Профессионально-техническое образование рабочих Донбасса

Дата публикации или обновления 17.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • С развертыванием технической реконструкции повышались требования к производственному уровню трудящихся. Главной стационарной формой подготовки квалифицированных рабочих из молодежи были школы ФЗУ. Важную роль играли различные профессиональные курсы без отрыва от производства, слушатели которых должны были овладевать производственно-трудовыми приемами и организационно-производственными навыками. Применялся также метод индивидуального н бригадного ученичества. В результате осуществления различных форм производственного обучения общий уровень квалификации рабочих повышался. С 1925 по 1927 г. удельный вес квалифицированных шахтеров (согласно действовавшей в то время тарифной сетке) увеличился с 48,2 до 50,5%, а неквалифицированных — уменьшился с 17,8 до 15% по отношению к общему числу рабочих. Однако такие темпы роста кадров не соответствовали требованиям технической реконструкции промышленности.

    Перелом в деле организации профессионально-технического образования начался после XVI съезда партии, который, в частности, подчеркнул необходимость укрепления школ ФЗУ как основного государственного звена подготовки квалифицированных рабочих из молодежи. С 1931 г. в Донбассе, как и во всей стране, начинается быстрый рост школ ФЗУ и школ горнопромышленного обучения.

    Они включались в социалистическое соревнование за улучшение качества обучения и воспитания шахтерских кадров. В практической их работе центр внимания был перенесен на подготовку рабочих для механизированного труда: машинистов врубмашин, лебедок, отбойных молотков, электрослесарей и др. Вводилось изучение новых методов технологии и организации труда на шахтах. В 1932 г. из школ горпромуча пришли на шахты 1200 машинистов врубмашин и рабочих электромеханизированного отделения. За 1928—1932 гг. школы ФЗУ объединения «Сталь» подготовили 13 тыс. квалифицированных металлургов. В связи с тем, что сроки обучения в школах ФЗУ были длительными (два — четыре года), они не могли удовлетворить потребности промышленности в квалифицированных рабочих. Поэтому в дополнение к ним были созданы школы ученичества массовых профессий (ШУМП), готовившие кадры более низкой квалификации с меньшими сроками обучения (до двух лет).

    Требования к квалификационному уровню рабочих особенно повысились на завершающем этапе реконструкции. Новая техника в промышленности произвела революционные изменения в рабочих профессиях. На угольных шахтах накануне первой пятилетки главную роль играли люди физического труда: забойщики и отбойщики, саночники. На каждую тысячу рабочих их приходилось по 327 человек. В конце второй пятилетки представителей этих отмирающих профессий оставалось лишь 52 на тысячу. Одновременно повысился удельный вес рабочих, чей труд был механизирован.

    Отбойка угля была механизирована на 90%. Забойщик, раньше работавший вручную, при помощи обушка, теперь взял на вооружение врубовую машину или отбойный молоток. Раньше уголь от забоя до штрека перетаскивал в больших ящиках саночник, передвигавшийся ползком, на четвереньках. Теперь доставка угля была в основном механизирована. Саночник превратился в слесаря, управляющего конвейером. На смену коногону приходил электровоз.

    В доменных цехах металлургических заводов количество рабочих неквалифицированного труда уменьшилось с 695 в 1927 г. до 316 в 1934 г. на каждую тысячу, зато численность рабочих, обслуживавших механизмы, увеличилась с 9 до 12 на тысячу.

    Еще в первой пятилетке в доменных цехах трудились большие отряды каталей, в тачках доставлявших к печам руду, кокс, известняк, флюсы. Теперь этот процесс в значительной степени был механизирован: сырье для домен стало поступать в вагон-весы, откуда после взвешивания подавалось скиповыми подъемниками в печи. В цехах металлургических заводов появились экспресс-лаборатории, была установлена контрольно-измерительная аппаратура.

    Однако в начале второй пятилетки уровень технической подготовки рабочих, обслуживавших механизмы, оставался низким. По этой причине на шахтах Донбасса бездействовала 1/4 всех врубмашин и 1/3 отбойных молотков. Аналогичным было положение и в других отраслях промышленности. Жизнь требовала осуществления массового технического обучения рабочих. С сентября 1933 г. школы ФЗУ, находившиеся в ведении наркомата просвещения, были переданы соответствующим промышленным наркоматам и прикреплены к предприятиям. Это укрепляло материально-техническую базу ФЗУ и подчиняло всю их деятельность требованиям производства.

    В начале 1935 г. в Донбассе уже была 91 школа ФЗУ и горпромуча, в которых обучалось 18 тыс. человек. Партийные организации проявляли заботу об улучшении их деятельности. 21 марта 1935 г. бюро Донецкого обкома КП(б)У, обсудив вопрос о работе школ горпромуча, предложило, чтобы они направили свою деятельность на подготовку кадров механизаторов для угольных шахт. С целью улучшения производственной подготовки учащихся предлагалось выделить на шахтах механизированные участки. Решение обкома требовало улучшения политического воспитания учащихся.

    Роль школ системы профтехобразования в обеспечении промышленности квалифицированными кадрами неуклонно повышалась. Если в составе горняков, начавших работать в 1922—1927 гг., лиц, обучавшихся в школах горпромуча, было лишь 0,8%, а в 1928—1932 гг. — 3%, то в 1933—1936 гг. — уже 12%. На металлургических заводах Донбасса к концу второй пятилетки пятую часть новых рабочих составляли выпускники школ ФЗУ.

    Основы массового обучения рабочих без отрыва от производства были определены постановлением СТО СССР от 30 июня 1932 г., согласно которому вводился обязательный минимум технических знаний для рабочих 255 профессий, обслуживавших сложные агрегаты, установки и механизмы. 16 сентября 1932 г. ЦК ВКП(б) принял специальное постановление «О переподготовке и подготовке кадров для угольной промышленности Донбасса». В порядке его реализации бюро Донецкого обкома партии приняло решение об обучении на курсах техминимума первой очереди 15 тыс. шахтеров, металлургов и химиков ведущих профессий.

    Поддержав почин уралмашевцев, выступивших с инициативой сдачи общественно-технического экзамена, комсомольцы шахты «Ветка» в июле 1933 г. первыми в Донбассе приступили к сдаче такого экзамена. Их примеру последовали комсомольцы большинства предприятий. Передовики угольной промышленности К. К. Карташев, Н. А. Изотов, К. Ф. Епнфанцев и Г. Ф. Свиридов выступили с предложением организовать социалистическое соревнование на лучшее проведение общественно-технического экзамена. К середине 30-х гг. Донбасс выдвинулся в число передовых районов страны по организации технического обучения рабочих.

    Успехи в производственно-техническом обучении кадров и опыт общественно-технических экзаменов подготовили условия для государственной проверки технических знании рабочих в масштабах промышленности всей страны. В течение 1935 г. на заводах и шахтах Донбасса гостехэкзамен сдали свыше 160 тыс. рабочих ведущих профессий. Среди 80 тыс. шахтеров, сдавших такие экзамены, 85% получили отличные и хорошие оценки.

    На завершающем этапе второй пятилетки производственное обучение рабочих в Донбассе стало действительно массовым. Гостехэкзамен по новым программам в 1936—1937 гг. сдали 210 тыс. шахтеров. При этом 82% экзаменовавшихся получили отличные и хорошие оценки. На стахановских курсах прошли обучение 43 тыс., а на курсах мастеров социалистического труда — 24 тыс. горняков. Рабочие ведущих профессий были охвачены производственным обучением полностью.

    На металлургических заводах Донбасса удельный вес рабочих средней и высшей квалификации увеличился вдвое и составил 57% от их общего количества.

    Таким образом, к концу реконструктивного периода были достигнуты значительные успехи в деле подготовки технически грамотных рабочих кадров. Подтверждением этому явилось возникновение стахановского движения — движения новаторов, овладевших техникой и максимально ее использовавших. На шахтах треста «Кадиевуголь» среди первых стахановцев 84% составляли рабочие, которые сдали гостехэкзамен на «отлично» и «хорошо».

    Получив основы технических знаний на производстве, многие рабочие продолжали учебу в вузах, техникумах и пополняли ряды инженерно-технических работников. Из их среды вышло немало талантливых руководителей предприятий.

    Для большей части трудящихся повышение культурно-технического уровня означало закрепление их социального положения в рядах передового класса. Приобретение квалификации стабилизировало положение рабочего на производстве, способствовало росту трудовой и общественно-политической активности и ускоряло процесс превращения его в кадрового. Поэтому повышение квалификационного уровня в массовом масштабе являлось важным фактором улучшения социального состава рабочего класса, роста ведущего его отряда — кадровых рабочих.

    Осуществление партийными, советскими и общественными организациями комплекса мер по общеобразовательной, производственной подготовке рабочих кадров, воспитанию их в духе марксистско-ленинской идеологии, а также вся трудовая обстановка на социалистических предприятиях приносили свои плоды. Укреплялась классовая, социалистическая сознательность рабочих. Постепенно рабочие — выходцы из непролетарских слоев — преодолевали мелкобуржуазные предрассудки и привычки, подтягивались до уровня передовой части класса. В рабочих массах утверждалось новое, социалистическое отношение к труду, коллективу, обществу. Все это оказывало существенное влияние на преобразование социального облика рабочего класса.

    Далее: Творческая деятельность рабочих в период социалистической реконструкции (1926—1937)

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос