Градостроительная культура в Ереване, столице Советской Армении

Дата публикации или обновления 23.09.2017
  • История Армении
  • ИГИЛ запрещенная в России террористическая организация

  • Дальнейшее развитие благоустройства города Еревана в Армении можно наблюдать и в области малых архитектурных форм. Интересны по своему художественному качеству не только придающие улицам нарядный вид металлические решетки, но и фонарные столбы. В этих произведениях использованы замечательные традиции русской классической архитектуры в области художественного литья, творчески освоены национальные мотивы орнамента и, таким образом, создана, в сущности, новая отрасль армянского прикладного искусства.

    Из числа лучших решеток, установленных за последние годы, упомянем решетки, ограждающие территорию Театра оперы и балета им. Спендиарова (арх. Н. Л. Заргарян), парка Сталинского района (арх. Г. А. Таманян), консервного завода (арх. О. А. Акопян), здания ЦК КП Армении (арх. М. В. Григорян), парка им. 26 комиссаров (архитектор Г. А. Таманян) и другие.

    За последние годы значительно увеличилась площадь зеленых насаждений общественного пользования. В частности, благоустроительные работы, осуществленные в парке «Победа», сооружение монумента И. В. Сталина сделали этот парк самым популярным и любимым для трудящихся Еревана. Трудовым участием населения города на территории 60 га разбит новый правобережный парк им. Шаумяна. Скверы им. Кирова и им. Гукасяна, парки Сталинского района и им. Комсомола стали любимыми местами отдыха трудящихся столицы. Здесь много густых тенистых аллей и цветочных клумб.

    Широко использованы для украшения территории парковая скульптура и малые архитектурные формы. В центре сквера им. Кирова, на базальтовом постаменте, в 1950 г. установлен бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза, отважного летчика Нельсона Степаняна (скульптор А. М. Саркисян, архитектор Г. Г. Агабабян).

    Зелень и цветы стали обычными на площадях, проспектах и улицах Еревана. Ими украшаются также заводские территории и школьные дворы. Образцовыми по благоустройству являются территории завода им. Кирова, где разбит цветник и в 1950 г. установлена бронзовая фигура пламенного трибуна революции С. М. Кирова (скульптор А. М. Саркисян, архитектор Г. Г. Агабабян), а так же двор школы им. Пушкина, где на постаменте установлен бронзовый бюст А. С. Пушкина (скульптор Г. П. Агаронян).

    За последние годы в Ереване широко осуществляются мероприятия по оздоровлению внутриквартальных участков и созданию дополнительных удобств для населения путем устройства детских площадок для игр, бассейнов, озелененных дворов и т. д.

    Однако эти мероприятия далеко еще не удовлетворяют потребностям трудящихся, и этом направлении предстоит еще большая работа.

    Предусмотренная генеральным планом идея превращения живописного ущелья реки Раздан в лучшее место отдыха трудящихся столицы постепенно осуществляется. За последние годы проведены значительные работы по благоустройству, строительству набережных и дорог. Здесь, по проекту инженера Г. Г. Егияна и архитектора Р. С. Исраеляна, сооружен акведук. Это хорошо прорисованное инженерное сооружение органично вошло в живописную среду ущелья, стало ее неотъемлемой частью.

    Для эффективной борьбы против паводков развернулись неотложные работы по укреплению берегов речки Гедар. На отрезке от Йоркского моста до улицы Алавердяна ее берега забетонированы и одеты в базальт, а набережная соответственно благоустроена.

    Все работы по реконструкции Еревана подчинены принципам социалистического градостроительства, вдохновлены повседневной заботой Коммунистической партии о советских людях. Используя лучшие традиции русского градостроительства и колоссальный опыт советского градостроительства, в частности Москвы, строители Еревана из года в год повышают качество своей работы.

    Комплексная реконструкция улиц столицы сопровождается одновременным их оснащением всеми видами коммунального обслуживания.

    Столица Советской Армении обогатилась новым, более совершенным видом городского транспорта — троллейбусом, который связывает промышленные районы и вокзал с центром города. В соответствии с ростом населения выросла мощность всей системы коммунального хозяйства (городской транспорт, водоснабжение, канализация, электроснабжение и т. д.), увеличилось количество культурных и лечебных учреждений.

    Таким образом, умелое применение принципов советского зодчества, опирающихся на закономерности социалистического развития общества, позволило достигнуть в градостроительной практике Еревана существенных результатов. Уже намечаются контуры, а в отдельных случаях находятся в стадии полного завершения, не имеющие прецендента в истории армянского народа, совершенно новые и самобытные городские ансамбли, отражающие облик социалистического города.

    Наиболее убедительным примером может служить главные административный центр столицы Советской Армении — величественный ансамбль площади Ленина, который всем своим обликом, выстроенными и строящимися монументальными зданиями, отличающимися правдивой и ярко самобытной архитектурой, хорошо отражает черты, присущие архитектурным ансамблям социалистических городов.

    Подобными же достоинствами обладают также подвергшиеся коренной реконструкции и застроенные новыми жилыми и общественными зданиями ансамбли проспектов и улиц Еревана, архитектура которых все больше подчиняется обшей градостроительной идее, становился действенным компонентом целостного ансамбля столицы Советской Армении.

    Новые архитектурные ансамбли Еревана, являющиеся прямым следствием социалистической организации города, свою идейную направленность выражают национальными чертами, своеобразными архитектурно-пространственными решениями. Эти качества, присущие ансамблям города» всех национальных республик, придают советскому градостроительному искусству богатое многообразие, обогащают средства архитектурно-художественной выразительности социалистических городов.

    Но наряду с отмеченными бесспорными достижениями в градостроительной практике Еревана ряд проблем еще не получил должного решения. Следует отметить такую порочную практику, когда застройка города ведется преимущественно вдоль улиц и магистралей, а не по кварталам, вследствие чего в течение многих лет территории кварталов остаются неблагоустроенными.

    Неправильная практика застройки улиц «под один карниз», отсутствие необходимых архитектурных акцентов является основной причиной «плоской» застройки города в целом. Далеко не полностью использованы возможности, которые представляют строителям сложный рельеф и другие естественные условия территории города.

    Следовательно, создание благоустроенных кварталов и максимальных удобств для всех жителей Еревана» а также переход к застройке в отдельных зонах города домами большой этажности, является актуальной задачей.

    Если целостный архитектурный ансамбль социалистического города слагается из архитектурного облика его площадей, магистралей и улиц, промышленных и жилых районов, зеленых насаждений, монументальных скульптур, общего уровня благоустройства и т. д., то нужно уделить еще большее внимание каждому элементу городского организма, повышению как утилитарных, так и художественных качеств каждого здания, предъявлять большую требовательность к их архитектуре.

    Архитектурный ансамбль может быть полноценным только в том случае, если в нем достигнуто функциональнее и художественное единство, т. е. если содержание воплощено в совершенных художественных формах, правдиво отражающих нашу социалистическую действительность.

    Решительная борьба против украшательства и тенденций подмены декоративизмом подлинное архитектурное творчество безусловно повысит качество архитектурных ансамблей города. Не надо забывать, что плохие здания долгое время уродуют город.

    Имеющее место в творчестве отдельных архитекторов Еревана пристрастие к средневековым формам, к их механическому использованию в отдельных случаях наносит идейный и художественный ущерб ансамблям столицы Советской Армении. Поэтому необходимо еще больше усилить борьбу против слепого копирования форм как классического, так и национального архитектурного наследия.

    Можно отметить и другой порок в практике застройки Еревана, а именно творческий эгоизм отдельных архитекторов, индивидуалистические капризы которых иногда наносят большой урон облику города.

    Последовательная борьба против отмеченных недостатков, неуклонное повышение градостроительной культуры принесут новые успехи строителям столицы Советской Армении.


    Источник информации: книга «Архитектура Советской Армении. Краткий очерк». Арутюнян В.М., Оганесян К.Л. Издательство Академии Наук Армянской ССР. Ереван, 1955 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос