству товарных вагонов на версту длины дороги.

    Пробег товарных вагонов, т. е. интенсивность перевозок на Московско-Курской и Николаевской дорогах, был вдвое меньше, чем на Екатерининской, причем ежегодно этот разрыв увеличивался. Только Юго-Восточная, Южная и Юго-Западная дороги по интенсивности перевозок грузов были равны пли приближались к Екатерининской.

    Такая грузонапряженность железных дорог Донбасса требовала хорошо развитой ремонтной базы и большого количества опытных паровозных бригад. Многие железнодорожные депо и мастерские были весьма значительны по размерам, имели высококвалифицированные кадры.

    Важной особенностью предприятий на сети железных дорог были кооперация в процессе работы, возможность командировать рабочих из одних мастерских и депо в другие. Большую помощь им оказывали Главные мастерские дорог в Екатеринославе, Харькове, Александровске, Ростове.

    Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса хорошо оборудованными были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевскнй механический, Таганрогский и Харцызский котельные, Таганрогский судоремонтный, построенный еще при Петре I. Все они, кроме судоремонтного, возникли в 90-е гг. XIX в. Функционировало также около 20 небольших чугунолитейных и изготавливавших сельскохозяйственные орудия предприятий. В Донбассе работали многочисленные, в основном небольшие, плохо механизированные кирпичные, цементные, черепичные заводы, среди которых выделялись заводы по производству строительных материалов и два больших цементных в Амвросиевке.

    Первенцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо оборудованный содовый завод, построенный в 90-е гг. обществом «Любимов, Сольве и К°» в с. Третья Рота близ Лисичанска.

    Далее: Иностранный капитал в промышленности Донбасса

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос