Процесс вытеснения и поглощения мелких предпринимателей более крупными в Донбассе

Дата публикации или обновления 05.06.2022
  • К оглавлению: Рождение великана. Страницы летописи жизни и борьбы рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Отмена крепостного права в результате проведенной царизмом реформы 1861 г., несмотря на ее грабительский характер и ограниченность, все же создала условия для развития производительных сил, утверждения в России капиталистического способа производства. Пореформенные десятилетия отмечены широким размахом железнодорожного строительства и высокими темпами развития ведущих отраслей тяжелой промышленности — топливной и металлургической, образованием новых индустриальных районов и центров. Одним из таких районов был Донецкий бассейн. Превращение Донбасса, как и всего горнопромышленного Юга, в крупнейший общероссийский центр каменноугольной, металлургической и металлообрабатывающей промышленности приходится в основном на последнее десятилетие XIX в. Однако этот бурный взлет был итогом всего пореформенного периода.

    Первое пореформенное десятилетие мало еще отличалось от предшествующего периода. Хотя добыча каменного угля и выросла в 2,6 раза, она по-прежнему составляла крайне незначительную величину (15,6 млн. пудов в 1870 г.). Вновь не принесли результатов опытные плавки на построенном в конце 60-х гг. казенном Лисичанском заводе, уже в 1870 г. он был закрыт. Случайными заказами перебивался и Луганский завод. Казенное ведомство всячески стремилось от него избавиться и, в конце концов, в 1887 г. ликвидировало это старейшее на Юге промышленное предприятие.

    Но уже с конца 60-х гг. намечается перелом. Большую роль в развитии донецкой промышленности сыграло железнодорожное строительство, проводившееся в России в 60—70-е гг. ускоренными темпами Железнодорожные пути новых магистралей прорезают донецкий край, связывают его со всей страной. Особое значение для дальнейшего подъема горной и горнозаводской промышленности имело сооружение в 1880 1884 гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Криворожьем.

    Начало 70-х гг. знаменуется также созданием в Донбассе, двух первых на Юге крупных частных металлургических заводов — Юзовского и Сулинского. Царское правительство после неудачи с Лисичанским заводом окончательно отказывается от своих планов организации на Юге казенной металлургии и начинает всячески поощрять частнокапиталистическое предпринимательство. В 1866 г. оно передало концессию на строительство рельсового завода князю Кочубею. У того, однако, не оказалось необходимого капитала, и в конце концов все права на концессию были переуступлены Кочубеем — за 24 тыс. фунтов стерлингов английскому предпринимателю Джону Юзу. Последним в 1867 г. основывается «Новороссийское общество каменноугольного, железного и рельсового производства», которое в сущности было семейным предприятием Юзов, ибо все остальные учредители Общества были не более чем подставными фигурами. Царское правительство предоставило Юзу большие льготы: он безвозмездно получил казенные земли по берегу р. Кальмиус и Бахмутском уезде Екатеринославской губернии с каменноугольными и железорудными месторождениями, несколько ссуд на весьма выгодных условиях, и, наконец, в течение первых десяти лет должен был получать за изготовление рельсов премии на общую сумму в 1,5 млн. руб.

    Благодаря этому щедрому покровительству Юзовский завод был построен, и в 1872 г. началась регулярная выплавка чугуна сначала одной, а с 1876 г. уже двумя доменными .печами. Здесь же, в Юзовке, впервые в России было налажено коксовое производство, а с конца 1873 г. — и прокат рельсов. Почти одновременно с Юзовским заводом ростовским промышленником Д. А. Пастуховым также при поддержке правительства был построен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако до 1887 г. завод действовал с перебоями» т. к. не было необходимого опыта работы на антраците. Оба предприятия работали первое время на местной руде с невысоким процентом содержания железа (криворожская руда еще не разрабатывалась), используя уже новую технику и технологию: паровые двигатели, горячее доменное дутье и плавку на коксе. Строительство железных дорог и металлургических заводов на Юге России и связанный с ним быстрый рост спроса на топливо и металлоизделия вызвали на рубеже 60—70-х гг. небывалую учредительскую горячку в Донбассе. Закладываются десятки и сотни шахт и штолен, основываются многие предприятия и компании. Большинство из них были дутыми и быстро сгорели в огне жестокой конкуренции. Много лет спустя, вспоминая об этом времени, один из старейших деятелей горнопромышленного Юга А. Ф. Мевиус писал: «К нам на Юг налетело множество мотыльков-предпринимателей, кто со своим, а кто и с чужим капиталами и, бросившись с азартом в угольное дело, обожгли на нем свои легкие крылышки, или, говоря вульгарным языком, понесли огромные убытки, разорились и большею частью прекратили свою деятельность».

    Этот процесс вытеснения и поглощения мелких предпринимателей более крупными особенно усилился в 70—80-е гг., когда в угольной промышленности Донбасса неоднократно проявлялись кризисные явления, сопровождавшиеся падением цен на уголь. В эти годы постепенно сходят со сцены мелкие угольные промыслы местных крестьян, многие из которых проявили себя незаурядными горноразведчиками и являлись первооткрывателями ряда месторождений полезных ископаемых в Донбассе. Их прибирают к рукам сначала местные богатеи-кулаки, которые, не останавливаясь ни перед какими средствами, прибегают к подкупу, спаиванию крестьянского схода, организации фиктивных артелей, долговой кабале и т. п. С развитием крупного машинного производства крестьянские угольные промыслы окончательно поглощаются путем покупки и долгосрочной аренды еще более могучими конкурентами русскими и иностранными капиталистами — и перестают, по существу, играть сколько-нибудь заметную роль в общем угольном производстве.

    Происходит концентрация угледобычи в бассейне, она все больше и больше сосредоточивается на возникающих в это время крупных капиталистических предприятиях, в большинстве своем — специально организованных акционерных компаниях. Такими были, в частности, угольные копи юзовского Новороссийского общества и расположенные поблизости в Юзово-Макеевском районе шахты французского Горного и промышленного общества на Юге России и местных помещиков братьев Рутченко, Карпова, Иловайского, подрядчика Прохорова, казачьего полковника Рыковского, Общества Южно-Русской каменноугольной промышленности в Горловке и другие, годовая добыча которых исчислялась в миллионах пудов каменного угля и антрацита. Все вновь возникшие угольные рудники и заводы очень быстро обрастают рабочими поселками, скопления убогих землянок и казарм образуют печально знаменитые «собачевки», «нахаловки», «шанхаи», длинными рядами выстраиваются бесчисленные кабаки, «обжорки» и другие питейные заведения. Новая жизнь приходила в донецкие степи, шумная, беспокойная, многоголосая.

    Начиная с конца 80-х гг. Донбасс вступает в полосу бурного подъема всех отраслей промышленного производства, превратившись на рубеже XIX XX вв. в крупнейший индустриальный центр России. Этому способствовали начавшаяся в это время промышленная эксплуатация богатейшего и высококачественного железорудного месторождения в районе Кривого Рога, все более нарастающий приток иностранных капиталов в ведущие отрасли горной и горнозаводской промышленности Донбасса и Юга в целом и, наконец, усиление протекционистской политики царского правительства, щедро раздававшего южным горнопромышленникам разного рода субсидии, премии, выгодные заказы, ограждавшего их системой запретительных таможенных тарифов на ввозимую из-за границы продукцию и сырье от иностранной конкуренции.

    В период промышленного подъема 90-х гг. в угольной промышленности Донбасса наблюдается настоящий ажиотаж, когда в связи с усилившейся разработкой недр Донецкого кряжа цены на угольные земли за короткое время взлетают вверх и доходят до 500 руб. за десятину. Основываются новые акционерные компании, в большинстве своем иностранное, которые подавляют и поглощают более мелких предпринимателей, не выдерживающих конкуренции. Так, каменноугольные разработки Прохорова и Древицкого перешли в начале 1895 г. за 8 млн. франков к специально организованному для их эксплуатации бельгийскому акционерному Обществу Прохоровских каменноугольных копей. Такая же судьба постигла угольные копи, принадлежавшие Рыковскому, на их базе в июле 1898 г. было организовано бельгийское Общество Рыковских каменноугольных копей. Макеевские копи Иловайского были куплены Русско-Донецким обществом. Ведущие иностранные и русские банки участвовали в учреждении крупнейших в бассейне Рутченковского и Екатеряновского горнопромышленных обществ в Юзовском районе. Значительно расширили угледобычу и ряд старых, основанных еще в 70—80-е гг. рудников. Только за последнее пятилетие XIX в. Донбасс увеличил добычу угля в 2,3 раза, выдав в 1900 г. на-гора 671,7 млн. пудов, что составило свыше двух третей общероссийской угледобычи. Общий же уровень добычи угля за 40 пореформенных лет увеличился в 112 раз. Донбасс, таким образом, превратился к началу XX в. в основной топливный район страны.

    Высокие темпы характеризовали и развитие металлургии в Донецком бассейне. Всего за семилетие (1894—1900 гг.) здесь было построено, в основном на иностранные капиталы, 7 крупнейших металлургических заводов: Дружковский, Петровский в Енакиево, Донец-ко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО) в Алчевске, Ольховский недалеко от Луганска, Краматорский, Кадиевский Алмазного каменноугольного общества, Макеевский. Тогда же в конце 90-х гг. вошли в строй и два крупнейших металлургических завода в Мариуполе, Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества и бельгийского общества «Русский Провиданс», тесно связанные с промышленностью Донбасса. Значительно расширили свое производство и первенцы южной металлургии — Юзовский и Сулинский заводы. Всего же к началу XX в. на Юге действовало 17 крупных металлургических (доменных) заводов, из которых 9 находилось в Донбассе. В это время горнопромышленный Юг быстро оттесняет Урал на второй план и превращается в главный металлургический центр страны. Донбасс в свою очередь занимает к началу XX в. ведущее место в южной металлургии, производя более половины всего южного чугуна. Всего за 16 лет (с 1885 по 1900 г.) доля Донбасса в общероссийской выплавке чугуна возросла более чем в 4,5 раза, составив в 1900 г. 28,3%. Донбасс, как и Юг в целом, становится также одним из основных районов сталепрокатного и рельсового производства.

    Развитие каменноугольной и металлургической промышленности способствовало развитию металлообрабатывающего производства, вызвало рост различного рода мелких и средних предприятий. Так возникли литейномеханические заводы в Юзовке и на станции Дебальцево, железопрокатные и машиностроительные заводы в Константиновке, Горловке и в других местах, а также многие передельные заводы, кирпичное, цементное, коксовое производство и т. п. Из машиностроительных предприятий Донбасса крупнейшим был Луганский паровозостроительный завод, построенный в конце 90-х гг. немецким капиталистом Гартманом. В Луганске также был расположен крупный казенный патронный завод, открытый в 1895 г. на месте прежнего литейного завода.

    Химия была представлена содовыми заводами в Лисичанске и вблизи Славянска. Тут в 1900 г. вырабатывалось 63% всего количества соды, производившейся тогда в России. Донбасс давал также стране поваренную соль, добываемую рудничным способом в районе Бахмута и вывариваемую на небольших солеварнях в Славянске и Бахмуте, кислоты, стекло и стеклянные изделия. Вблизи Никитовки находилось единственное в России предприятие по производству ртути из добывавшейся здесь же руды (киновари). Помимо всего перечисленного в Донбассе было множество мелких полукустарных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья: мельниц, крупорушек, винокуренных и пивоваренных заводов и т. п.

    Для Донбасса характерным был исключительно высокий уровень концентрации производства. На относительно небольшом количестве крупных и крупнейших предприятий во всех основных отраслях донецкой промышленности производилась большая часть ее продукции и было сосредоточено большинство пролетариата Донбасса. Все эти заводы и рудники были также технически оснащены лучше остальных. Так, в 1900 г. на долю 31 крупнейшей угольной шли, составлявшей всего лишь одну десятую часть (10,9%) от общего числа разработок в Донбассе, приходилось 77,6% всей добычи угля в бассейне, 67,4% всех шахтеров и 82,1 % всех мощностей механических двигателей. Еще более высокой была концентрация производства в металлургической промышленности. Металлургические заводы возникли и затем развивались как крупные, технически хорошо оснащенные капиталистические предприятия, в основном комбинированного типа — с доменными, мартеновскими и прокатными цехами, со своими каменноугольными и железорудными разработками. На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология — бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи и пр. — нашли с самого начала свое применение и в сталелитейном производстве.

    Хозяевами всех этих гигантских предприятий были русские и иностранные капиталисты, крупнейшие петербургские и западноевропейские банки. Засилье иноземных капиталистических хищников в промышленности Донбасса особенно усилилось в 90-е i г., когда в их руках оказалось не менее половины всей добычи каменного угля, а из 9 металлургических заводов лишь Сулинский работал полностью на русский капитал. Судьбы южной горной и горнозаводской промышленности в значительной степени решались в Париже, Лондоне, Брюсселе, Берлине, на западноевропейских биржах. Собираясь на ежегодных съездах горнопромышленников Юга России в Харькове, участвуя в первых монополистических объединениях и соглашениях 1880 - 1890 гг., донецкие угольные и горнозаводские магнаты все делали ради получения громадных барышей, не останавливаясь ни перед чем, даже перед сокращением промышленного производства, неоднократно вызывая «угольные кризисы», в результате которых страна на исходе XIX в. испытывала острый топливный голод.

    Но, конечно, главным источником прибылей угольных и металлургических королей Донбасса была жестокая эксплуатация, которой ежедневно и ежечасно подвергались десятки тысяч донецких рабочих. Печально знаменитая «русская сверхприбыль», получавшаяся в результате безудержной эксплуатации дешевой рабочей силы,— вот что привлекало в Россию иностранных предпринимателей. Все современники в ОДИН голос отмечают громадные, не привычные для Западной Пиропы барыши южных горнопромышленников. Крупнейшие угольные и металлургические компании выдавали в виде дивиденда своим акционерам крупные суммы, практически в несколько лет окупали своп первоначальные затраты. Известно, например, что Джон Юз, который свое предприятие построил в основном на царские субсидии, после смерти в 1889 г. оставил своим сыновьям состояние, которое оценивалось примерно в 1 млн. руб. золотом.

    Юз и ему подобные очень быстро приноравливались к российским полукрепостническим порядкам. Зачем, скажем, было заботиться о техническом, совершенствовании производства, об улучшении условий труда и безопасности рабочих, когда у заводских и рудничных контор толпились голодные и нищие крестьяне, согласные ради заработка на любые условия? Потому-то большинство донецких углепромышленников дорогостоящей механизации предпочитали широкое использование ручного труда, усиление эксплуатации рабочих. Ограничиваясь употреблением старой, дедовской «техники», они варварски нарушали самые элементарные правила безопасности, что неизбежно приводило к массовым жертвам. Механические двигатели обслуживали в основном лишь вентиляцию шахт, водоотлив и подъем добычи на поверхность; все подземные работы и прежде всего добыча угля производились вручную.

    Для того времени даже в наиболее технически развитой южной металлургии тяжелый физический труд занимал большое место. В доменном производстве работало много каталей, подвозивших к печам на небольших тачках сырье; все формовочные и погрузочные работы выполнялись вручную. Такое же положение наблюдалось и в сталепрокатном производстве. В Донбассе до революции не было ни одной полностью механизированной доменной печи, ни одной разливочной машины. Отдельные попытки дальнейшей механизации и совершенствования металлургического производства предпринимались в те годы исключительно русской технической интеллигенцией, такими выдающимися инженерами, как М. А. Павлов, В. Е. Грум-Гржимайло, М. К. Курако и др., которым приходилось постоянно выдерживать нелегкую борьбу с иностранным засильем в горнозаводской промышленности Юга России. Однако все эти попытки не меняли общей неприглядной картины.

    Как древнее мифическое чудище Молох, в раскаленную пасть которого бросались приносимые ему в жертву люди, так и хозяева донецкой промышленности, хищники-капиталисты набивали себе карманы ценой человеческого здоровья, сотен и тысяч погубленных в шахтах и на заводах Донбасса рабочих жизней. Однако они же и породили своего непримиримого классового врага и будущего могильщика — пролетариат.

    Далее: Развитие крупной капиталистической индустрии Донбасса

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос