Подвиг рабочих при эвакуации

Дата публикации или обновления 22.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • В конце сентября 1941 г. немецко-фашистские захватчики вплотную подошли к западным и юго-западным границам Донбасса. С приближением вражеских войск к районам бассейна партия и правительство начали перемещение промышленных предприятий региона из прифронтовой полосы в восточные районы страны. Всеми работами по эвакуации предприятий Левобережья Украины, в том числе и Донбасса, руководили уполномоченный Государственного Комитета Обороны, председатель Совнаркома УССР Л. Р. Корниец и заместитель наркома черной металлургии СССР Л. Г. Шереметьев. Для организации эвакуационных работ ЦК КП(б)У и СНК УССР 26 июня 1941 г. создали специальную комиссию во главе с заместителем председателя Совнаркома республики Д. М. Жилой. UK КП(б)У направил бригады руководящих партийных работников в области.

    На местах уполномоченными Центрального Комитета партии, как правило, были секретари обкомов, а в городах и районах — секретари горкомов и райкомов партии. Под их руководством развернулась огромная работа по эвакуации промышленных предприятий в глубокий тыл.

    В частности, предприятия Наркомугля и трестов «Красноармейскуголь», «Красногвардейскуголь», «Макеевуголь», «Первомайскуголь», а также рабочие, инженерно-технические работники (ИТР) и служащие шахт комбината «Сталинуголь» с семьями эвакуировались в Карагандинскую область. Трест «Краснодонуголь» и его предприятия с рабочими, служащими и их семьями вывозились в Актюбинскую область.

    Из шахт Ростовской и Ворошиловградской областей было вывезено в Кузбасс, Караганду 1537 вагонов с оборудованием и свыше 50 тыс. человек. В конце 1941 ив начале 1942 г. в Кузбасс и Карагандинский бассейн из Донбасса приехала группа хозяйственников и опытных инженерно-технических специалистов. Сюда же прибыли 25 тыс. донецких шахтеров и энергетиков с оборудованием: врубовыми и подъемными машинами, электровозами и другими агрегатами.

    Больших усилий требовало перебазирование металлургических, машиностроительных предприятий Донбасса. Коллектив рабочих Сталинского металлургического завода в течение шести суток, с 9 по 14 октября, отправил на Урал пять эшелонов оборудования. Выехало также более 5 тыс. рабочих и инженерно-технических работников. В июле с Мариупольского завода им. Ильича в Магнитогорск был эвакуирован самый мощный в Советском Союзе стан 1250. Более 20 эшелонов отправил на глубокий тыл коллектив мариупольского завода «Азовсталь». Сулинский металлургический завод эвакуировали в г. Нижние Серги на Урал, а Таганрогский металлургический завод им. А. А. Андреева разместился на территории одного из заводов на Урале, «Красный котельщик» из Таганрога был перебазирован в г. Златоуст. Только предприятия Наркомчермета Сталинской области эвакуировали 13 тыс. квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников в глубокий тыл. Выполняя задание правительства, директор Новокраматорского завода тяжелого машиностроения К. А. Задорожный и парторг ЦК ВКП(б) И. Е. Колесников четко организовали работу коллектива. С Новокраматорского завода тяжелого машиностроения "в первую очередь вывезли единственный в стране пресс мощностью 10 тыс. т и крупные карусельные и строгальные станки.

    Краматорские станкостроители, погрузив свыше 200 вагонов, полностью вывезли все станы на сумму свыше 25 млн. руб. Круглосуточные работы продолжались и во время непрерывных налетов авиации противника. Сборочные цехи в это время продолжали выполнять заказы. Бомбы ложились на территории завода. Фугасной бомбой был разрушен механический сборочный цех. На своих постах погибли начальник цеха Е. А. Княжанский, его заместитель В. И. Бородай и старший мастер И. А. Гончаров. Однако даже это не нарушило напряженного ритма демонтажа и погрузки оборудования. Работа по спасению завода рассматривалась как вклад в разгром врага, и вес трудились самоотверженно.

    Глубокой ночью в подвале заводской электростанции состоялось последнее собрание производственного актива. Заслушали сообщение главного инженера завода В. Н. Яковлева о положении на фронте и приказ на следующий день собраться по гудку у главной конторы и организованно покинуть завод. 21 октября в полдень 2500 рабочих, инженерно-технических работников и служащих, еще остававшихся в Краматорске, собрались у заводоуправления. Последняя железная дорога из города уже вышла из строя. Враг — в 15 км. Раздается три протяжных гудка. Начальник колонны подает знак. Все обнажают головы и в последний раз оглядываются на завод. Колонна трогается в путь. 45 км прошли рабочие по степи, пока добрались до ближайшей железнодорожной станции.

    Труженики Донбасса не только эвакуировали донецкие предприятия, но и помогли рабочим Запорожья демонтировать оборудование «Запорожстали» и других предприятий. Из Сталино, Макеевки. Енакиево, Ворошиловска в Запорожье прибыли 1600 рабочих-монтажников и других специалистов. Они помогли эвакуировать оборудование крупнейшего в Европе металлургического завода «Запорожсталь». Рабочие трудились самоотверженно. Особенно отличились мастер-монтажник М. С. Прядченко, бригадиры монтажа Л. Ф. Холин и М. II. Пронский, монтажники В. В. Божко, В. II. Шариков, резчик металла И. В. Кобцев и многие другие.

    Коллективы заводов Сталинской области успели отправить в тыл страны 4060 вагонов с людьми, оборудованием и материалами. Трудящиеся электростанций «Донбассэнерго» эвакуировали на Восток более 800 вагонов ценного оборудования крупных электростанций — Зуевской, Кураховской. Штеровской, Шахтинской. На протяжении октября — декабря 1941 г. из Ворошиловградской области в восточные районы страны перебазировалось 11 трестов угольной промышленности с предприятиями, три обогатительных завода, один из крупнейших в стране Ворошиловградский паровозостроительный завод им. Октябрьской революции. Из области отправлено в глубь страны 7810 вагонов с оборудованием и материалами и свыше 12 тыс. рабочих. Всего из области эвакуировано 269 380 человек.

    Величайший трудовой героизм проявили рабочие железных дорог Донбасса. Им приходилось эвакуировать не только людей и промышленные предприятия, но и свое транспортное имущество. По мере продвижения фронта на Восток, если позволяла обстановка, они разбирали и вывозили главные железнодорожные и станционные пути, стрелочные переводы, демонтировали оборудование станций. По Южно-Донецкой, Северо-Донецкой и частично Юго-Восточной дорогам было разобрано 1052 км пути и вывезено 941 км рельсов, 581 комплект стрелочных переводов, а также эвакуировано 238 паровозов.

    В кратчайший срок, преодолевая огромные трудности, нередко под обстрелом врага, рабочие Донбасса под руководством партийных организаций перебазировали в глубь страны десятки тысяч вагонов с оборудованием и материалами.

    Далее: Боевые действия на Донбассе. Оборонительные бои в Донбассе.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос