Подготовка рабочих кадров и их профессионально-квалифицированный уровень

Дата публикации или обновления 22.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • Руководя процессом восстановления и развития экономики, партия проводила курс на техническую реконструкцию всех отраслей народного хозяйства. Рост технической вооруженности заводов, шахт, фабрик и строек обусловил необходимость в привлечении на производство не просто рабочей силы, а кадров, подготовленных для рабсил на современном техническом оборудовании.

    Еще в довоенные годы в СССР сложилась четкая система подготовки кадров. Одну из основных ее форм составляли училища и школы системы трудовых резервов, которые ежегодно готовили для народного хозяйства десятки тысяч молодых квалифицированных рабочих. Так, в 1946 г. в Донбассе насчитывалось 50 училищ и 176 школ. В этом же году они выпустили около 35,2 тыс. человек. На протяжении 1946—1958 гг. количество рабочих, подготавливаемых ежегодно в системе учебных заведений трудовых резервов, существенно не изменялось.

    В последнем году четвертой пятилетки ими было выпущено более 36,1 тыс. человек, а в 1958 г.—35,3 тыс. человек. Организация учебного процесса в системе учебных заведений трудовых резервов в первые послевоенные годы наталкивалась на ряд объективных трудностей. Фашисты нанесли огромный ущерб материально-технической базе училищ и школ. Были разрушены общежития, учебные кабинеты, расхищено оборудование.

    Ощущался острый дефицит в педагогических кадрах, что обусловило привлечение в систему трудовых резервов мастеров и преподавателей, не имеющих педагогических навыков и соответствующего образования. В 1947 г. в ремесленных училищах и школах системы трудовых резервов Украинской ССР из 12,9 тыс. преподавателей и мастеров производственного обучения высшее, специальное среднее и общее среднее образование имели 46,6%, а 11 % преподавателей не имели даже среднего образования. Существенный вред улучшению воспитания и обучения в училищах и школах наносила текучесть педагогических кадров. Так, в 1948 г. в Ворошиловградской области было заменено 58% директоров, заместителей директоров училищ и школ, 51% мастеров и 81% воспитателей. Не во всех учебных заведениях трудовых резервов была высокой и дисциплина учащихся — только на протяжении первого полугодия 1947 г. в Донбассе 10,7 тыс. человек самовольно оставили учебу.

    ЦК КПСС и Советское правительство принимают ряд важных решений, направленных на улучшение всей учебно-воспитательной работы в системе учебных заведений трудовых резервов. Так, в сентябре 1946 г. Совет Министров СССР принял постановление «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО», в котором был дан всесторонний анализ состояния обучения в учебных заведениях трудовых резервов и намечены меры дальнейшего улучшения всего дела подготовки кадров. В 50-е годы авторитет учебных заведений системы трудовых резервов среди молодежи настолько возрос, что они уже не могли принять всех желающих. Поэтому Президиум Верховного Совета СССР 18 марта 1955 г. изменил одно из положений Указа от 2 октября 1940 г. о пополнении училищ за счет призыва (мобилизации) молодежи. С этого времени в ремесленные и железнодорожные училища принималась молодежь в возрасте от 14 до 17 лет согласно их заявлениям. Основным направлением подготовки рабочих кадров в системе трудовых резервов было не увеличение численности выпускников, а повышение их профессионально-квалификационного уровня. Совершенствуется организация всего учебного процесса, растет материально-техническая база, усложняются учебные программы, увеличиваются сроки обучения, повышается общеобразовательный уровень поступающих. Ремесленные училища, готовившие рабочих для угольной и горнорудной промышленности, в 1949 г. были преобразованы в горнопромышленные училища.

    Важной вехой в развитии системы трудовых резервов стало постановление Совета Министров СССР от 2 августа 1954 г. «Об организации производственно-технической подготовки молодежи, окончившей средние школы, для работы на производстве».

    Созданные на основании этого постановления технические училища готовили высококвалифицированные рабочие кадры, младший технический персонал для ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства. Естественно, что значение этих училищ росло. Так, если в 1946 г. процент рабочих, подготовленных училищами Донбасса, среди всех выпускников системы трудовых резервов составлял 20,4%, то в 1958 г. — уже 33,5%, причем почти 4,9 тыс. человек, или 13,8%, окончили технические училища. В середине 50-х годов выпускники системы трудовых резервов и воспитанники общеобразовательных школ составляли половину всех рабочих угольной промышленности, а на отдельных предприятиях их процент был значительно выше. Например, на шахтах «Октябрьская», «Центральная-Боковская», им. Л. И. Лутугина он составлял 60—70%.

    Ведущее место в эти годы принадлежало производственному обучению непосредственно на предприятиях, где готовилась основная масса рабочих кадров. Так, в 1946 г. на фабриках, заводах, шахтах и стройках Донбасса прошло обучение 165,9 тыс. человек. Основными видами подготовки рабочих массовых профессий на предприятиях были индивидуальное и бригадное обучение, производственно-технические курсы, постоянно действующие школы.

    Рост технической оснащенности народного хозяйства предъявляет повышенные требования к профессионально-квалификационному уровню трудящихся. Поэтому значение индивидуально-бригадного обучения в подготовке рабочих массовых профессии сокращается, а роль других форм, которые дают более глубокие теоретические знания и практические навыки, растет.

    Таким образом, на протяжении 1946—1958 гг. в Донбассе была организована и четко действовала стройная система подготовки квалифицированных рабочих кадров, дающая ежегодно народному хозяйству этого района 140—230 тыс. человек, основная масса из которых обучалась непосредственно на предприятиях.

    Научно-технический прогресс, постоянное повышение уровня технической оснащенности предприятий повышают требования к уровню профессиональной квалификации рабочих кадров. Поэтому на всех предприятиях и стройках наряду с подготовкой кадров проводится большая работа по повышению их квалификации. Необходимость ее также была вызвана невысокой первоначальной подготовкой, которую получали рабочие.

    Формы повышения квалификации рабочих изменялись по тем же причинам, что и формы подготовки кадров. Определенное влияние на эти изменения оказывала невысокая теоретическая подготовка, получаемая рабочими при их первоначальном обучении. В годы четвертой пятилетки значительное место занимало овладение техминимумом, в частности, в 1950 г. оно составило 54,8%, стахановские школы — 15,6%, овладение вторыми профессиями — 4,1 %, курсы целевого назначения— 13,4%, производственно-технические курсы — 5,1% и др. В конце пятилетки утратила свое значение такая самостоятельная форма повышения квалификации, как техминимум, а в 1954 г.— и стахановские школы. В 1958 г. ведущей формой стали производственно-технические курсы. Здесь повысили квалификацию 41,1% рабочих, на курсах целевого назначения — 28,3%, овладели вторыми профессиями— 11,7% рабочих.

    Таким образом, на протяжении 40-х и 50-х годов в Донбассе проводилась большая работа по подготовке и повышению квалификации кадров. Это обеспечивало народное хозяйство квалифицированной рабочей силой в необходимом количестве, что являлось одним из основных факторов успешного развития народного хозяйства.

    Поскольку квалифицированное овладение рабочей профессией возможно лишь при наличии высокой общеобразовательной подготовки, которая является се фундаментом, то в послевоенные годы непрерывно растет общеобразовательный уровень рабочих. По сравнению с 1939 г. в 1959 г. процент рабочих, имевших высшее, полное и неполное среднее образование, увеличился в УССР с 10,9 до 45,6%.

    Еще в 1946 г. большинство юношей и девушек, поступивших в учебные заведения системы трудовых резервов в Украинской ССР, не имели даже семилетнего образования. Так, из 7380 учеников училищ и школ трудовых резервов, принятых в III квартале 1946 г. в Ворошиловградской области, более 50% не окончили 7-ми классов, и около 29% имели образование не выше 4-х классов. В последующие годы четвертой пятилетки основной контингент этих учебных заведений составляла молодежь с неоконченным средним образованием, а к концу 50-х годов лица с семилетним образованием составляли уже немногим более 40% поступающих.

    Все большую роль в повышении общеобразовательного уровня молодежи, поступавшей на предприятия, играла дневная средняя общеобразовательная школа, выпускники которой сами приходили на предприятии. Так, в 1957 г. из 13,9 тыс. выпускников средних школ Ворошиловградской области свыше 7 тыс. сразу после окончании учебы поступили на работу. За пять месяцев 1958 г. здесь на работу было принято 13,1 тыс. человек (из которых 8 тыс.— в промышленность, 3,4 тыс.— в строительство), из них 7,5 тыс. имели законченное среднее образование.

    Существенное влияние на рост общеобразовательного уровня рабочих оказывала вечерняя школа, в которой рабочие обучались без отрыва от производства. За периоде 1951 г. по 1958 г. количество вечерних школ в Донбассе выросло с 207 до 360. Только в 233 школах рабочей молодежи Донецкой области в 1958 г. обучалось 46,5 тыс. человек.

    Типичным примером, наглядно иллюстрирующим стремление рабочих к повышению своего общего образования, может служить изменение состава учащихся школы рабочей молодежи № 111 при шахте им. К. А. Румянцева треста «Калининуголь». В связи с тем, что шахта работала в четыре смены, школа построила свою работу таким образом, чтобы в ней могли заниматься независимо от смены на производстве. Если в 1950/51 учебном году школу посещало всего 74 шахтера, то в 1960/61 — уже 225. Состав учащихся в эти годы отражал рост уровня образования рабочих. Если в 1950/51 г. 60% горняков учились в 5— 7 классах, а 40% в 8—10 классах и всего четыре человека окончили 10 класс, то спустя десять лет в 5—7 классах обучалось 27%, в 8— 10 классах — 73%, а 10 класс окончили уже 42 горняка. Широкий охват рабочих вечерними школами был результатом роста их сознания, большой организаторской работы, проводившейся па предприятиях и стройках бассейна, в районах и областях.

    Уже в 1952 г. общеобразовательный уровень трудящихся Донбасса значительно повысился. Так, среди рабочих промышленности лица с высшим, средним образованием (включая неполное) составляли 24,8%, в том числе машиностроители — 36,3%, металлурги — 28,5%.

    Новая техника, поступавшая на производство, расширяла сферу применения высококвалифицированного труда на основе высокой общеобразовательной подготовки, инженерно-технических знаний. Одновременно сокращалась потребность в применении малопроизводительного физического труда. Это обусловило и изменение профессионального облика рабочего класса. В его составе растет численность и удельный вес лиц, занятых различными формами обслуживания современной техники, сокращается количество и процент рабочих физического труда.

    Так, в августе 1959 г. в составе рабочих промышленности Донбасса было почти 105,7 тыс. машинистов и мотористов. В 50-е годы, когда начался процесс автоматизации производства, среди рабочих профессий появилась новая — наладчик автоматов. В 1959 г. их количество составляло уже 444. Так как автоматизация производства является ведущим направлением в процессе создания материально-технической базы коммунизма, численность рабочих, занятых различными формами обслуживания автоматики, продолжала расти ускоренными темпами и в дальнейшем. Технизация производства обусловила быстрый рост численности профессии слесаря-сборщика, ремонтника и др. Их в промышленности Донбасса насчитывалось уже около 71,5 тыс. человек.

    Наиболее эффективным видом энергии в 50-е годы было электричество. Естественным результатом этого явился рост рабочих профессий, связанных с различными формами обслуживания электрооборудования, вследствие чего в промышленности Ворошиловградской и Донецкой областей количество электромонтеров и электрослесарей выросло до 67,3 тыс. Для этих рабочих характерен высокий уровень общеобразовательной подготовки, глубокие инженерно-технические знания. В их трудовой деятельности значительное место занимал умственный труд, т. е. наглядно проявлялся процесс ликвидации различий между умственным и физическим трудом. Научно-технический прогресс, дальнейшая автоматизация и механизация производства объективно способствовали ускоренному росту численности и удельного веса в составе рабочею класса трудящихся этих профессий.

    Одновременно с появлением новых профессий происходил процесс изменения содержания ряда уже существующих, при сохранении прежнего их наименования. Так, до войны профессия кузнец ассоциировалась с рабочим, выполняющим производственные операции вручную с помощью молота. Механизация процесса ковки металла меняет и содержание труда кузнеца. В 1959 г. в промышленности Ворошиловградской и Донецкой областей работало 5,6 тыс. кузнецов, из которых 39,5% были заняты обслуживанием различных видов машин и механизмов кузнечно-штамповочного оборудования.

    Быстрыми темпами осуществлялась механизация труда основных производственных процессов и значительно медленнее она проводилась на вспомогательных работах. Так, в промышленности Донбасса из 21,5 тыс. грузчиков около 30% работали при конвейерах и транспортерах, а из 25,2 тыс. подсобных рабочих — всего 17,2%. К концу 50-х годов не был завершен процесс механизации труда и основных производственных операций. Так, в угольной промышленности Донбасса на очистных работах было занято 5,1 тыс. машинистов угольных комбайнов и врубовых машин, что свидетельствовало о большом шаге вперед в механизации этого важного участка работы. Однако наряду с ними трудились 17,5 тыс. забойщиков, 28,6 тыс. рабочих очистного забоя, занятых на навалоотбойке и навалке угля вручную.

    В строительстве, где механизация труда в довоенные годы проводилась медленнее, чем в промышленности, в 50-е годы она осуществлялась ускоренными темпами, что нашло отражение и в изменении профессиональной структуры рабочих. В 1959 г. в капитальном строительстве Донбасса было занято 254,7 тыс. рабочих, из которых только менее 6 тыс., или 2,3% — землекопы, а число машинистов и помощников машинистов экскаваторов достигло 1671 человек. Их было больше, чем во всей Украинской ССР накануне Великой Отечественной войны.

    Общая же численность рабочих, занятых в 50-е годы на обслуживании машин и механизмов, составила 13,6 тыс. человек, т. с. нх было в два с лишним раза больше, чем землекопов. Возрастающее применение электроэнергии на строительных работах обусловило рост количества электромонтеров и электрослесарей до 8,3 тыс. Отражением внедрения более прогрессивных методов строительства стало появление новой рабочей профессии сборщик-монтажник, количество представителей которой выросло почти до 5,1 тыс. Именно рабочие этих трех профессий, занятые различными формами обслуживания современной техники, составили основной костяк среди рабочих-строителей.

    Анализ развития структуры рабочих Донбасса показывает, что под влиянием научно-технического прогресса изменялся их профессиональный облик, росли количество и процент рабочих, занятых различными формами обслуживания машин и механизмов, одновременно уменьшался удельный вес рабочих малопроизводительного физического труда.

    Приведенные данные (см. табл. 4) свидетельствуют о высоком квалификационном уровне рабочих, среди которых лишь небольшая часть имела I и II разряды. Подавляющее же большинство имело средние и высшие разряды (88% и больше), в том числе от одной четверти до половины в отраслях промышленности были тарифицированы по высшим разрядам — VI—VIII.

    Состояние квалификационного уровня рабочих Донбасса на 1 августа 1959 г. (в процентах)

    Таким образом, на протяжении 40—50-х годов в составе рабочих Донбасса происходили прогрессивные изменения, характерные для завершающего этапа строительства зрелого социализма. Они отражали важные стороны социального развития, составляющие основу революционно-преобразующей роли рабочего класса, его подготовленность к созданию общества развитого социализма.

    Росла общая численность рабочих всех отраслей народного хозяйства, повышался их удельный вес среди населения. Под влиянием научно-технического прогресса происходили существенные качественные изменения в составе рабочих. Увеличивались численность и удельный вес прежде всего трудящихся, занятых различными формами обслуживания современной техники, рабочих с высокой общеобразовательной подготовкой и профессионально-технической культурой.

    Одновременно наблюдалась тенденция к замедлению темпов роста рабочих малопроизводительного физического труда. В трудовой деятельности все большее место занимали элементы инженерного труд;), умственные усилия. Изменялся облик рабочих, активно проходили процессы преодоления различии между умственным и физическим трудом, поступательного формирования общества полного социального единства. Эти изменения свидетельствовали о дальнейшем повышении ведущей роли рабочих в области материального производства, во всех сферах социально-экономической, политической и духовной жизни общества на его пути к коммунизму.

    Далее: В борьбе за восстановление и дальнейшее развитие производства

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос