Повышение квалификации

Дата публикации или обновления 28.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • Социально-экономическое развитие страны в условиях зрелого социализма вызвало потребность в неуклонном повышении профессионального уровня рабочих. В постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях системы профессионально-технического обучения» (апрель 1969 г.) отмечалось, что получение среднего образования становится обязательным условием подготовки рабочих по наиболее сложным профессиям, и в связи с этим было признано необходимым осуществить постепенное преобразование профессионально-технических учебных заведении в профтехучилища с 3—4-летним сроком обучения, которые, обеспечивая подготовку по наиболее сложным профессиям, одновременно бы давали полное среднее образование. Уже в 1973 г. в стране был утвержден перечень 245 профессий и специальностей, по которым подготовка рабочих кадров должна осуществляться только в средних профтехучилищах.

    Исходя из поставленных задач, партийные и советские органы Донбасса провели большую работу но совершенствованию сети профессионально-технических училищ. Значительное внимание было уделено укреплению системы средних ПТУ как наиболее перспективной формы подготовки молодого пополнения рабочих, обеспечению в них высокого уровня профессионального и общего среднего образования. Одновременно было значительно улучшено обучение молодежи в технических училищах, дающих рабочую профессию выпускникам средней общеобразовательной школы, и профтехучилищах со сроком обучения 1—2 года, готовящих кадры рабочих массовых профессий. В то же время улучшаются условия для завершения рабочей молодежью среднего образования в вечерних школах. В 1970 г. в Донецкой области работали 135 профессионально-технических училищ, в которых обучались свыше 64 тыс. юношей и девушек по 137 специальностям. 13 области было создано 16 средних ПТУ, где получали рабочую профессию 8 тыс. учащихся. Только за период 1975—1978 гг. профессионально-технические училища Донбасса подготовили 304,1 тыс. квалифицированных рабочих.

    На промышленных предприятиях Донбасса, как и других экономических районов страны, подготовка рабочих осуществлялась также непосредственно на производстве. Причем новым рабочим профессиям и условиях трудовых коллективов обучалось значительно большее число трудящихся, чем готовилось в учебных заведениях системы профессионально-технического обучения. В 1978 г. на предприятиях, в учреждениях и организациях Украины было обучено новым профессиям 1020 тыс. человек, а выпуск из профессионально-технических училищ составил 380,4 тыс., т. е. почти в три раза меньше. Подготовка рабочих на предприятиях проводилась бригадным и индивидуальным методами. Однако уровень бригадно-индивидуального обучения, система которого сложилась на предыдущих этапах развития советской промышленности в условиях частичной механизации производства, когда для рабочего была достаточной подготовка в объеме техминимума, сохраняет значение в основном лишь для подготовки малоквалифицированных рабочих.

    В 60—70-е годы партийные, советские и хозяйственные органы Донбасса провели большую и многогранную работу по совершенствованию системы повышения квалификации трудящихся. Наибольшее распространение получили такие ее формы: производственно-технические курсы, курсы целевого назначения, школы обучения вторым профессиям, школы по изучению передовых методов труда и т. д.

    На Ворошиловградском тепловозостроительном заводе за годы восьмой пятилетки повысили свою квалификацию более 16,6 тыс. и получили вторую смежную специальность более 5,1 тыс., за годы девятой пятилетки — соответственно 27,2 тыс. и 9,9 тыс. человек. Учебно-курсовой сетью завода было подготовлено за 1971 —1975 гг. 4,1 тыс. рабочих.

    В 1976 г. на Каменск-Шахтинском химкомбинате «Россия» Ростовской области 487 молодых рабочих приобрели специальность непосредственно на предприятии. 100 молодых производственников повысили квалификацию на производственно-технических курсах, 255 — освоили смежную профессию, 270 — обучались передовым методам труда, 287 — получили более высокие разряды. Результатом большой работы, проведенной на комбинате по повышению культурно-технического уровня рабочих, явился рост числа рационализаторов: в 1977 г. каждый пятый рабочий принимал участие в движении рационализаторов и изобретателей, были созданы бригады рационализаторов. Только за 1976 год внесено 220 рационализаторских предложения, внедрено — 127, что составило экономический эффект в 236 тыс. руб.

    Для подготовки кадров рабочих привлекались наиболее опытные квалифицированные специалисты. С каждым годом все большую роль в воспитании молодых производственников играли наставники. Наставничество стало социально значимой формой воспитания рабочих. «Наставники.., — говорил Л. И. Брежнев на XVII съезде ВЛКСМ, — по доброй воле, по призванию души учат молодежь трудолюбию, мастерству, воспитывают се на героических традициях нашего славного рабочего класса... Наставники как бы передаю, эстафету труда из настоящего в будущее».

    Большой опыт накопили наставники рабочей молодежи на предприятиях Донбасса. На Ворошиловградском тепловозостроительном заводе наставничество организовано во всех цехах. В 1976 г. над 1008 молодыми производственниками шефствовали 1003 наставника. Положительно был оценен опыт лучших из них — бригады слесарей, механосборочного цеха № 3 А. И. Клименко, слесаря холодно-штамповочного цеха В. С. Маймисто, термиста лигейно-термического цеха М. И. Букаева, слесаря-инструктора А. И. Безуглова и др. На промышленных предприятиях Коммунарска в 1977 г. с молодежью работали более 2000 наставников, из них 560—непосредственно на Коммунарском металлургическом заводе. Большим уважением у молодых производственников пользовались ставники — сталевар металлургического завода Герой Социалистического Труда И. Г. Миначенков, мастер производственного участка коксохимического завода А. Г. Пикалова, швея-мотористка швейной фабрики В. И. Уварова и др. Слесарь коксохимического завода Б. М. Миронюк, активный рационализатор, участник ВДНХ СССР, став наставником молодого рабочего П. Бронникова, привил ему интерес к техническому творчеству, что помогло П. Бронникову получить почетное звание «Лучший молодой рационализатор Украины».

    Всего в Ворошиловградской области в 1980 г. работали 34 тыс. наставников, из них более 21 тыс.— на промышленных предприятиях.

    В Ростовской области большую работу среди молодежи проводили наставники на предприятиях комбината искусственного волокна и химкомбинате «Россия» в г. Камепске-Шахтннском. Здесь были созданы школы наставников, на занятиях которых читались лекции, организовывались обмен опытом, посвящение в рабочий класс, выдача первой зарплаты и т. д. С учетом опыта работы этих школ Каменск-Шахтинский горком КПСС в начале 1971 г. разработал мероприятия по развитию наставничества, был создан городской совет наставников, а при горкоме — городская школа наставников.

    Большую работу с молодыми производственниками проводили также наставники — бригадир проходческой бригады шахты им. 50-летия Октября кавалер ордена Ленина Н. М. Петренко, бригадир арматуробетонщиков шахтостроительного управления № 8 Герой Социалистического труда И. Л. Гавринев и др. В Ростовской области ежегодно проводились слеты наставников молодежи, присваивалось звание «Лучший наставник Дона».

    Широкое развитие движение наставничества получило в Донецкой области — на Макеевском металлургическом заводе им. С. М. Кирова, Новокраматорском машиностроительном заводе им. В. И. Ленина, Ждановском заводе тяжелого машиностроения им. 50-летня Великого Октября, на шахтах «Кочегарка», «Трудовская», им. Г. М. Димитрова и других предприятиях. В Донецкой области в 1980 г. работали более 50 тыс. наставников. Среди них — дважды Герои Социалистического Труда И. И. Бридько, И. II. Стрельченко, Герои Социалистического Труда М. С. Бодашевский, В. М. Волков, К. А. Северинов и др.

    С ценной инициативой, направленной на развитие движения наставничества, выступила бригада горняков краснодонской шахты «Молодогвардейская», возглавляемая Героем Социалистического Труда А. Я. Колесниковым. Бригада была зачинателем коллективного наставничества и призвала передовые бригады взять шефство над отстающими коллективами с тем, чтобы подтянуть их до уровня лучших.

    Почин был повсеместно поддержан. Передовые шахтеры бригады производственного объединения «Ростовуголь» обязались постоянно заботиться о подготовке достойной смены рабочего класса, расширять коллективное наставничество. Для передачи молодежи лучших трудовых, политических и идейно-нравственных принципов рабочего класса, повышения ее профессиональной подготовки производственные коллективы заключали договоры с профтехучилищами о коллективном наставничестве над группами учащихся ГПТУ. Договоры предусматривали осуществление мероприятий, направленных па воспитание у будущих рабочих коммунистического отношения к труду и социалистической собственности, гордости за принадлежность к рабочему классу, любви к избранной профессии, ответственности, дисциплинированности, общественной активности.

    В условиях зрелого социалистического общества наставничество стало одним из важнейших социальных факторов, оказавших огромное влияние на весь процесс формирования кадров рабочего класса. В движении наставников находит яркое проявление идейная зрелость, социальная активность лучших представителей рабочего класса, понимание ими личной ответственности за с ьбу молодого поколения. Возникнув из творческого почина отдельных энтузиастов, наставничество превратилось в массовое патриотическое движение, охватившее широкие слои рабочего класса, колхозного крестьянства, интеллигенции. Оно стало могучим инструментом профессиональной подготовки, трудового и нравственного воспитания кадров для народного хозяйства.

    Далее: Роль вузов в повышении образовательного уровня рабочих

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос