Просветительные учреждения в Донбассе

Дата публикации или обновления 14.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Крайняя ограниченность школьного образования вызвала появление и развитие различных общественных культурно-просветительных учреждений для взрослого населения, в том числе и рабочих — воскресных и вечерних школ и курсов, народных чтений, библиотек и читален, народных театров и аудиторий, самодеятельных музыкальных, хоровых, драматических кружков.

    В 1896 г. были открыты воскресные школы на Кальмиус-Богодуховской угольной копи и на рудниках в с. Лозовая Павловка. В 1901 г. на Щербиновском руднике начали работать воскресная школа и вечерние курсы для рабочих. В 1904 г. вечерняя и воскресная школы были организованы для шахтеров и рабочих Горловки. Обе школы посещало 150 человек, занятия в них вели местные учителя, врачи, инженеры, возглавляемые учителем-большевиком А. С. Гречневым. В конце XIX — начале XX в. воскресные школы имелись также в Луганске и Славянске (по две), в Мариуполе, Юзовке и некоторых других городах и поселках Донбасса.

    Перед войной были созданы вечерние курсы для рабочих горнопромышленных предприятий: в 1913 г. — в Макеевке при рудничном училище общества «Уннон», в 1914 г. — на Голубовском руднике и в Александро-Грушевске.

    Постановка учебного процесса на курсах приближала их к так называемым народным университетам. Здесь функционировало одновременно несколько групп. В одних группах обучали грамоте, в других — изучали общеобразовательные или специальные предметы с целью подготовки рабочих, десятников, чертежников, механиков и др.

    В конце XIX в. появляются бесплатные народные библиотеки для рабочих. В 1899 г. земством была открыта Гусиновская библиотека, около половины читателей которой составляли рабочие Луганского паровозостроительного завода Гартмана. Значительную часть читателей библиотек в Каменном Броде и Лозовой Павловке также составляли рабочие ближайших шахт и заводов. В 1900 г. бесплатная библиотека-читальня для рабочих и служащих заводов и шахт Новороссийского общества открылась в с. Екатериновка (Бахмутский уезд).

    В этот же период в Донбассе проходят первые народные чтения для рабочих, на которых представителями местной интеллигенции, чаще всего учителями, а иногда инженерами, техниками, врачами читались научно-популярная литература и небольшие беллетристические произведения. Чтения, как правило, сопровождались комментариями чтеца и демонстрацией так называемых туманных картин (тина современных диапозитивов). Для народных чтений приспосабливались старые заброшенные склады или казармы, иногда строились народные аудитории и народные дома, где функционировали, кроме того, различные самодеятельные кружки. Драматические, музыкальные, хоровые любительские коллективы, организаторами и участниками которых были рабочие, возникают и на предприятиях.

    В конце 90-х гг. на Пастуховских шахтах вблизи Сулинского завода и Брянцевском соляном руднике проходили народные чтения, участники самодеятельных кружков ставили спектакли. Рабочие-железнодорожники ст. Лозовая Павловка построили на свои средства народную аудиторию, где помещалась библиотека-читальня и выступал рабочий любительский театр. На Юзовском заводе был организован оркестр из рабочих, выступавший с концертами перед населением поселка. В 1896 г. по инициативе рабочих здесь был организован музыкально-драматический кружок. Рабочие ходатайствовали перед администрацией завода об открытии народного дома, но получили отказ. Лишь в 1914 г. под давлением рабочих на Юзовском заводе открылся народный дом с библиотекой и вечерними курсами для рабочих.

    В годы первой русской революции и после нее деятельность по организации легальных рабочих культурно-просветительных учреждений значительно активизировалась. И объяснялось это не только тем, что рабочие в ходе революционной борьбы все настойчивее выступали за открытие школ, библиотек, народных домов, аудиторий и рабочих клубов, но и тем, что инициатива в этой сфере деятельности постепенно переходила в руки самих рабочих и их общественных организаций.

    Значительную культурно-просветительную работу проводили в Донбассе профсоюзы. Так, профсоюз завода Гартмана имел свою библиотеку-читальню, в которой насчитывалось около тысячи читателей, открыл двухклассную школу для детей рабочих на 110 человек, воскресную школу и вечерние курсы для взрослых, где занималось около 300 человек. Правление союза устраивало для рабочих лекции по политической экономии и обзоры текущих событий, приглашая лекторов из Харькова и Екатеринослава. По инициативе правления были организованы драматический кружок и духовой оркестр. Просветительную работу проводили и различные рабочие кооперативы, которые значительную часть своих средств выделяли на культурные нужды. Так, кооператив Вознесенского рудника открыл библиотеку и народный дом, в котором функционировали курсы для рабочих, читались лекции, проходили концерты и спектакли. На заводе ДЮМО кооператив рабочих открыл свою начальную рабочую школу. Кооператив Криворожского рудника перед империалистической войной имел библиотеку и клуб, где ставились любительские спектакли. Кооперативные рабочие клубы были созданы в Юзовке, Енакиево, Луганске, Краматорске и других городах и поселках. При Юзовском клубе служащих Новороссийского общества действовали музыкальный и драматический кружки. Юзовский кооператив имел свои книжные киоски, где продавалась легальная и нелегальная литература.

    Иногда рабочие кооперативы содержали на свои средства кинематографы, пользовавшиеся большой популярностью. В 1914 г. они работали при потребительских обществах в Енакиево, Сулине, Щербиновке. Кинематограф кооператива Северного рудника в 1914 г. посетило 44,3 тыс. человек.

    Большое внимание работе в легальных культурно-просветительных организациях уделяла партия большевиков и В. И. Ленин, который подчеркивал, что «первые шаги по пробуждению сознания в низших слоях рабочих должны пасть на долю легальной просветительной деятельности, я партии очень важно использовать эту деятельность, направлять ее именно туда, где она наиболее требуется, направлять легальных деятелей на распашку той нови, которую засеют потом социал-демократические агитаторы».

    Свою деятельность в легальных просветительных учреждениях социал-демократы рассматривали как средство вовлечения в революционное движение широких слоев пролетариата. Примером может служить работа в начале века воскресной школы и вечерних курсов на Щербиновском руднике, организаторами которых стали руководители местной социал-демократической группы П. А. Моисеенко, Г. И. Петровский. Под их руководством изучение общеобразовательных предметов на курсах совмещалось в широкой пропагандистской работой. Курс русской истории был посвящен истории революционных движений на Западе и в России; иностранной литературы - изучению Эрфуртской программы; введение в курс горного искусства — политической экономии. Г. И. Петровский руководил выдачей книг в библиотеке, где насчитывалось около 3 тыс. экземпляров легальных и нелегальных изданий.

    Нелегальная работа под руководством большевика А. С. Гречнева проводилась также в воскресной и вечерней школах при Горловском училище. При школе были организованы библиотека, насчитывавшая 500—600 постоянных читателей, хор и оркестр, в работе которых участвовали члены социал-демократической организации, так как под видом спевок и репетиций было удобно проводить нелегальную работу.

    Осуществляя руководство профсоюзами и другими легальными рабочими организациями, большевики проводили работу и в культурно-просветительных учреждениях, создаваемых этими организациями. Так, Луганский комитет большевиков широко использовал для своей деятельности рабочую библиотеку-читальню профсоюза завода Гартмана. Профсоюз на свои средства выписывал газеты и журналы, в том числе «Правду», «Звезду», «Металлист», которыми пользовались не только члены профсоюза и рабочие завода, но и рабочие других предприятий.

    Основной целью, которую преследовали большевики, используя легальные культурно-просветительные учреждения, была пропаганда идей марксизма среди рабочих, развитие у них классового самосознания и подготовка к грядущим боям за свержение самодержавия. В результате самоотверженной и многосторонней работы большевиков в нелегальных кружках и легальных просветительных организациях марксистские идеи становились достоянием все более широких масс пролетариата. Повышался их культурный уровень, развивалось политическое сознание. Следствием этой деятельности был процесс зарождения в среде пролетариата «рабочей интеллигенции», о которой В. И. Ленин еще в конце XIX в. писал: «Среди рабочих растет страстное стремление к знанию и к социализму, среди рабочих выделяются настоящие герои, которые — несмотря на безобразную обстановку своей жизни, несмотря на отупляющую каторжную работу на фабрике, — находят в себе столько характера и силы поли, чтобы учиться, учиться и учиться и вырабатывать из себя сознательных социал-демократов, «рабочую интеллигенцию».

    Пролетарский Донбасс в дооктябрьский период был подлинной кузницей таких героев. Немало бывших рабочих донецких предприятий и шахт стали вожаками рабочих масс, а некоторые из них позднее — видными партийными и государственными деятелями, выдающимися военачальниками Красной Армии — К. Е. Ворошилов, Г. И. Петровский, С. В. Косиор, В. Я. Чубарь.

    Далее: Рабочие поселки и жилища в Донбассе

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос