Роль транспорта в развитии отношений между Россией и Китаем
Существование и развитие любого современного государства невозможно без транспорта, который представляет собой крупнейшую и сложную отрасль народного хозяйства. Для континентальных стран, таких, как Россия и Китай, значение транспорта особенно велико для взаимного товарооборота между странами.
Транспорт часто приравнивают к другим отраслям народного хозяйства, в особенности к промышленности.
Между тем он является особой, специфической областью производства. При решении проблем автоматизации транспортных производственных процессов чрезвычайно важно понимать и учитывать его особенности.
Первая и важнейшая особенность состоит в том, что, являясь четвертой материальной отраслью производства, транспорт не создает новых материальных ценностей, а лишь продолжает производственный процесс, перемещая грузы в пространстве. В результате он не может резервировать свою продукцию (тонна-километры), поскольку реализует ее в процессе производства. В связи с этим транспорт должен обладать особо высокой мобильностью (при разумных резервах технического вооружения), чтобы выполнять все предъявленные к нему требования по перевозкам.
Вторая особенность транспорта заключается в том, что основные его средства находятся под непосредственным и постоянным воздействием внешних условий, так как работают под открытым небом. Хотя температура, осадки, ветер, туман и прочее являются источником постоянных возмущений, воздействующих на его процесс, он обязан действовать непрерывно и строго по расписанию. Фактор времени имеет здесь особо важное значение не только потому, что доставка грузов из Китая https://sinogrant.ru/dostavka-iz-kitaya/ должна происходить точно по расписанию, но и потому, что подвижной состав (и находящиеся в нем грузы и пассажиры) постоянно меняют свое положение так, что каждый день и каждый час образуется новая ситуация с расположением локомотивов, вагонов, судов, самолетов и автомобилей на сети.
Это обстоятельство требует быстрых, оперативных решений.
Транспорт не терпит промедлений, так как на нем при большой густоте перевозок быстро развиваются эксплуатационные затруднения (заторы и «пробки»), ликвидация которых очень сложна.
Третьей особенностью транспорта является большое количество подвижных средств, дислокация которых непрерывно меняется, массовость его связей с клиентурой. Общий парк локомотивов, вагонов, автомобилей, судов, самолетов составляет много миллионов единиц, причем эта огромная масса дорогих сложных транспортных средств нуждается в непрерывном управлении.
Транспорт имеет непосредственную связь с огромным числом пассажиров, а также отправителей и получателей грузов.
Он осуществляет начальные и конечные операции ежедневно на многих тысячах пунктов, перемещая огромные массы пассажиров и самых разнородных грузов.
Четвертая особенность транспорта, прежде всего железнодорожного, заключается в более тесной взаимосвязи и взаимодействии отдельных его элементов, производственных единиц и подразделений, чем это имеет место в других отраслях народного хозяйства.
Указанная особенность обусловлена тем, что на транспорте существует зависимость подразделений не столько в отношении продукции, как при кооперировании промышленных предприятий, сколько в отношении самого производственного процесса перевозок. Обычные предприятия промышленности, расположенные рядом, могут работать независимо друг от друга. Но дороги, станции, а также порты, даже удаленные друг от друга на сотни и тысячи километров, могут оказывать и фактически оказывают непосредственное влияние на перевозочный процесс.
Особая взаимозависимость элементов хозяйства на железнодорожном транспорте выражается также в необходимости соблюдения в каждом подразделении определенных строгих соотношений прежде всего между размерами вагонного парка, локомотивного парка и путевым развитием. Между тем предмет перевозки — грузы или пассажиры — перемещаются в пределах страны, или двух стран, если мы будем говорить о грузообороте между Россией и Китаем, независимо от административных границ транспортных подразделений и границ двух государств. Следовательно, «под давлением» предмета перевозки подвижной состав имеет практически неограниченное перемещение в пределах сети, причем в каком бы районе сети ни появился предмет перевозки, а следовательно, и подвижной состав, он требует для своего размещения и транспортирования наличия путей, пропускной способности, механизмов для обработки, затраты определенных материальных средств и людского труда.
Таковы основные особенности, которые существенно отличают транспорт, и прежде всего рельсовый, от других отраслей народного хозяйства.
С использованием: Аксенов И.Я. «Кибернетика на транспорте». Москва. «Знание». 1967 г.