Развитие материально-технической базы промышленного производства

Дата публикации или обновления 17.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Промышленно-экономический комплекс Донбасса формировался и развивался как составная часть складывавшегося народнохозяйственного комплекса СССР. В середине 30-х гг. предприятия союзного подчинения производили 90% всей продукции тяжелой промышленности. Они развивались в соответствии с потребностями всей страны и были тесно связаны с другими промышленными районами. На основе электрификации и расширения угольных разработок в Донбассе осуществлялось комплексное развитие коксового, металлургического, химического производства и машиностроения.

    Для осуществления реконструкции угольного Донбасса первостепенное значение имело развитие электроэнергетической базы народного хозяйства. Успешно осуществлялся ленинский план ГОЭЛРО. К концу 1926 г. вступила в действие первая, а в 1928 г.— вторая очередь Штеровской электростанции. К 1932 г. ее мощность была доведена до 157 тыс. кВт. В Шахтинском округе в 1929 г. завершено сооружение АртемГРЭС, в 6 раз превышавшей по мощности все электростанции дореволюционной Области Войска Донского. В октябре 1931 г. начала давать ток Зуевская теплоэлектростанция.

    Важную роль в решении проблемы электроснабжения Донбасса сыграл Днепрогэс, связанный высоковольтными линиями с местными электростанциями, образовавшими их кольцо. Они обеспечивали электроэнергией Донбасс. В 1937 г. мощности электростанции региона достигли 780 тыс. кВт, в 12 раз больше, чем до революции, а производство электроэнергии превысило 4 млрд. кВт-ч, в 2 раза больше, чем производилось во всей царской России.

    В условиях индустриализации нее большим спросом в народном хозяйстве пользовался уголь, составлявший не менее 60% в топливном балансе страны. В постановлении ЦК ВКП(б) «О задачах угольной промышленности Донбасса», принятом в январе 1929 г., подчеркивалось, что «...успешность работы Донбасса является залогом разрешения новых задач индустриализации».

    Еще в первые годы реконструкции началось создание «Нового Донбасса» — строительство и переоборудование 17 крупных шахт. За перло пятилетку было сдано в эксплуатацию 69 реконструированных и новых шахт мощностью 31,2 млн. т угля в год. В числе новостроек были шахта Л» 10 треста «Петровскутоль», № 29 и № 17—17-бис треста «Рутченковуголь», «Новобутонка» треста «Красногвардейскуголь», им. газеты «Комсомольская правда» треста «Шахтантрацит».

    Более 50 новых шахт вступили в строй во второй пятилетке. Среди них — самая крупная в стране шахта «Красный Октябрь» треста «Артемутоль» проектной мощностью в 1,1 МЛН. т угля в год.

    Одновременно с расширением шахтного фонда значительно возрос-1 его техническая оснащенность. Если в 1926 г. подбойка угля была механизирована на 5,6%. то к 1932 г. — на 81%, а к 1937 г. уже 90% . я добывалось при помощи механизмов.

    В первые годы индустриализации завершалось восстановление и развертывалась реконструкция металлургической промышленности. Были введены в действие новые и реконструированные доменные печи на Мариупольском им. Ильича, Алчевском, Краматорском металлургических заводах. Важнейшей новостройкой того времени была первая в СССР полностью механизированная доменная печь № 4 на Макеевском металлургическом заводе.

    Расширение масштабов технической реконструкции предъявило особые требования к металлопромышленности. В 1929 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе «Югостали», в котором отмечалось, что страна испытывает острый недостаток в металле, вызванный отставанием черной металлургии от металлообработки и машиностроения. Л это грозило задержать развитие как промышленности, так и сельского хозяйства. В интересах успешной индустриализации нужно было отставание ликвидировать как можно скорее, для чего проводились важные мероприятия, обеспечивавшиеся крупными капиталовложениями. Только на расширение и реконструкцию заводов объединения «Сталь» было ассигновано около «590 млн. руб. За годы первой пятилетки в Донбассе были введены в действие 12 доменных и 14 мартеновских печей, вновь выстроенные или полностью реконструированные. 1 мая 1930 г. пущен Мариупольский новотрубный завод, рассчитанный на производство 100 тыс. т цельнокатаных труб для нефтяной промышленности. Это позволило пашей стране прекратить импорт таких труб.

    В 1934 г. вступил в строй новый металлургический завод «Азов-сталь», оснащенный первоклассным для того времени оборудованием. Осуществлялась коренная техническая реконструкция старых металлургических заводов. Так, на Макеевском металлургическом заводе были сооружены новые доменный, мартеновский, прокатный цехи, установлен первый советский блюминг мощностью в 1,2 млн. т. По существу заново был построен Таганрогский металлургический завод, где были введены в действие три новые мартеновские печи, электростанция, листопрокатный стан, новые цехи сварных и цельнокатаных труб. На Сталинском и Сулинском металлургических заводах коренной реконструкции подверглись мартеновские, прокатные, огнеупорный цехи.

    Решение проблемы технической реконструкции угольной и металлургической промышленности потребовало создания в Донбассе машиностроительной базы. Прежде всего была осуществлена коренная реконструкция старого Краматорского машиностроительного завода — к 1932 г. он на 60% обновил свои основные фонды. Произошло его разделение на два самостоятельных предприятия: металлургический завод и Старокраматорский машиностроительный завод, специализировавшийся на производстве оборудования для металлургических заводов.

    В 1929—1934 гг. был построен гигант тяжелого машиностроения — Новокраматорский завод, освоение которого избавляло страну от необходимости ввоза оборудования для угольной и металлургической промышленности.

    Советское правительство отнесло к числу наиболее важных ударных строек страны реконструкцию старейшего предприятия края — Луганского паровозостроительного завода, и ходе которой были введены в эксплуатацию новые цехи: сталеплавильный, паровозный, котельный, кузнечно-прессовый, оснащенные новейшим отечественным и импортным оборудованием. В ноябре 1933 г. завод вступил в строй действующих.

    В результате создания в Донбассе мощной машиностроительной базы удельный вес продукции машиностроения во всей валовой продукции промышленности региона вырос за годы социалистическом реконструкции в 4 раза и составил около 20%. Производственно-техническая база химической промышленности расширилась за счет новых крупных предприятии. Были построены Горловский, Рутченковский, Енакиевский, Макеевский и Краматорский коксохимические заводы, каждый из которых был рассчитан на выжиг не менее 1 млн. т кокса в год (вдвое больше, чем самые мощные дореволюционные заводы Донбасса). Завершилась коренная реконструкция Горловского азотнотукового завода, вступившего в строй в 1933 г. На этом предприятии, а также на Константиновском химическом заводе были введены в действие мощные сернокислотные системы. Последний после расширения стал крупным центром фосфатной промышленности. Донецкий и Славянский содовые заводы после реконструкции сосредоточили основную часть общесоюзного производства кальцинированной соды. К 1937 г. по сравнению с 1913 г. удельный вес химической промышленности в промышленном производстве Донбасса повысился с 4 до 14%. Ряд новых, освоенных ею производств — едкого кали, металлического натрия, мышьяковой соли — в нашей стране был создан впервые.

    В 1935 г. вступил в строи крупнейший в стране стекольный завод в Лисичанске. Гигантом стекольной промышленности стал реконструированный константиновский завод «Автостекло», выпускавший продукцию для технических целей. В 1936 г. восемь заводов Донецкой области дали 257 тыс. т стекла и изделий из него — в 6 раз больше, чем до революции.

    Значительный шаг вперед сделала также легкая и пищевая промышленность Донбасса. Число швейных фабрик здесь увеличилось с шести до 20, обувных — с одной до 18, предприятий пищевой промышленности — с 52 до 200.

    Одновременно с реконструкцией промышленности осуществлялось техническое перевооружение транспорта. Важнейшее значение имело создание железнодорожной магистрали Донбасс — Москва. Расширялись и переоборудовались крупные железнодорожные узлы: Ясиноватский, Дебальцевский, Краснолиманский. В 1934—1935 гг. были построены механизированные горки на станциях Красный Лиман и Дебальцево, что позволило вдвое увеличить их пропускную способность.

    Далее: Новые методы управления производством

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос