Жилая архитектура Еревана в послевоенные годы

Дата публикации или обновления 06.10.2021
  • История Армении

  • На фоне большого жилищного строительства, развернутого в послевоенные годы, в области жилой архитектуры Еревана были достигнуты заметные успехи. Наряду с некоторым улучшением жилых секций улучшилась и внешняя архитектура жилых зданий.

    Над усовершенствованном жилых секций для массового строительства работали архитекторы, занятые проектированием жилых зданий, и архитектурно-проектные мастерские отдела по делам архитектуры Ереванского городского Совета, где путем проведенных конкурсов наиболее приемлемой была признана двух-трех-квартирная секция, предложенная архитектором А. Терзнбашяном, широко применявшаяся в жилищном строительстве Еревана в 1949—1950 гг.

    Забота о дальнейшем улучшении качества жилых секций продолжала оставаться первостепенной задачей архитекторов республики. Организованные Союзом советских архитекторов конкурсы на лучшие жилые секции и широкое обсуждение представленных проектов з значительной мере мобилизовали внимание и творческие усилия архитекторов на решение этой важной задачи.

    Упорная работа последних лет не могла не привести к положительным результатам. За последние годы разработан ряд типовых секций для многоэтажных жилых зданий городского типа, применительно к специфическим условиям Армении. Утверждены также серии одноквартирных жилых домой усадебного типа и двух-трехэтажных жилых домов для поселков и небольших городов Армянской ССР.

    Следует все же признать, что перечисленным выше типовым секциям присущ ряд существенных недостатков, почему и дальнейшая разработка новых, более усовершенствованных секции остается актуальной задачей архитекторов Советской Армении (Full House 5).

    Как правило, жилые секции последних лет характеризуются некоторым улучшением экономических показателей и увеличением жилой и полезной площадей, вследствие чего наряду с улучшением бытовых условий трудящихся несколько снизилась и стоимость строящихся жилых домов.

    До сороковых годов допускались к осуществлению и жилые секции без сквозного и углового проветривания. Жизнь показала непригодность таких секций для климатических условий юга.

    После войны, за редкими исключениями, как правило, двух-трех комнатные квартиры проектируются со сквозным проветриванием.

    В условиях юга сквозное проветривание и двустороннее расположение комнат в квартире обеспечивают возможность попеременного пользования ими в различное время дня и года.

    Начиная с 1945 года, выстроено значительное количество жилых домов на проспектах Ленина, Сталина, Микояна и Орджоникидзе, на улицах Амиряна, Абовяна, Маркса, Баграмяна, Айгестан и других. В большинстве случаен планировка их удовлетворительна, а внешняя архитектура правдиво отражает образ жилого лома.

    Среди домов, выстроенных на проспекте Сталина, выделяется тщательно продуманный планировкой жилой дом Ереванского городского Совета (архитектор Г. А. Таманян). Однако в архитектуре его фасада допущены некоторые излишества.

    Жилые дома, выстроенные Ереванским городским Советом по проекту архитекторов Г. А. Таманяна и М.М. Согомомян на противоположных угловых участках при пересечении проспекта Сталина с Красноармейской улицей, образуют единый архитектурный ансамбль; с градостроительной точки зрения они поставлены хорошо. Не отрицая правильной композиционной идеи архитектуры этих здании в целом, отметим, что формы их страдают некоторой грузностью, придающей внешней их архитектуре излишнюю монументальность. В планировке квартир, в особенности находящихся в угловых участках зданий, можно отметить некоторые недостатки.

    Удачен по композиции, планировке квартир, архитектуре фасада, а также и по примененным конструкциям жилой дом работников железнодорожного транспорта на проспекте Микояна (архитектор О. Т. Бабаджанян». Здесь хорошо скомпанованы квартиры, созданы удобства для жильцов, включая такие элементы, как лоджии, балконы и т. д. Найдена интересная в целом жизнерадостная архитектура фасада. Несмотря на недостаточную прорисованность отдельных деталей, этот жилой дом своим масштабом и общей композицией хорошо вписывается в ансамбль магистрали.

    Жилой дом выстроенный Ереванским городским Советом по проекту архитектора О. А. Акопяна на том же проспекте, отличается стройностью и хорошей прорисовкой элементов фасада. Боковые ризалиты, пропорции которых удачно найдены, а также несколько отступающая средняя часть фасада, создают общую композицию, которая, вместе с метрически повторяющимися в верхней части лоджиями, хорошо подчеркивает значение магистрали. Отмеченные качества, наряду с удобной планировкой квартир, позволяют считать этот дом одним из лучших среди сооруженных за послевоенный период.

    Здесь же, на проспекте Микояна, по проектам архитекторов В. Л. Белубекяна, А. Терзибашяна, Г. Г. Агабабяна и других построены новые жилые дома. При удобной планировке и различной трактовке образа жилого дома эти здания не обладают необходимым для важной городской магистрали повышенным качеством внешней архитектуры, а малые объемы некоторых из них в значительной мере нарушают масштаб застройки магистрали.

    Творческой удачей архитектуры этого периода следует считать жилой дом Министерства коммунального хозяйства Армянской ССР по проспекту Ленина (архитектор 3. Т. Бахшинян). Выразительна внешняя архитектура дома. Автору удалось простыми средствами достичь вы явления образа жилого дома, показав художественное чутье и творческую выдумку.

    В приятных пропорциях расчленен фасад, хорошо прорисованы проемы, лоджии, балконы и другие элементы дома. К сожалению, планировка квартир этого дома не лишена отдельных недостатков.

    Примерно такими же качествами отличается выстроенным по проекту того же автора на проспекте Сталина жилой дом работников Закцветметa.

    Мы уже упоминали жилые дома, выстроенные но улице Амиряна между площадью Ленина и проспектом Сталина. В результате общности масштабов и цветовой гармонии создается впечатление единства, цельности всего комплекса этих домов. Следует, однако, оговорить, что архитектура их явно страдает схематичностью, плохой прорисованностью деталей, а в жилом доме Министерства промышленности стройматериалов Армянской ССР (арх. К. А. Акопян) вызывает сомнение уместность курдонера на данном, весьма ответственном участке улицы. К тому же внешняя его архитектура отличается доходящей до претенциозности излишней декоративностью, отнюдь не способствующей архитектурной выразительности. Благодаря этому и отчасти цвету примененного для облицовки камня этот дом отрывается от общей застройки улицы, в некоторой степени нарушая ее ансамблевую целостность.

    Расположенный в начале улицы Баграмяна пятиэтажный дом Ереванского городского Совета (архитекторы Г. Г. Агабабян и Э. А. Тигранян) является одним из наиболее крупных жилых домов, выстроенных в Ереване после войны. Авторы, учтя важное местоположение здания, сумели его архитектуре придать соответствующую выразительность. Подножием всему зданию служит высокий цокольный этаж, отведенный под магазины. Тяга, проходящая над цоколем, приятно расчленяет фасад. Вытянутые в два этажа и завершенные двойными фронтонами лоджии, а также балконы и другие элементы фасада, значительно обогащают внешнюю архитектуру, придают формам легкость.

    Интересна и своеобразна архитектура жилого дома, сооруженного здесь же, в начале улицы, по проекту архитектора А. Т. Тер-Аветикян. Фасад его оформлен декоративной аркатурой на тоненьких полуколоннах. Этот же мотив в виде трех глубоких лоджий повторен на фасаде в угловой части здания, имеющей очертания вогнутой кривой и выходящей на пересечение улиц Баграмяна и Московской.

    К числу лучших домов относится также жилой дом ГюмушГЭСа, расположенный на одном из угловых участков начала улицы Баграмяна (архитектор Г. А. Таманян). Фасады дома, облицованные базальтом в цокольном этаже и желтым анийским туфом в верхних этажах, обогащены хорошо прорисованными по формам и пропорциям пятнами арочных лоджии па фоне гладких стен и редко расставленными проемами. Обусловленная назначением здания сдержанная монументальность сочетается в его облике с чертами уюта и теплоты, характерными для образа жилого дома. Архитектура его в целом и в деталях основывается на стремлении использования мотивов национального зодчества, творчески переосмысленных и нашедших место в новой единой композиции, отвечающей современным требованиям.

    Выстроенный на улице Лермонтова по проекту архитектора З. Т. Бахшиняна комплекс жилых домов композиционно объединяет в единый архитектурный организм три самостоятельные здания: жилой дом Главного Управления издательств» и полиграфической промышленности Министерства культуры Армянской ССР, расположенный в левом крыле и поворачивающий на улицу Теряна, несколько приподнятый в отношении своих крыльев расположенный в средней части комплекса жилой дом Худфонда СССР и жилой лом Электротреста, занимающий правое крыло комплекса.

    Большая протяженность и масштабы, хорошо прорисованные летали и пропорции в целом положительно сказываются на внешнем облике жилого комплекса, придают его архитектуре известную значимость. Нельзя, однако, тут же не заметить, что с градостроительной точки зрения вызывает сомнение целесообразность акцентирования части здания посредством поднятия ее на один этаж.

    Такой прием, пожалуй, уместнее было бы применить в отношении угла для подчеркивания пересечения двух важных улиц — улиц Теряна и Лермонтова.

    Все три здания отличаются целесообразной планировкой квартир.

    В жилом доме Худфонда СССР удобно сочетаются жилые квартиры художников и скульпторов с их мастерскими, многие из которых находятся при квартирах. Внешняя архитектура боковых крыльев жилого комплекса решена лаконичными и созвучными с архитектурой средней части формами. Фасад этого дома, вследствие примененных пластических средств, несколько отходит от образа жилого дома, выражая скорее характер общественного здания. Такая трактовка фасада отчасти объясняется стремлением автора войти в ансамбль с находящимся напротив зданием театра оперы и балета, a также выявить комплексное назначение здания.

    Новизной внешней архитектуры отличается жилой дом Министерства местной промышленности Армянской ССР, выстроенный на угловом участке проспекта Ленина и улицы Теряна (автор арх. Г. Г. Агабабян). На фасаде этого дома автор использует полихромию камней в качестве основного средства архитектурно-художественной выразительности. Широкие, тонко орнаментированные обрамления, вокруг дверных проемов, выполненные из белого ноем беря некого камня, наряду с венчающим карнизом из того же камня, четко прорисовываются на розовом фоне стен жилого дома, сложенных из артикского туфа.

    В хорошем сочетании цветов камней и металлических перил балконов, тщательной прорисовке всех элементов фасада и в интересном решении его архитектуры в целом чувствуется стремление автора к свежим мотивам для отображения облика жилого дома.

    Жилой дом на углу проспекта Сталина и улицы Мравяна (арх. Г. А. Таманян) характерен хорошо продуманной планировкой квартир и несколько утяжеленными формами внешней архитектуры.


    Источник информации: книга «Архитектура Советской Армении. Краткий очерк». Арутюнян В.М., Оганесян К.Л. Издательство Академии Наук Армянской ССР. Ереван, 1955 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос