Благоустройство населенных пунктов

Дата публикации или обновления 28.05.2022
  • К оглавлению: История рабочих Донбасса конца 30—70-х годов
  • Летопись Донбасса

  • В 60—70-е годы городя и поселки росли и обновлялись. И чем больше строилось промышленных предприятий, жилых, торговых, учебных, административных зданий, тем актуальнее становилась проблема комплексного благоустройства. Это требовало значительных ассигнований. Например, на благоустройство Донецка в годы девятой пятилетки ежегодно отпускалось 10 млн. руб.

    Творчество архитекторов, художников, озеленителей, деятельность широкой общественности направляли партийные, профсоюзные и комсомольские организации, местные Советы. Вопросы благоустройства нередко обсуждались партийными и советскими органами. Так, в сентябре 1978 г. на пленуме Ворошиловградского горкома партии рассматривались задачи партийных организаций в борьбе за превращение Ворошиловграда в город высокой эффективности производства, высокой культуры и образцового общественного порядка.

    Ввиду ограниченности местных водных ресурсов и больших потребностей промышленных предприятий и населения в воде, в Донбассе постоянно проводились мероприятия по пополнению водного баланса края. Создавались искусственные водоемы. Важнейшей водной артерией Донецкой области стал канал Северский Донец — Донбасс. В годы девятой и десятой пятилеток проводилась реконструкция канала с целью увеличения его пропускной способности, строилась начатая в 1969 г. первая очередь канала Днепр — Донбасс.

    Расширялась водопроводная система, строились современные очистные сооружения, новые водопроводы, например, Родаковский и Смоляниновский в Ворошиловградской области. Донской (в Таганроге). Гуково-Гундоровский, Шахтинско-Донской, Горняцкий в Ростовской и др. С каждым годом увеличивалась среднесуточная подача воды в водопроводную сеть городов и поселков городского типа, все большее количество квартир оборудовалось водопроводом. Например, в конце 1960 г. он имелся в 48,8% государственного жилого фонда Ворошиловградской области, а в конце 1975 г.— уже в 76,7%. Однако водопроводная сеть все еще не полностью обеспечивала потребности промышленности и городского населения в воде.

    Успешно шла газификация Донбасса. В Ворошиловградской области она началась в 1957 г., а к концу 1975 г. было газифицировано 51,5% государственного жилого фонда области. Газификация Ростовской области началась в 1955 г.

    Большие средства выделяло Советское государство на развитие городского транспорта. Увеличивалась протяженность трамвайных, троллейбусных и автобусных линий. Было открыто троллейбусное движение в Жданове, Артемовске, Макеевке, Лисичанске, Шахтах и других промышленных центрах.

    Многое делалось и для более рациональной эксплуатации действующей транспортной сети, четкой координации работы всех видов транспорта, продуманного размещения транспортных линий. В местах наиболее интенсивного движения строились подземные переходы. Преображались въезды в города, прокладывались современные магистрали, по которым транспорт мог идти в несколько рядов и на больших скоростях. В Донецке, Горловке и других крупных городах изучалась загруженность маршрутов и соответственно в нужные районы и время направлялся дополнительный транспорт. Увеличивалось количество комфортабельных, вместительных машин, улучшались организация ремонтно-профилактической работы и культура обслуживания пассажиров. Совершенствование работы транспорта способствовало экономии времени трудящихся, которое они могли использовать для отдыха и удовлетворения своих культурно-бытовых потребностей.

    В городах Донбасса укрепились взаимосвязи работников транспорта с коллективами промышленных предприятии. Работники транспорта брали на себя социалистические обязательства по четкой организации движения, своевременной доставке людей на работу. Успешно внедрялась такая форма обслуживания населения, как специальные рейсы для доставки рабочих, живущих в отдаленных микрорайонах, непосредственно на предприятия.

    Значительно увеличились перевозки пассажиров городским транспортом общего пользования. Например, в Ворошиловградской области в 1975 г. троллейбусами было перевезено 102,9 млн. человек, в то время как в 1960 г.— 19,7 млн. человек; автобусами соответственно 627,9 и 62,2 млн. человек.

    Однако городской транспорт Донбасса все еще не полностью удовлетворял потребности населения. Иго развитие часто отставало от роста городов, особенно в новых жилых массивах. Нарушалась регулярность движения транспорта, например, в Кадиевке, Макеевке. Не хватало машин, водителей. Ушли в прошлое перекошенные халупы, узенькие улочки. Окраина уже не отличалась от центральных улиц городов: те же многоэтажные дома, широкие магистрали, кинотеатры из стекла и бетона, перворазрядные ателье и т. д. Но очереди на автобусных остановках, перегруженность транспорта оставались довольно распространенным явлением в новых микрорайонах. В Донецке и ряде других крупных городов назрела необходимость в коренной реконструкции системы электроснабжения транспорта. Из-за слабости существующей контактной сети в Донецке ограничивался ввод новых троллейбусных маршрутов. Весной 1977 г. в городе курсировало всего около двухсот троллейбусов, нагрузка на каждый из них была самой высокой в УССР.

    Для Донбасса с его огромными перевозками пассажиров и народнохозяйственных грузов остро стоял вопрос и о дорогах. Необходимо было увеличить количество дорог с твердым покрытием. В Донецкой области в конце I960 г. только 1,5 тыс. км дорог (19»2% их общей протяженности) имели твердое покрытие, причем значительная часть их требовала реконструкции. Благодаря постоянному вниманию к этому вопросу партийных и советских органов, участию в строительстве широких масс трудящихся было проведено ускоренное сооружение дорог с широким использованием местных строительных материалов. За высокие производственные показатели коллектив Донецкого областного дорожного управления в 1970 г. был награжден Ленинской Юбилейной Почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР. Совета Министров СССР и ВЦСПС. К концу 1976 г. протяженность современных дорог на территории области возросла до 7,1 тыс. км (около 86.6%).

    На Ворошиловградщине с 1960 по 1976 г. протяженность дорог с твердым покрытием была увеличена с 1,0 тыс. км до 4,3 тыс. км. т. е. с 14,2% до почти 80% протяженности всех дорог области. В 1977 г. она была отмечена как один из победителей республиканского социалистического соревнования за успешное выполнение планов строительства, реконструкции, ремонта и упорядочения местных автомобильных дорог. Постепенно улучшалось обслуживание населения предприятиями связи. Значительных производственных успехов добился, например, коллектив Донецкого телеграфа, занесенный в 1977 г. на республиканскую доску Почета. Неуклонно укреплялась материально-техническая база отрасли. Количество предприятий связи в городах и рабочих поселках на протяжении 1960—1976 гг. увеличилось по Донецкой области с 415 До 694, по Ворошиловградской — с 310 до 461. Планомерно развивались телевидение, радиофикация и телефонизация квартир.

    Укреплялась производственно-техническая база зеленого строительства, все шире применялись прогрессивные приемы озеленения, повышался уровень архитектурно-художественного и декоративного оформления. Городами-садами по праву называются Донецк, Горловка. Макеевка, Жданов, Краматорск, Артемовск и многие другие промышленные центры Донбасса. Хорошо оформлены парки культуры и отдыха в Ворошиловграде и Донецке, Краснодоне и Стаханове, Ровеньках и Свердловске, Антраците и Красном Луче. В 1976 г. среди победителен всесоюзного смотра-конкурса городских парков назван Енакиевский парк им. Н. А. Вознесенского. Города и рабочие поселки становились наряднее, чище. На улицах высаживались каштаны, липы, клены, березы, среди многоэтажных домов новых районов плодоносили яблони, впиши. абрикосы. Славятся шахтерские города и своими цветниками. В Шахтах, например, за годы восьмой пятилетки было высажено более 192 тыс. декоративных деревьев и 691 тыс. кустарников. В Донецке к началу десятой пятилетки на каждого жителя приходилось более 160 м2 зеленых насаждений.

    В озеленение родного края большой вклад вносила широкая общественность — энтузиасты шахт, предприятий, учреждении, жэков, учебных заведений. Так, в Ворошиловградской области в месячнике леса и сада, проходившем весной 1979 г., приняли участие четверть миллиона человек. Жители Таганрога, Новошахтинска и других городов Ростовской области активно участвовали в посадках на улицах плодовых и декоративных деревьев, кустарников, в создании газонов и цветников.

    Специалисты-озеленители помогли коллективам предприятий угольной, металлургической и химической промышленности — Донецкого металлургического и Макеевского коксохимического заводов, ждановского завода «Азовсталь», Северодонского химкомбината, Новокраматорского и Дружковского машиностроительных заводов и многих других — создать зеленые зоны и уголки отдыха около производственных корпусов. В Торезе победителями конкурса на лучшее озеленение производственных территории стали горняки шахты № 3-бис, где разбиты крсивыее тенистые скверы, из собственной оранжереи предприятия на газоны и клумбы высажены тысячи цветов. На Рубежанском химическом комбинате (Ворошиловградская область) шестая часть производственной территории занята зелеными насаждениями, фонтанами, декоративными водоемами, что создает особый микроклимат, прохладу даже в самые знойные дни. Благоустройством территории шахты им. 50-летия Октября (Ростовская область), расширением зоны зеленых насаждений, уходом за ними занят весь коллектив. Каштаны и голубые ели, кустарники и цветы создают хорошее настроение у людей, которых ожидает нелегкий труд на шахте.

    Значительные трудности при благоустройстве городов и рабочих поселков Донбасса, их реконструкции создают терриконы — огромные черно-бурые горы пустой породы, отходов угольной и металлургической промышленности. Они занимают тысячи гектаров земли в этом густонаселенном районе страны, создают угрозу оползней, аварий, являются источником загазованности и запыленности шахтерских городов и поселков. К проблеме ликвидации этих неизменных спутников шахтерского края уже долгие годы приковано внимание научных и проектных организаций, широкой общественности, на это выделяются большие государственные ассигнования. На отдельных шахтах начала применяться безотходная технология, позволяющая оставлять попутную породу под землей. Ведется работа по обезвреживанию и погашению старых терриконов, их вывозке в овраги и балки. Например, был разобран и вывезен террикон бывшей шахты «Каменка», находящейся в городской черте Донецка, а на его месте построен многоэтажный жилой массив.

    Министерство угольной промышленности УССР совместно с Донецким ботаническим садом Академии наук УССР и Украинской сельскохозяйственной академией проводят большую научно-исследовательскую работу по озеленению терриконов Донбасса. Значительный вклад вносит в это важное дело и общественность края. Так, комсомольцы и молодежь шахты им. М. И. Калинина производственного объединения «Донецкуголь» только в 1978—1979 гг. посадили на терриконе бывшей шахты № 5—6 свыше 25 тыс. деревьев. Для озеленения терриконов шахт объединения «Ростовуголь» весной 1976 г. было высажено 150 тыс. деревьев.

    Большое значение имеет тушение дымящихся терриконов. В годы девятой и десятой пятилеток эти работы в широких масштабах проводились, например, в городах Шахты и Новошахтинск. Здесь принимались меры также по предупреждению самовозгорания породных отвалов, вывозке терриконов, рекультивации земли.

    Пустая порода терриконов начала использоваться для нужд народного хозяйства: как материал для сооружения автомобильных дорог, производства строительных материалов и ценного удобрения, как топливо.

    В свете решений Коммунистической партии и Советского правительства в Донбассе проводится большая комплексная работа по охране окружающей среды: сооружаются природоохранные объекты, совершенствуется технология промышленного производства в направлении обезвреживания его отходов. На эти цели только в Донецкой области за 1971 —1977 гг. израсходовано более 400 млн. руб. Здесь построено 359 очистных сооружений и систем оборотного водоснабжения, введено в эксплуатацию и реконструировано более 1300 пылегазоочистных установок, расчищено 180 км пойм малых рек.

    Особенно хорошие результаты получены там, где заслон вредным отходам промышленного производства предусматривается уже при проектировании городов и промышленных предприятий. Так, в городе Докучаевске были запланированы и защитная зеленая зона, отделяющая жилой массив от промышленных предприятий, и место для садов, нар-ков, скверов. В городе же Украинске, ровеснике Докучаевска, этого своевременно не сделали — и пришлось затрачивать дополнительные силы и средства на исправление упущенного.

    Темпы строительства очистных сооружении нередко отставали от прироста производственных мощностей и жилищного строительства. Не всегда уделялось должное внимание природоохранным мероприятиям, в результате чего не выполнялись государственные планы по вводу очистных сооружений, допускались грубые нарушения при их эксплуатации.

    В марте 1979 г. Комитет народного контроля СССР совместно с органами народного контроля Донецкой и Ворошиловградской областей проверил, как осуществляются природоохранные мероприятия в бассейне реки Северский Донец. Отметив проведенную здесь большую работу но обезвреживанию промышленных отходов, Комитет народного контроля СССР подверг острой критике руководителей ряда предприятий и строительных организаций за отставание в выполнении государственных заданий по охране окружающей среды.

    Большая роль в проведении природоохранных мероприятий принадлежит широкой общественности. В Донецкой области в годы десятой пятилетки общество охраны природы насчитывало 1.1 млн. человек. На страже рек и озер, лесов и полей стояли 3.8 тыс. общественных инспекторов, почти 3 тыс. постов, 90 дружин, более 1 тыс. «голубых» и «зеленых» патрулей. В области ежегодно проходили смотры выполнения природоохранных мероприятий под девизом «Охрана природы — дело каждого».

    Активно проводилась работа по охране природы также коллективами Ворошиловграда — производственного объединения тепловозостроения им. Октябрьской революции, трубопрокатного завода им. И. И. Якубовского и др.

    Благодаря проведенной партийными и советскими органами, коллективами предприятий, широкой общественностью работе Донбасс — край угля и металла, химии и машиностроения, крупных тепловых электростанций — становится одним из наиболее благоустроенных районов страны.

    Далее: Развитие сферы быта

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос