Массовые выступления шахтеров в Донбассе в мае 1887 г.

Дата публикации или обновления 05.06.2022
  • К оглавлению: Рождение великана. Страницы летописи жизни и борьбы рабочих Донбасса
  • Летопись Донбасса

  • Массовые выступления шахтеров в мае 1887 г., их мощный наступательный порыв ошеломляюще подействовали на шахтовладельцев и местные власти. Рабочим были сделаны кое-какие уступки, в частности, администрация Горного и промышленного общества установила с 1 ноября 1887 г. ежемесячный расчет с рабочими, несколько были повышены расценки. Однако коренного улучшения положения рабочих, естественно, произойти не могло. Донецкие же горняки в эти майские дни по-настоящему почувствовали силу коллективного протеста против угнетения и произвола капиталистов.

    В последующие месяцы положение в Юзовском районе по-прежнему оставалось напряженным. «Неудовольствие между рабочими на шахтах, — сообщал в начале июня екатеринославский губернатор министру внутренних дел, — продолжается, и они как бы ожидают только случая вновь произвести беспорядки». Для предупреждения новых выступлений в Юзовку, после вывода оттуда пехотного батальона, были переброшены две сотни казаков. Однако для донецких горнопромышленников эти меры кажутся уже недостаточными; насмерть перепуганные, они усиленно добиваются постоянного расквартирования в Юзовке войск. Дж. Юз, в частности, в своем письме от 22 мая 1887 г., выражая благодарность екатеринославскому губернатору за быструю помощь в ликвидации рабочих волнений, считал необходимым «ходатайствовать перед правительством о назначении войск для постоянного пребывании где-либо в этой местности». Со своей стороны сводчики и шахтовладельцы принимали на себя расходы по строительству всех необходимых помещений для размещения воинской части и даже готовы были полностью оплачивать ее содержание.

    Горнопромышленников поддержали местные власти и департамент полиции, также стремившиеся поставить барьер против растущего рабочего движения в Донбассе. Мотивируя необходимость постоянного расквартирования войск в Юзовском районе, где было сосредоточено в это время до 15 тыс. рабочих, возглавлявший в это время департамент полиции Шебеко отмечал, что «одно присутствие войск даже без активных действий удерживает беспокойные элементы от всяких преступных поползновений». По настоянию департамента полиции весной 1888 г. в Юзовку были вновь откомандированы две казачьи сотни, а к концу этого года после продолжительной переписки с военным ведомством удалось, наконец, решить вопрос о постоянном размещении казачьей сотни в Юзовке. Эта мера влетела казне в копеечку: содержание сотни составляло 62—74 тыс. руб. в год, но царизм, как известно, не жалел народных денег на борьбу с революционным движением.

    Расквартированные в Юзовке казаки несли патрульную службу на крупнейших шахтах, присутствовали при раздаче жалованья; по вызовам полиции усиленные казачьи наряды высылались всякий раз туда, где рабочие выражали в какой-либо форме свое недовольство, и на месте подавляли всякую вспышку протеста. И хотя в конце 80-х гг. действительно удалось с помощью казаков предупредить несколько рабочих выступлений, однако и казачьи нагайки, и уговоры капиталистов и чиновников способны были лишь на время затормозить, но не остановить рабочее движение в Донбассе. Оно продолжало развиваться, набирать силу, являясь хорошей школой, в которой донецкие горняки получали свою первую закалку, на практике убеждались в противоположности своих интересов не только интересам капиталистов, но и царских властей. Некоторый спад, наступивший после подавления майских выступлений 1887 г., неизбежно должен был смениться новым подъемом рабочего движения.

    В течение всего 1888 г. продолжались волнения на Рутченковских копях. В политическом обзоре Екатеринославской губернии за 1888 г. отмечалось: «Вообще между рабочими французской компании неудовольствия не прекратились; и при всяком удобном случае они могут выразиться по примеру 1887 г. Причина такого положения...— недобросовестное отношение членов управления этой компании к рабочим» 1. В марте 1888 г. повторились волнения рабочих угольных разработок Иванова, которые, по жандармскому свидетельству, «открыто, скопом запротестовали против эксплуатации и бессердечного обращения с ними». Как и в прошлом году, шахтерам подолгу задерживали выдачу жалованья и продовольствия. В 1888 г. волнениями рабочих было охвачено также несколько мелких угольных шахт в Области Войска Донского. В середине февраля 1889 г. рабочие на Марьевской копи, арендуемой Уманским, не выдержав тяжелых условий жизни, «произвели беспорядки, причем разбили контору и дом управляющего рудника», На место была командирована полусотня казаков, которая и восстановила «порядок».

    Начало октября 1889 г. очень напоминало майские события 1887 г. 4 октября вновь забастовали все 1500 рабочих Рутченковских копей, протестуя против сезонного снижения расценок. В этот день в 7 часов вечера прекратились работы на всех шахтах, и рабочие, собравшись у конторы, потребовали сохранения прежнего уровня оплаты. Только в 11 часов ночи возбужденная толпа рабочих разошлась по домам.

    На следующий день на шахты прибыл бахмутский уездный исправник с сотней казаков, который предложил рабочим немедленно приступить к работам. При этом он, как отмечалось в донесении в департамент полиции, «пригрозил нежелающих работать и требующих расчета наказать телесно с помощью казаков, для чего тут же и сделал соответствующее предложение командиру казачьей сотни, причем вахмистр сотни, желая устрашить рабочих, говорят, будто врывался в толпу и бил некоторых рабочих нагайкой, когда же из толпы вышли 8 человек рабочих, чтоб объяснить свои претензии, то по приказанию исправника они немедленно были арестованы и заперты в конюшне». На этот раз, однако, стачку рутченковских рабочих удалось локализовать, воспрепятствовать при помощи казаков ее распространению на другие шахты. Были арестованы и затем высланы на родину 18 рабочих, остальные вынуждены были возобновить 8 октября работу, не добившись существенных результатов. Такой исход стачки губернские власти поспешили записать в свой актив, поскольку именно они усиленно ратовали за постояниое размещение воинских частей в бассейне. «Ратные подвиги» казаков и полиции в борьбе с рабочими вдохновили шахтовладельцев, особенно тех, чьи шахты были удалены от Юзовки. Следуя примеру Юза, некоторые из них также обзаводятся, с разрешения правительства, в 90-е гг. собственной рудничной полицией.

    Далее: Небольшие выступления шахтеров Донбасса в 1889-1890 гг.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос