Венчурный бизнес и венчурный капитал в Японии

Дата публикации или обновления 23.12.2023

Начавшаяся после кризиса 1974—1975 гг. перестройка японской промышленности в направлении снижения ее энерго- и материалоемкости и повышения наукоемкостн привела к возникновению новой формы предпринимательства — венчурного (рискового) бизнеса, или мелкого предпринимательства исследовательского типа. В последние три-четыре года число венчурных фирм в Японии увеличивалось столь высокими темпами, что японские экономисты заговорили о «венчурном буме».

Первые венчурные предприятия начали появляться в Японии в середине 60-х годов. Однако в те годы рисковый бизнес не получил какого-либо существенного развития, так как он не вписывался в общую модель развития японской экономики, которая основывалась на производстве крупными партиями стандартизованной продукции по закупленным на Западе технологическим схемам.

Кроме того, в те годы Япония еще не обладала соответствующей базой собственных научных исследований и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Весьма ограниченны были и возможности привлечения финансовых средств, поскольку в условиях высокой инвестиционной активности банки и монополии не проявляли интереса к такому локальному явлению, как венчурный бизнес.

На нынешнем этапе развития японской экономики, напротив, возник целый ряд условий, способствующих быстрому росту венчурного предпринимательства. Прежде всего — это достигнутый Японией к концу 70-х годов достаточно высокий уровень НИОКР, которые стимулировали развитие венчурного бизнеса.

В то же время вследствие сужения традиционных сфер финансирования в инвестирования капитала частного сектора венчурное предпринимательство получило большие возможности для обеспечения своей финансовой базы. Как известно, из-за повышения цен на сырье и энергию целый ряд крупных отраслей японской промышленности, составлявших до энергетического кризиса основу ее быстрою роста, черная металлургия, нефтехимия, судостроение, нефтепереработка, целлюлозно-бумажная и т. д.— оказались в состоянии структурной депрессии.

Ввиду невозможности их полного «оздоровления» были приняты программы широкомасштабного скрапирования мощностей, в ряде отраслей достигавшего 30— 40% их предкризисного объема. Были также значительно сокращены объемы производства и ликвидированы мощности некоторых трудоемких отраслей (прежде всего текстильной), утративших свою конкурентоспособность в связи с ростом заработной платы японских рабочих. Все это существенно сократило возможности нового инвестирования и финансирования, т. е. обнаружилось перенакопление капитала.

Ведь несмотря на то, что приносящие удачу талисманы, амулеты и фетиши плотно вошли в жизнь японцев, в том числе став неотъемлемой частью японской игровой культуры Les porte-bonheur, полагаться в бизнесе следует не только и не столько на удачу, сколько в первую очередь на точные расчеты.

Кроме того, в самой организации производства и НИОКР на нынешнем этапе происходят изменения, благоприятствующие развитию мелких передовых предприятий.

Во-первых, в результате структурной перестройки в ряде отраслей осуществляется переход от крупносерийного производства к производству разнообразной продукции небольшими партиями. В этих условиях в более благоприятном положении оказываются мелкие предприятия, которые в силу облегченной организационной структуры и меньших размеров производства обладают большей подвижностью и быстрее, чем крупные, могут реагировать на изменения на рынке и перестраивать в соответствии с ними свою деятельность.

Во-вторых, переход японской промышленности к преимущественному развитию иптеллектуалоемких отраслей объективно создает новые сферы деятельности для мелких и средних предприятий, поскольку размеры капиталовложений, необходимых для налаживания эффективного производства в новых отраслях, в несколько раз меньше, чем в старых, базовых отраслях. Так, например, если стоимость строительства металлургического завода составляет в настоящее время свыше 1 трлн. иен, то завода по производству полупроводников - - 30 млрд. иен, завода биотехнологии — 10 млрд. иен.

Наконец, активизации мелких предприятий способствуют и изменения, наблюдающиеся в сфере НИОКР. В прошлом развитие техники, поскольку оно требовало огромных затрат, велось в основном крупными предприятиями, располагавшими большими средствами и научными кадрами. На современном этапе развитие техники становится уже не столько капиталоемким, сколько интеллектуалоемким процессом, благодаря чему создаются условия для успешного участия в нем и небольших предприятий, имеющих кадры, способные к оригинальной творческой деятельности. Так, например, согласпо обследованию Статистического управления при канцелярии премьер-министра, в 1982 г. в Японии насчитывалось свыше 16 тыс. мелких предприятий, ведущих НИОКР.

Однако оценить масштабы рискового предпринимательства весьма сложно, поскольку пока не выработаны единые четкие критерии определения вепчурных предприятий и даются самые различные оценки их численности. Так, министерство внешней торговли и промышленности (МВТП) относит к ним мелкие компании, созданные не более 10 лет назад и расходующие на научные исследования не менее 3 % общего объема продаж. По оценке МВТП, в Японии их насчитывается свыше 5 тыс.

Основными сферами действия венчурных предприятий являются производство программного обеспечения ЭВМ, электропика и точное машиностроение, тонкая химия, биотехнология, т. е. отрасли, находящиеся на передовых рубежах современной промышленности.

По мнению известного японского экономиста, профессора Университета Кэйо X. Като, к венчурному бизнесу можно отнести мелкие и средние предприятия, деятельность которых связана с новышенным риском. К этой категории относится около 1/3 из 1,5 млн. существующих в Японии мелких и средних фирм. Другой японский экономист, М. Сано из института Номура, считает, что венчурные предприятия — это мелкие и средние компании, действующие в сфере новейшей технологии, изобретающие новые способы продвижения товаров на рынок, практикующие оригинальные управленческие решения. По его мнению, число этих компаний в Японии чрезвычайно мало (около 300) и они начали возникать лишь в последние два-три года. Профессор Университета Хосэй Н. Киёнари также полагает, что их число в Японии не превышает 200—300, но в отличие от М. Сапо считает, что они появились около 10 лет назад.

Наиболее четкие критерии для определения венчурных предприятий были даны газетой «Никкэй сангё». К ним она относит мелкие и средние компании, разрабатывающие собственную оригинальную технику и технологию; демонстрирующие высокие темиы развития; основанные в последние 10 —20 лет; имеющие объем ежегодных продаж не более 10 млрд. иен; руководимые смелыми и предприимчивыми менеджерами, которые не боятся рискованных операций.

В январе 1984 г. «Никкэй сангё симбун» провела обследование 1000 венчурных компаний, выделенных в соответствии с названными выше критериями. В среднем за 1979—1982 гг. темпы роста их продаж в 2 раза превышали показатели 581 крупнейшей компании и в 5 раз — 290 крупных компании, зарегистрированных соответственно в первой и второй секциях Токийской фондовой биржи. Лишь за 1982—1984 гг. 100 наиболее быстро развивающихся венчурных компаний увеличили объем продаж в 2,2 раза.

Наряду с быстрыми темпами роста эти предприятия отличает также более высокая, чем у других компаний, доля расходов на научные исследования. Например, у 1000 опрошенных газетой «Нпккэй сангё» венчурных фирм в 1982 г. доля расходов на научные исследования в объеме продаж составила в среднем 3,2%, тогда как у крупнейших компаний, зарегистрированных на бирже, в среднем 2%. При этом более чем у 100 венчурных компаний этот показатель превышал 10%. В то же время 48 венчурных предприятий, обследованных в 198.3 г. Н. Киёнарп, оказались близки к обычным средним и мелким компаниям по таким показателям, как норма прибыли на капитал (7,7%) и уровень самофинансировании (19%).

Следует иметь в виду, что за средними показателями скрываются огромные различия между отдельными венчурными предприятиями в темпах роста, объеме продаж, уровне прибыли и т. д. Среди них есть предприятия, сумевшие за короткий срок добиться головокружительных успехов: например, компания «Дэрута рисати», разрабатывающая новые материалы для металлургии, увеличила объем продаж за 1982—1985 гг. в 43 раза, «Ванэн сангё», выпускающая теплоизоляционные материалы, — в 23 раза, «Санва Фудзи дайна мэка», производящая пьезоэлектрические переходники для акустической аппаратуры,— в 17 раз. Подобные успехи побуждают все новые и новые группы инженеров, служащих и даже студентов пробовать свои силы в венчурном бизнесе.

Вместе с тем значительная часть венчурных компаний находится в довольно тяжелом финансовом положении, а многие из них, утратив всякую надежду на успех, прекращают свою деятельность.

Точных сведений о количество таких случаев в нашем распоряжении нет, но, по мнению X. Като, банкротство терпят около 2/3 начинающих дело венчурных предприятии.

Жизненный цикл венчурного предприятия состоит из следующих стадии: разработка технических решении: воплощение результатов научных исследований в производство; налаживание производства; освоение массового выпуска продукции; стабильный рост.

Очевидно, что основы успеха венчурных предприятии закладываются именно на стадии разработки научной идеи. При этом следует отметить, что во многих из них успешно внедряются идеи, по тем пли иным причинам не получившие признания в крупных компаниях, где прежде работали президенты или служащие венчурных фирм.

Стадия разработки научной идеи отличается наиболее высокой степенью риска. Большинство венчурных предприятий терпит крах именно в этот период, хотя весьма часты случаи, когда, потерпев неудачу в одном деле, они тут же приступают к другому.

Выше отмечалось, что сферой действия венчурного бизнеса являются отрасли новейшей техиологии. Но следует иметь в виду, что в этих же отраслях активно действует и крупный капитал с его огромными финансовыми возможностями, большим опытом управления, мощной базой для развития НИОКР. В этих условиях успех венчурных предприятий зависит прежде всего от того, насколько быстро они смогут внедрить результаты своих исследований в производство, использовать информацию о рынках для развития научных исследований в новых направлениях, для предвидения новых потребностей. Так, например, на вопрос «Нихон кэйдзай симбун» «В чем секрет ваших успехов?» 17 из 100 обследованных венчурных компаний ответили, что они предвидели новые потребности, а 13 компаний заявили, что им удалось перехватить рынок сбыта.

Президент процветающей венчурной компании «Дайни кико», произ-водящей промышлеппые роботы, следующим образом объяснил успехи своей компании: «Я постоянно думаю о том, как бы быстрее создать новые виды продукции, разработать их и внедрить в производство. Крупные предприятия, с одной стороны, сильнее нас, но, с другой стороны, из-за своей громоздкости уступают нам в гибкости. В этом и заключается причина того, что венчурный бизнес, избегающий заорганизованности и закоснелости, может на равных конкурировать с крупными предприятиими».

С использованием: И. П. Лебедева, журнал «Япония», 1986 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос