Новые черты общественного быта рабочих

Дата публикации или обновления 14.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Зарождением новых традиций характеризовался не только семейный, но и общественный быт донецкого пролетариата. Возникновение новых черт общественной жизни рабочего класса неразрывно связано с развитием революционной борьбы, ростом организованности и сплоченности рабочих, их политического сознания и общественной активности, с процессом превращения пролетариата из «класса в себе» в «класс для себя».

    Передовые рабочие объединялись в рядах социал-демократической партии. Нелегальные социал-демократические кружки, группы и организации существовали во всех крупных промышленных центрах и в большинстве рабочих поселков Донбасса. Участие в этих кружках способствовало дальнейшему развитию классового и политического сознания рабочих, приобщению их к высшему достижению мировой культуры — революционной теории марксизма-ленинизма и вместе с тем знаменовало зарождение и развитие новых революционных тенденций и общественном быту пролетариата.

    Большой популярностью среди рабочих пользовались периодические издания социал-демократов — ленинская «Искра», большевистские газеты «Вперед», «Пролетарий», «Звезда», «Правда». На их страницах печатались материалы, освещавшие революционное движение, жизнь и быт рабочих, вопросы их духовного и культурного развития. Многие из этих материалов были направлены в редакции газет рабочими. Так, в «Искре» печатались корреспонденции из Юзовки и Мариуполя о появлении в рабочих поселках социал-демократических листков. Из Константинова, Луганска, Славянска, с Карповского и Лидиевского рудников и других мест донецкие рабочие сообщали в газету о своем положении и борьбе с капиталистами.

    Особую популярность и любовь рабочих завоевала большевистская «Правда». Рабочие с большим интересом читали газету, распространяли ее, направляли в редакцию письма, собирали средства на ее подписку. Из среды рабочих выделяется группа корреспондентов-правдистов.

    В «Правде» печатались и художественные произведения рабочих-писателей и поэтов, в том числе донецких. Неоднократно помещались в ней стихотворения рабочего-вагонщика шахты № 15 Берестово-Богодуховского рудника А. Чижикова (Чижика). В 1012 1914 гг. в газете были опубликованы его стихотворения «Воля», «Свобода собрания», «Пропили», «Делают революцию», «Гудок», «Спуск и шахту» и др.

    Крепильщиком на Щербиновском руднике работал И. Семенцов. печатавший в «Правде» свои стихотворения под псевдонимом «Донецкий бард». В майском номере «Шахтерского листка» (1914) было опубликовано его стихотворение «Проснись, шахтер». Активным корреспондентом «Правды» был шахтер М. Савельев, один из организаторов социал-демократических кружков на шахтах Донбасса. В «Правде», а также В легальном большевистском журнале для женщин «Работница» печатались стихи профессиональной революционерки С. Дальней, работавшей много лет в Донбассе.

    Ярким свидетельством роста классового сознания пролетариата, ого политической активности, проявлением новых черт в общественной жизни были политические забастовки, митинги, демонстрации и другие формы классовой борьбы, в которые вовлекались все более широкие массы рабочих.

    В начале XX в. в общественный быт рабочих входит традиция празднования 1 Мая — Дня международной пролетарской солидарности. Этот день рабочие Донбасса отмечали забастовками, демонстрациями, митингами, маевками.

    Важным атрибутом революционной борьбы пролетариата, новых форм его общественного быта становится красное знамя — символ пролетарского единения в борьбе. Во многих городах и рабочих поселках Донбасса красное полотнище гордо реяло во время первомайских демонстраций и политических забастовок, на митингах и рабочих собраниях, на баррикадах в годы первой русской революции. Рабочие сами изготовляли красные знамена, писали на них лозунги. Нередко жены и дочери рабочих обшивали их кистями, вышивали на них призывы.

    Сложилась традиции в ознаменование революционных праздников и дат (1 Мая, 9 января и др.) или начала забастовки водружать красное знамя на самом высоком месте города или поселка. В Луганске красное знамя, вывешенное на заводской трубе 1 мая 1906 г.. развевалось над городом почти целую неделю, так как рабочие не желали, а жандармы не решались снимать его. В Алчевске в 1912 г., чтобы снять красное знамя, администрация завода ДЮМО вынуждена была остановить работу доменной печи.

    Новые черты общественного быта рабочих проявились в создании и деятельности таких общественных рабочих организаций, как кассы взаимопомощи, страховые и больничные кассы, рабочие кооперативы, потребительские общества и особенно профсоюзы. Профсоюзы вели работу, направленную на улучшение условий труда и быта рабочих, удовлетворение их культурных запросов, осуществляли надзор за исполнением на предприятиях фабрично-заводского законодательства, оказывали материальную помощь бастующим, больным, пострадавшим на производстве товарищам. Под руководством большевиков профсоюзы включались в революционную работу и борьбу, вовлекая в нее все большее число рабочих.

    Высшей формой революционного творчества рабочих масс стали Советы рабочих депутатов, созданные в ходе первой революции в России. Они были охарактеризованы В. И. Лениным как «продукт самобытного народного творчества, как проявление самодеятельности народа, избавившегося или избавляющегося от старых полицейских пут».

    Одним из проявлений революционного творчества пролетариата в период первой русской революции было создание в процессе подготовки к вооруженному восстанию отрядов самообороны, рабочей милиции, боевых дружин. Летом и осенью 1905 г. десятки отрядов самообороны и рабочих дружин были организованы почти во всех промышленных центрах и поселках Донбасса.

    Рабочие дружины следили за общественным порядком в поселках, охраняли собрания, митинги и демонстрации. Большую роль сыграли с гряды народной милиции и дружины в борьбе с бандами черносотенных погромщиков. Во многих местах (Луганске, Бахмуте, заводе ДЮМО, Щербиновском руднике и др.) именно благодаря вооруженным рабочим отрядам погромы были предотвращены.

    Деятельность боевых рабочих дружин была новым явлением общественного быта донецкого пролетариата. Используя богатый опыт боевых рабочих дружин периода первой русской революции, пролетариат Донбасса и в 1017 г. повсеместно создавал отряды Красной гвардии, ставшие ядром революционной армии.

    Усиление общественной и революционной активности пролетариата, зарождение новых тенденций в общественном быту рабочих, рост их политического сознания и общего культурного уровня оказывали влияние на формирование пролетарской идеологии, на распространение среди них материалистического мировоззрения.

    Хотя царизм и эксплуататорские классы упорно стремились держать трудящихся в плену религиозного дурмана, передовая часть пролетариата отходила от религии, не ходила в церковь, а наиболее сознательные рабочие-революционеры полностью порывали с религиозным мировоззрением, становились материалистами-атеистами.

    Решающее значение для воспитания у рабочих пролетарского мировоззрения и идеологии имела революционная борьба. Отмечая влияние революционной борьбы на распространение материализма и атеистических взглядов в среде рабочих, В. И. Ленин писал: «временный сознательный рабочий... отбрасывает от себя с презрением религиозные предрассудки, предоставляет небо в распоряжение попов и буржуазных ханжей, завоевывая себе лучшую жизнь здесь, на земле. Современный пролетариат становится на сторону социализма, который привлекает науку к борьбе с религиозным туманом и освобождает рабочего от веры в загробную жизнь тем. что сплачивает его для настоящей борьбы за лучшую земную жизнь».

    Процесс зарождения новых тенденций в семенном и общественном быту рабочих, формирования политического сознания и пролетарского мировоззрения, духовного и культурного облика был общим для всего многонационального пролетариата и обусловливался одинаковыми для всех рабочих — русских, украинцев, белорусов, поляков и др. — условиями труда и быта, совместной борьбой против самодержавного строя и капиталистического гнета, за политическое, социальное и национальное освобождение.

    Далее: Пролетарский фольклор

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос