Архитектурные ансамбли Советского Еревана

Дата публикации или обновления 07.11.2021
  • История Армении

  • Одним из крупных объектов, созданных в Советском Ереване в послевоенные годы, удостоенном Сталинской премии за 1950 год, является здание ЦК КП Армении на улице Баграмяна (арх. М. В. Григорян), сооруженное на возвышенном месте, с большим отступом от красной линии.

    Покрытые партерной зеленью террасы и мощенная базальтом широкая лестница служат естественным подножием здания. Оно облицовано колагеранским фельзитовым туфом нежно-кремового цвета, благодаря чему выгодно выделяется на зеленом фоне окружения и синего неба. Хорошо благоустроенная территория с большим бассейном посередине и ограждающая территорию со стороны улицы Баграмяна высокая, художественно исполненная металлическая ограда являются важными компонентами и придают зданию определенную торжественность.

    Решенная средствами классической архитектуры общая композиция фасада в целом передает образ общественного сооружения. Объем здания энергично расчленен средним и боковыми ризалитами, плоскости которых пластически обогащены посредством применения больших ордеров: композитного в среднем ризалите и ионического — на боковых.

    Все три ризалита завершаются фронтонами. В среднем ризалите средства архитектурной выразительности применены более насыщенно, в результате чего автор добился сильного звучания центра. Композитный ордер применен здесь в виде мощных полуколонн, которые своей богатой светотенью выгодно отличаются от ионических пилястр боковых ризалитов. В среднем ризалите размешены три парадные двери центрального входа здания, средняя из которых подчеркнута своей полуциркульной формой и обрамлена армянским орнаментом (Художественная роспись стен и потолков - вот ссылка).

    Двери, как и верхние большие окна, имеют металлические витражи изящного рисунка. Наряду с этим общей выразительности центрального ризалита способствует и скульптура. Под фронтоном, в круглой нише, обрамленной богатым наличником, выделяется кованный из меди барельеф с изображением бюстов гениального вождя Коммунистической партии Ленина и продолжателя его дела великого Сталина (скульптор С. Д. Меркуров). Одинаковый с барельефами по технике и материалу барельеф, изображающий боевые знамена революции, помещен на тимпане фронтона.

    Сочно и мастерски прорисованы капители, карниз, наличники и другие архитектурные детали. Автор сделал попытку использовать и некоторые элементы национального зодчества, но они не гармонируют с общим обликом здания, решенного в принципах классической архитектуры.

    Несмотря на свои бесспорно положительные качества, в целом архитектура этого здания звучит несколько обособленно и отрывается от архитектуры других общественных зданий города.

    Здание отличается четкой и продуманной планировкой: широкие, хорошо освещенные коридоры, центральные и боковые лестницы и лифты создают удобную связь между отдельными его частями и этажами.

    Из интерьеров следует отметить главный и боковые вестибюли, залы заседании и ряд рабочих кабинетов. Для внутренней отделки использованы естественный и искусственный мрамор, лучшие породы дерева.

    В процессе строительства впервые широко применялся способ механической обработки камня на специальных станках, изготовленных заводами республики. Внедрение передовых методов работ обеспечило высокое качество каменной кладки и быстрые темпы строительства. Выстроенные на площади Ленина здания Управления треста «Арарат» (арх. С. А. Сафарян) и Управления Армпромсовета (арх. С. А. Сафарян при участии архитекторов В. А. Аревшатяна и Р. С. Исраеляна) трактованы как единое сооружение, пространственно замыкающее с ее северо-западной стороны. По своим общим массам, пропорциям и формам эти здания хорошо гармонируют с Домом правительства Армянской ССР и вместе с ним уравновешивают две противоположные стороны площади.

    Обращенный в сторону Дома правительства фасад здания Управления треста «Арарат» активно включается в архитектурный ансамбль гармонично решенного административного центра столицы. Выходящая на улицу Свердлова угловая часть здания характерна контрастом больших проемов с глухой плоскостью стены; она завершается небольшим башенным сооружением, которое, однако, по замыслу и общим формам композиционно мало увязано со всем зданием.

    Средняя часть фасада подвергнута пластической обработке посредством арок, опирающихся на парные полуколонны, покоящиеся на гранитных пилонах. Открывающаяся в первом (магазинном) этаже галерея с приземистой, несколько архаичной по своей трактовке аркадой подчеркивает нижнюю часть глубокой тенью и, вместе с расположенными над арками высокими окнами, содействуют восприятию метрического членения фасада. Непрерывная аркада лоджий верхнего этажа создает впечатление легкости.

    Масса торжественно возвышающейся справа башни в ансамбле площади уравновешивается соответственным башенным объемом Дома правительства; вместе очи составляют вертикальные акценты площади. Большой арочный въезд в нижней части башни ведет во двор. Расположенный над ним вытянутый оконный проем своей пропорцией подчеркивает общее вертикальное устремление массы высотной части. Увенчанная своеобразным карнизом башня завершается небольшим объемом. Здание Армпромсовета очерчивает овальную часть площади и затем сворачивает на улицу Амиряна. Поставив перед собой цель уравновесить объемы зданий на двух наиболее ответственных сторонах площади и тем самым добиться цельности архитектурного ансамбля, С. А. Сафарян и его соавторы придерживались нощей композиционной схемы Дома правительства АрмССР. Однако воспроизведение основного архитектурно-пространственного замысла Дома правительства в зданиях Управления треста «Арарат» и Армпромсовета не лишило их творческой самобытности, не помешало внести в архитектурное решение и четко выраженные самостоятельные формы.

    В функциональном отношении это новое административное здание отличается ясным и продуманным замыслом. В подвальном этаже здания Управления треста «Арарат» размещен хорошо оборудованный ресторан со всеми подсобными помещениями. Над ним, в первом этаже, в просторном торговом зале, помешается фирменный магазин треста «Арарат» с оригинальным интерьером. В помещении первого этажа, выходящем на улице Свердлова, функционирует кафе «Арарат». Планы второго, третьего и четвертого этажей решены по коридорной системе: с обеих сторон коридора расположены рабочие комнаты, выставочные залы и подсобные помещения. Интересной отделкой отличаются выставочные залы, а также некоторые рабочие кабинеты.

    Следует отметить художественное оформление интерьера ресторана, которое явилось результатом плодотворного сотрудничества архитектора, скульптора и художников. На стенах зала (ресторана размещены небольшие скульптурные композиции (скульптор Г. Г. Чубарян), на торцевой стене напротив входа — большое панно, изображающее Араратскую долину (художники Э. А. Исабекян и О. М. Заргарян), а в парусах центрального нефа — многоцветные композиции по мотивам армянских миниатюр (художник А. К. Кетишян. Те же средства архитектурно-художественной выразительности применены и в интерьерах кафе «Арарат».

    В здании Управления Армпромсовета, кроме рабочих комнат, целесообразно размещенных по обеим сторонам коридоров, в центральной части, со стороны двора, предусмотрен зал на 500 человек.

    В целом это административное здание обладает выразительной архитектурой и играет важную роль в ответственном ансамбле площади. В нем творчески переработаны формы и пропорциональные закономерности армянского зодчества, по-новому и мастерски трактованные. Отмеченные качества выдвигают это произведение в число лучших достижений армянской советской архитектуры.

    Наряду с перечисленными здесь бесспорными достоинствами этого здания следует отметить некоторые его недостатки. К ним, прежде всего, надо отнести неудачный выбор цвета камня. Примененный здесь в качестве облицовочного материала колагеранский фельзитовый туф светлых тонов несколько нарушает цветовую гармонию площади, поскольку остальные здания (за исключением лоджии Дома культуры) облицованы камнями более интенсивной тональности.

    Осуществляемая реконструкция Дома культуры (арх. М. В. Григорян при участии арх. Э. А. Сарапяна) продиктована в первую очередь градостроительными соображениями. Назрела необходимость безразличное по отношению к площади здание Дома культуры переориентировать главным фасадом в сторону площади, сделав его активным компонентом ансамбля площади Ленина и придав ему роль связывающего звена между Домом правительства и административными зданиями треста «Арарат» и Армпромсовета.

    Одновременно реконструкция Дома культуры преследует и чисто функциональные задачи. Стало необходимо это здание, сооруженное еще в дореволюционное время для учебных целей, приспособить для музея, значительно увеличив экспозиционную площадь путем надстройки одного этажа.

    Авторы в своем проекте пытались решить обе эти ответственные задачи, доращенный к площади новый, строго симметричной композиции фасад Дома культуры с его глубокой аркадой получил новое архитектурное звучание. Завершенный пологим фронтоном средний большой арочный проем подчеркивает не только будущий главный вход в музей, но и ось площади. В результате надстройки Дом культуры в некоторой мере приобрел соответствующий площади масштаб. Одновременно следует подчеркнуть, что, исходя из своего центрального, по оси площади, месторасположения, наличный его объем не является еще доминантом.

    Доминантное положение здания диктует необходимость завершить здание дополнительным объемом.


    С использованием книги «Архитектура Советской Армении. Краткий очерк». Арутюнян В.М., Оганесян К.Л. Издательство Академии Наук Армянской ССР. Ереван, 1955 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос