Архитектура Советской Армении в годы Великой Отечественной Войны

Дата публикации или обновления 15.09.2021
  • История Армении

  • В годы Великой Отечественной войны народы Советского Союза мобилизовали все свои силы для защиты своей социалистической Родины от фашистских захватчиков. Вся работа в стране была перестроена на военный лад. Руководимые Коммунистической партией, во главе с И. В. Сталиным, советские люди героически сражались на фронтах и трудились в тылу во имя победы над врагом.

    «Война значительно сократила, а в некоторых областях прекратила вовсе нашу мирную строительную работу», говорил И. В. Сталин. В частности, война в известной мере замедлила темпы бурного развития советской архитектуры, в том числе и архитектуры Советской Армении. Уменьшился объем строительства (http://remontistrojka.com/), особенно гражданских зданий. Значительная часть архитекторов защищала Родину в рядах героической Советской Армии, а оставшиеся в тылу содействовали делу разгрома врага.

    Бюраканская обсерватория. Главное здание. Архитектор С.А. Сафарян.
    Бюраканская обсерватория. Главное здание. Архитектор С.А. Сафарян.

    Однако и в годы великих испытаний отнюдь не прекратились творческие искания архитектурной мысли в нашей стране. Перед советскими архитекторами был поставлен ряд важнейших задач, связанных с обстановкой военного времени и оборонными мероприятиями.

    Некоторые из этих задач были связаны непосредственно с условиями военного времени, но одновременно выполнялись и творческие задания, способствовавшие дальнейшему развитию советской архитектуры, обогащению ее языка, появлению новых и сильных художественных средств для воплощения важнейшей ее темы, — темы советского патриотизма.

    В армянской архитектуре военных лет эта тема получила яркое выражение в целом ряде родников-памятников, — своеобразных сооружений, увековечивающих светлую память героических сынов советского народа, павших в боях за свободу и независимость нашей Родины.

    Традиция сооружения родников, как своеобразного жанра архитектуры, существовала еще в средневековой Армении. Традиционным с самых древних времен было и отношение народа к воде, как к символу жизни, бессмертия. Именно эти традиции народа были использованы, когда стало необходимым монументальными средствами архитектуры обессмертить своих героических сынов, отдавших жизнь за Родину.

    Инициатива сооружения родников-памятников принадлежит колхозникам села Паракар, Эчмиадзинского района, которых сразу же поддержали арташатские и аштаракские колхозники. Она была подхвачена колхозниками и других районов республики и приняла всенародный характер. Кроме названных выше районов, родники сооружены также в Артикском, Алавердеком, Апаранском, Ахтииском, Степанаванском, Горнсском и других районах Армении.

    На площадях районных центров и сел, у оживленных перекрестков дорог воздвигнуты эти небольшие сооружения с повой трактовкой традиционных форм, соответствующей их новому идейному назначению.

    Некоторые из них могут быть по праву причислены к лучшим достижениям малых форм армянской советской архитектуры. Они еще раз показывают, как в живой архитектурной практике воплощались принципы нашей культуры, национальной по форме, социалистической по содержанию. В соответствии с их назначением, авторы проектов смело перерабатывали национальные формы зодчества, стараясь выразить новое, современное патриотическое содержание. Эти, скромные по масштабам, самобытные произведения архитектурного искусства говорят о пламенной любви армянского народа к своей советской Родине, о беспредельной признательности тем, кто отдал жизнь за счастливое будущее народов.

    Оригинальностью и интересными формами выделяются родники-памятники, построенные по проектам архитектора Р. С. Исрасляна. Автор сумел сочетать в них эмоциональность и многообразность решения с незаурядным мастерством в области малых архитектурных форм. Характерно, что ни одно из этих сооружений по своей композиции не повторяется; индивидуальность каждого из них продиктована условиями местности, окружения, в соответствии с которыми родилось новое решение темы. Одним из лучших следует считать родник-памятник у села Мегрибан, Талинского района.

    Примечательной чертой этого сооружения является гармоническая связь с природой, с которой он составляет единое целое. Все сооружение кажется изваянным из тех же скал, служащих для него естественным фоном.

    Небольшая каменная терраса, к которой подводят несколько широких ступеней, с обеих сторон ограничена невысокими стенами с расположенными перед ними каменными скамьями. Средняя часть объединяющей их задней стены приподнята, чем подчеркивается центр композиции. Стену завершает карниз с модульонами. В центре стены, в полукруглом углублении, помещен источник. Утилитарное назначение и идейное содержание этого сооружения убедительно выражены в простых и ясных формах.

    Интересно композиционное решение другого родника-памятника того же автора, сооруженного на шоссейной дороге у совхоза треста «Арарат» (Ведийский район). На каменные скамейки памятника падает тень от небольших арочных галлерей, расположенных по бокам. Здесь все словно приглашает к отдыху в прохладе, близ журчащих струп родника. Соединяющая галлереи средняя степа имеет выразительную архитектурную обработку. Под карнизом, во всю длину стены, высечена посвятительная надпись: «В память героев, погибших в Великую Отечественную воину». Ниже расположен обрамленный широким наличником родник, вода из которого стекает в небольшой бассейн. По углам расположены фонтанчики для питья Сооружение с обеих сторон обсажено высокими стройными тополями. Своим выразительным обликом, неумолкаемым говором журчащей воды, шелестом листьев окружающих деревьев родник-памятник усугубляет чувство безграничного благоговения перед памятью героев.

    Выразительны родники-памятники, сооруженные по проектам Р. С. Исраеляна в районных центрах Аштарак, Горне, Артик, в селениях Туманян (Алавердский район) и Бурастан (Арташатский район). Та же тема — увековечение памяти героев — получила в этих произведениях различное по трактовке архитектурное воплощение.

    Родник-памятник в районном центре Апаран (архитектор Г. А. Таманян) представляет собой сооруженную из базальта сводчатую галлерею с арочным проемом, обращенным в сторону шоссейной дороги.

    С обеих сторон родника, под боковыми стенами, помещены каменные скамьи.

    Другое произведение того же автора в селе Верин Арташат (Арташатский район) решено как небольшое сооружение, фасады которого оформлены декоративными арками, на полуколоннах

    Оригинальностью композиционного решения отличается родник-памятник в селе Жданов, Кироваканского района (арх. Т. А. Марутян). Завершенная фронтоном высокая базальтовая стена обработана тремя последовательно углубляющимися в се толщу арками, обрамляющими источник. Поверх арок, под фронтоном, изваяна заключенная в венок пятиконечная звезда. Под барельефом, на глади стены, высечена посвятительная надпись: «В память героев, погибших за свободу и независимость Родины 1941 —1945 гг.». боковые, более узкие фасады оформлены треугольными в плане нишами с полукруглым завершением. Поставленное на невысокое подножие сооружение родника обладает стройными формами, хорошо найденными пропорциями.

    Тема советского патриотизма нашла отражение и «в других произведениях армянских архитекторов- Еще летом 1944 года, когда победоносная Советская Армия преследовала отступавшие на всех фронтах немецко-фашистские орды, поступили предложения об ознаменовании грядущей победы средствами монументальной архитектуры.

    Находившийся в рядах Советской Армии архитектор Г. Р. Мушегян представил проект-предложение о сооружении в Москве на Красной площади грандиозного памятника Победы.

    29 ноября 1944 г., на торжественном собрании, посвященном 24-й годовщине установления Советской власти в Армении, было принято решение о сооружении в Ереване арки Победы в честь доблестных сынов нашей Родины — участников Великой Отечественной войны. Это решение, выразившее волю всего армянского народа, поставило перед архитекторами Советской Армении новые ответственные творческие задачи.

    В декабре 1944 г. был объявлен всесоюзный открытый конкурс на составление проекта арки Победы в Ереване, которую предполагалось соорудить на проспекте имени Микояна, в центре специально открываемой для этой цели площади. Из представленных и выставленных весной 1945 г. 27 проектов значительная часть была выполнена архитекторами Советской Армении. В конкурсе приняли участие и архитекторы братских республик. В наиболее удачных проектах было ярко выражено стремление добиться новых, оригинальных решений, соответствующих идейному назначению сооружения.

    На конкурс были представлены также проекты, отразившие явно ошибочные позиции. Их авторы некритически подошли к использованию архитектурных форм прошлого, ими не было учтено новое идейное содержание сооружения, что. естественно, и помешало им достигнуть целеустремленного, полноценного решения.

    Первые и вторые премии жюри конкурса присудило трем проектам, представленным под девизами: «Бойцу» (автор-архитектор Р. С. Исраелян), «Слава» (авторы-архитекторы Г. Г. Агабабян и Э. А. Тигранян, скульптор А. М. Саркисян) и «Гранит» (авторы — архитектуры Г. А. Таманян и скульптор С. Л. Степанян). Третья премия была присуждена проекту, представленному под девизом «Армения» (автор-архитектор СМ. Манукян). Поощрительные премии получили проекты, представленные под девизами «Серп и .Молот» (автор — архитектор Г. Г. Агабабян) и «Аварайр» (автор — архитектор Т. А. Марутян).

    Для окончательного отбора было решено объявить второй тур конкурса с участием авторов премированных проектов.

    Конкурс на составление проекта арки Победы имел определенное значение. Он мобилизовал творческие силы архитекторов Советской Армении вокруг задач послевоенного строительства, помог выявлению образа сооружения, посвященного победе, что привело к решению соорудить монумент продолжателю дела В. И. Ленина генералиссимусу И. В. Сталину.

    Одновременно архитектурная творческая мысль работала и в направлении создания утилитарных сооружений. В годы войны было спроектировано и частично осуществлено в натуре продолжение здания винных подвалов треста «Арарат» (арх. Р. С. Исраелян). на левом берегу реки Раздан, где теперь, перед въездом на новый мост «Ахтанак», образовалась площадь. По своему архитектурному решению вновь выстроенная часть хорошо гармонирует с сооруженным ранее по проекту того же автора основным зданием винных подвалов.

    Выдержав единство архитектурного замысла, автор внес в проект строительства второй очереди некоторые новые черты. Учитывая, что здание своей высокой глухой стеной обращено к площади и за мыкает перспективу со стороны моста «Ахтанак», автор обратился к более активным средствам пластической обработки. Глухая стена фасада разработана тремя декоративными арками, покоящимися на пристенных пилонах, между которыми приставлены к стене декоративные портики, хорошо сочетающиеся с глухой плоскостью стены и пластически обогащающие ее. Портики обрамляют изваянные из базальта и украшенные изящным орнаментом изображения кувшинов (карасов), символизирующих виноделие.

    Орнаментальные украшения кувшинов прорисованы энергично и сочно. Мощная, облицованная базальтом стена завершается близко расставленными окнами. Она выразительна своей монументальностью и мастерски прорисованными сочными деталями. Архитектуре здания, в целом, свойственна подчеркнутая декоративность, что частично продиктовало его местоположением.

    Крупнейшим инженерным сооружением военного времени является новым широкий мост «Ахтанак» (автор — инженер С. П. Овнанян, архитектурное оформление архитекторов А. М. Мамиджаияна, А. А. Асатряна и др.), воздвигнутый в живописном глубоком ущелье реки Раздан к связывающий берега ущелья. Архитектурные формы моста и его масштабы хорошо увязаны с окружающей природой и размерами ущелья.

    Высокие опоры, поднимающие проезжую часть на значительную высоту, в сочетании с трехпролетной конструкцией, хорошо вписываются в природу. Выполненная с большой тщательностью облицовка из базальта, обработанного «под шубу» и чистую теску, усиливает впечатление монументальности.

    Качественно исполнены архитектурные детали: чугунные литые перила (apx. С. А. Сафарнн, Г. Г. Агабабян, скульптор А. М. Сарксян) осветительные столбы (А. С. Минасян) и каменные профилированные части. Сооружение моста «Ахтанак» явилось заметным достижением технических и архитектурных кадров республики, как и достижением армянской советской архитектуры Другим инженерным сооружением является тоннель, соединяющий город с Детским парком. Значительно сокращая протяженность пути, тоннель как бы приближает к центру города зеленое, живописное ущелье реки Раздан» делая его доступным и любимым местом отдыха жителей Еревана.

    Важным градостроительным мероприятием, осуществленным в Ереване в военные годы, явилось строительство новой магистрали, названной позже именем генерала армии Баграмяна — одного из героев Великой Отечественной войны. Имея исходным проспект Сталина, эта магистраль умеренным уклоном проходит через территорию города, отведенную под новое строительство, и связывает центр с северо-западным районом — районом им. Микояна.

    Улица Баграмяна, как и примыкающие к ней кварталы, застроены, в основном, малоэтажными зданиями, главным образом жилыми домами. Застройка самой улицы осуществлена с отступом от красной линии, вследствии чего перед домами образована озелененная полоса.

    В этот период были начаты строительством: жилой особняк Совета Министров Армянской ССР (арх. М. В. Григорян), здание Армянского филиала ИМЭЛС (арх. С. А. Сафарян) и ряд других. Наряду с ними на этой улице нашли место отдельные жилые особняки, архитектура и масштабы которых явно нарушают ансамбль. Таковы, например, опытный жилой дом Института стройматериалов и сооружений Академии наук Армянской ССР (арх. М. В. Григорян), особняк рядом с ним (арх. П. А. Мсерян) и др.

    В известной степени нарушают ансамбль и вносят разномасштабность одно-двухэтажные жилые дома, возведенные в начале улицы по соседству с большими четырех-пятиэтажными зданиями. В целом застройка улицы Баграмяна, произведенная без проекта комплексного решения ее архитектуры, оказалась не на уровне современных градостроительных требований.

    Из созданных в годы войны важнейших проектов следует отметить ныне осуществляемый строительством проект хранилища древнеармянских рукописей — Матенадарана (арх. М. В. Грмгорян). Это здание расположено у подножья канакерского склона с большим отступом от проспекта Сталина, замыкая его перспективу. Здание содержит ряд залов, рабочих кабинетов и кладовых для хранения уникальных рукописей.

    Проект Матенадарана как во внешней архитектуре, так и в оформлении интерьеров широко использует скульптуру и роспись. Ставя перед собой задачу использования традиции национального зодчества, автор, однако, несколько механически подошел к решению этой задачи, почти без изменения заимствуя формы некоторых средневековых армянских памятников.

    Архитектор Р. С. Исраслян в годы войны выполнил проект архитектурного оформления фасадов завода вин в селе Ошакан, Аштаракского района. Автор сумел найти интересное решение, объединив в единый ансамбль группу производственных зданий.

    Проект комплекса зданий Бюраканской астрофизической обсерватории Академии наук Армянской ССР (арх. С. А. Сафарян) предусматривал строительство главного здания, трех башен для наблюдений и ряда жилых домов для научного персонала. Подчеркиванием своеобразных силуэтов зданий автору удалось создать интересный в целом живописный ансамбль и добиться связи с природой. Объемы многогранных башен органически увязаны со всем комплексом, доминантой которого служит расположенное в центре ансамбля главное здание обсерватории. Интересен осуществляемый строительством проект гостиницы, в котором автор добился интимного функционального решения и выразительной внешней архитектуре, богатой мотивами армянского народного зодчества.

    В годы Великой Отечественной войны проделана значительная работа по изучению национального архитектурного наследия. В 1942 г. Армянский филиал Академии наук СССР издал подготовленную к печати еще до войны первую книгу «Материалы по истории армянской архитектуры» выдающегося исследователя армянского зодчества архитектора Т. Тораманяна. В сборнике, в хронологической последовательности, помешены материалы по архитектуре древней и средневековой Армении, представляющие результат 30-летней плодотворной научно-исследовательской деятельности автора. Сюда вошли как опубликованные ранее, так и неизданные еще статьи и монографии, охватывающие основные этапы развития исторической армянской архитектуры. Издание этого монументального труда имело большое значение для популяризации богатого и многообразного архитектурного наследия армянского народа, облегчив и стимулировав дальнейшее его изучение.

    Наряду с публикацией указанного труда шла исследовательская работа. Союз советских архитекторов Армении, Комитет по охране исторических памятников. Исторический музей Академии наук Армянской ССР и другие организации продолжали изучение и обмер памятников архитектуры. На протяжении 1941—1945 гг. был обмерен ряд важнейших памятников, в том числе храмы в Птгни и Аване, Лмбатаваик, монастырские комплексы Санаина, Кечарнса, Гошаванка, Нораванка, Татева и др.

    Важным событием было возобновление с 1943 г. подготовки архитектурных кадров в стенах Ереванского политехнического института, призванного обеспечить послевоенное строительство в республике высококвалифицированными специалистами.

    Учреждение в 1944 году при Совнаркоме Армянской ССР Управления по делам архитектуры явилось важным государственным мероприятием в области архитектуры и организационно обеспечило выполнение неотложных задач послевоенного строительства в республике.

    Для мобилизации всех наличных творческих сил вокруг задач послевоенного строительства Союз советских архитекторов Армении организовал в последние годы войны ряд конкурсов, из которых можно упомянуть конкурсы на составление проекта жилого дома городского типа (1944 г.), проектов родников-памятников (1944 г.), памятников героям Великой Отечественной войны (1945 г.) и другие.

    Таким образом, и в годы войны, когда советский народ в беспримерных битвах героически отстаивал свободу и независимость родной земли, осуществлял свою великую освободительную миссию, — творческая, созидательная работа не прекращалась.

    В тяжелых условиях военного времени продолжала развиваться и достигла новых успехов (национальная по форме, социалистическая но содержанию архитектура, выражающая средствами своего искусства высокие идеи советского патриотизма.


    Источник информации: книга «Архитектура Советской Армении. Краткий очерк». Арутюнян В.М., Оганесян К.Л. Издательство Академии Наук Армянской ССР. Ереван, 1955 г.

    В начало



    Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос