Монумент И. В. Сталина в Ереване

Дата публикации или обновления 02.11.2017
  • История Армении

  • Яркие и интересные эмоции собраны в наших наборах! Созерцание красоты, могучего и величественно, равно как и получение незабываемых ощущений, привносит в жизнь столь нужное разнообразие и неповторимость чувств!

    Крупным достижением послевоенной архитектуры Советской Армении является удостоенный Сталинской премии за 1950 год скульптурный монумент И. В. Сталина (скульптор С. Д. Меркуров, архитектор Р. С. Исраелян), открытый 29 ноября 1950 г., в день тридцатилетия Советской Армении. Высокая идейность, простые и ясные формы свойственны этому замечательному произведению.

    Скульптура И. В. Сталина установлена на устремленном ввысь постаменте с широким основанием.

    Статично решенной в целом скульптуре придано сдержанное движение — небольшой поворот при общей устремленности вперед, что подчеркивается крупными энергичными складками шинели, обобщенными пластической обработкой. Скульптору удалось запечатлеть проникновенный взгляд, глубину мысли И. В. Сталина.

    Монументальная трактовка образа в скульптуре сочетается с соответствующим характером исполнения — широкими обобщениями. хорошо разработанными соотношениями масс к плоскостей пьедестала, собранностью выразительного силуэта, обозреваемого со всех сторон.

    Высота фигуры 16,5 метра. Она выполнена из кованой меди и патинирована.

    Несущий скульптуру основной вертикальный объем монумента, усиленный раскрепованными выступами в углах (что придает композиции устойчивость и подчеркивает устремленность ввысь), опирается на широкий подиум, в свою очередь покоящийся на возвышенной площадке, на которую ведет широкая базальтовая лестница с главного (юго-западного) фасада и два симметричных схода с северо-восточной стороны, ступенчатые парапеты этих сходов обогащены неповторяющимися по композиции барельефами, вписанными в треугольник и подчеркивающими направление сходов.

    Огибающий площадку по периметру парапет имеет с внутренней стороны уширение в виде непрерывных каменных скамеек, на спинках которых изваян орнаментальный пояс. Рисунок орнаментов пояса непрерывно меняется, композиционно переходя от одного мотива к другому.

    Глухие плоскости стен монумента облицованы ереванским туфом, который своим темным цветом хорошо сочетается как с фигурой, так и с окружающим пейзажем.

    Каждая ступень композиции (кроме основного объема) вешается карнизом несложного профиля; основной же объем завершается более мощным карнизом на листовидных модульонах.

    Внутреннее пространство постамента, согласно проекту, предназначено для музея Великой Отечественной войны.

    Главный вход музея приводит в обширный зал-вестибюль, перекрытый перекрещивающимися арками. Арки поддерживают верхний (основной) купольный зал восьмигранной в плане формы, высотой 18 метров, освещенный через проемы между ребрами железобетонного каркаса купола. У основания купола имеется внутренняя обходная галерея, на которую можно попасть по винтовым лестницам, расположенным по углам объема.

    Главный вход решен в виде арочного портала, обрамленного широким уступчатым наличником, который покрыт орнаментальной композицией тончайшей резьбы. Она состоит из девятнадцати одинаковых но конфигурации, но различных по внутреннему рисунку роз, причем рисунок каждой розы образует в центре пятиконечную звезду.

    В тонких деталях арки творчески использовано неиссякаемое богатство мотивов армянского орнамента. По композиционному замыслу, по красоте изысканного и сложного рисунка, по техническому совершенству исполнения эта ярка является великолепным произведением армянского искусства, издавна прославленного замечательными творениями в области художественной резьбы по камню. Этой аркой талантливый архитектор, искусные резчики по камню Г. Р. Степанян и Л. А. Мирзоян создали замечательное произведение художественной резьбы по камню.

    Размещенные на гладких стенах постамента сочные архитектурные детали оживляют его плоскости. На главном фасаде, высоко над порталом, высечено крупное 'Изображение ордена Победы. Кронштейны, поддерживающие осветительную арматуру, покрыты великолепной резьбой. Изображения эмблем всех родов войск Советской Армии высечены на камнях, служащих флагштоками. Заслуживают внимания ажурно изваянные из туфа водостоки подножия постамента, которые, наряду со своими функциональным назначением, играют активную художественную роль. Умелое использование богатства мотивов армянского зодчества выражено с большой силой.

    Монумент расположен в просторном парке с обильной растительностью и по своим пластическим формам, по цвету хорошо сочетается с окружением. Важно также его градостроительное значение. Сооруженный на северной возвышенности города, у бровки Канакерского плато, вследствие удачного месторасположения и значительной высоты (около 50 метров), он хорошо обозревается со многих площадей, магистралей улиц и подъездов к Еревану, обогащает силуэт города.

    Монумент И. В. Сталина в Ереване является произведением, в котором метод социалистического реализма применен мастерски.


    Памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину в Ереване был демонтирован в 1962 году, простояв всего 12 лет. На его пьедестале в 1967 году установили выполненную из чеканной меди скульптуру «Мать Армения» - монумент в честь победы Советского Союза в Великой Отечественной войне, символизирующий могущество и величие Родины.

    Скульптор монумента «Мать Армения» - Ара Арутюнян.


    С использованием книги «Архитектура Советской Армении. Краткий очерк». Арутюнян В.М., Оганесян К.Л. Издательство Академии Наук Армянской ССР. Ереван, 1955 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос