Строительство общественных зданий с применением сборного унифицированного железобетонного каркаса

Дата публикации или обновления 26.11.2019

В условиях большого развития строительства жилых районов возникает необходимость широкого применения единой унифицированной архитектурно-планировочной и конструктивной основы общественных здании, которая удовлетворяла бы разнообразным функциональным и эстетическим требованиям и позволяла бы возводить здания индустриальными методами.

Анализ различных проектных решений показал полную приемлемость, целесообразность и гибкость каркасно-панельной конструкции. Было установлено, что она позволяет решать самые разнообразные общественные здания с помощью одних и тех же конструктивных элементов Изготовление несущих элементов каркаса достаточно простое, оно освоено теперь по всей республике и не встречает трудностей, а благодаря развитию производстве стеновых панелей из легких бетонов стало возможным использовать их для ограждающих и несущих конструкций. Аренда опалубки спб для замоноличивания стыков колонн и ригелей позволяет существенно ускорить строительство.

Сборное каркасно-панельное строительство общественных зданий хорошо освоено строителями республики. Первый детский сад-ясли на 185 мест в каркасно-панельных конструкциях был построен в 1961 г. Вслед за этим были сданы в эксплуатацию школа на 964 учащихся и ряд других объектов.

Уже в 1963 г. около 36% всех общественных зданий, запроектированных Институтом проектирования городского строительства, строились в каркасно-панельных конструкциях. С тех пор темпы строительства полносборных каркасно-панельных зданий нарастали и к концу прошедшей пятилетки — в 1970 г.— достигли 73%, вытесняя традиционное по материалу трудоемкое кирпичное строительство. Массовое строительство самых разнообразных общественных зданий с применением сборного унифицированного железобетонного каркаса стало неотъемлемой чертой и характерной особенностью строительства.

В основном это школы и дошкольные учреждения, предприятия общественного питания, магазины, общественно-торговые и культурные центры, административно-хозяйственные здания, строящиеся как по типовым, так и по индивидуальным проектам.

Проектирование каркасно-панельных зданий по единой унифицированной системе ведется теперь во всех проектных организациях республики, а изготовление и особенно монтаж конструкций освоены повсеместно и не только в крупных городах, но и в сравнительно небольших населенных пунктах.

Важной чертой сборного каркасно-панельного строительства в республике является и то, что различные объекты гражданского строительства, а также вспомогательные здания промышленных предприятий (для которых составляются индивидуальные проекты) возводятся из тех же унифицированных железобетонных элементов и стеновых панелей, что и объекты, строящиеся по типовым проектам. Это — красивые современные здания, которые благодаря своему пластическому архитектурному решению удачно сочетаются как с жилой застройкой, так и с цехами промышленных зданий.

Конструктивной и планировочной основой всех зданий является сборный железобетонный рамный каркас с сеткой колонн 6X6 м и 6X3 м; единая высота этажа от пола до по/а — 3,3 м и 4,2 м, полосовые стеновые панели из ячеистого бетона.

Для массового строительства 1—5-этажных общественных зданий применяется совмещенный сварной стык ригелей и колонн с платформенным опиранием ригелей на оголовники колонн. Для строительства зданий высотой более пяти этажей применяется совмещенный замоноличенный стык колонн и ригелей.

Все конструктивные элементы каркасных зданий — сборные. Стаканные фундаменты, колонны бесконсольного типа, ригели, связевые панели, панели перекрытий, лестничные марши и площадки, элементы крыши и стеновые панели и другие элементы изготовляются на заводах ЖБК республики при максимальной заводской готовности, с требуемой фактурой. Общее число типоразмеров унифицированных сборных железобетонных элементов, каркасно-панельных общественных зданий составляет 43, наружных стеновых панелей и простенков 23.

Проекты каркасно-панельных зданий, разработанные в 1962—1970 гг., свидетельствуют о том, что по рабочей и полезной площади, а также строительной кубатуре на одно место эти здания не уступают кирпичным. Это доказывает, что «жесткость» планировки, вызванная сеткой колонн каркаса 6X6 м, не является препятствием для разработки экономических решений.

Каркасно-панельные здания в 2—3 раза легче кирпичных. Так, если вес 1 м3 кирпичного здания школы или детского сада равен 400—600 кг, то вес 1 мя каркасно-панельного здания составляет 200—300 кг.

Расход стали на 1 м3 каркасно-панельных зданий массового строительства составляет в среднем 6,3 кг, расход бетона 0,173 м3.

В результате перехода на массовое полносборное каркасно-панельное строительство гражданских зданий значительно сократились трудозатраты на строительство. Так, если при строительстве кирпичных зданий расчетные трудозатраты составляют в среднем 0,95—1,15 чел.-дней на 1 м3 здания, то при строительстве каркасно-панельных лишь 0,5—0,6 чел.-дней. В связи с этим значительно сокращается продолжительность строительства. Кроме того, высвобождаются рабочие руки, которые могут быть использованы в других отраслях народного хозяйства.

Большое значение в индустриализации строительства общественных каркасно-панельных зданий, наряду со сборностью и механизацией, имеет поточный метод ведения работ. Разработка и применение в практике строительства поточных методов монтажа зданий были осуществлены организациями Министерства строительства республики. Результаты работ по монтажу первого в республике каркасно-панельного здания детского сада-яслей, возведенного поточным методом непосредственно с транспортных средств, подтвердили преимущества примененного метода монтажа: двухэтажное здание с объемом сборного железобетона 524 м3 было смонтировано за 21 день (против нормативного времени 45 дней).

Опыт монтажа этого детсада-яслей и проект организации работ легли в основу эталона, по которому были смонтированы поточным методом с транспортных средств еще ряд таких детсадов-яслей. В настоящее время таким, методом ведется монтаж школ и других общественных и культурно-бытовых зданий, в том числе и многоэтажных. Опыт строительства зданий в полносборных каркасно-панельных конструкциях показал возможность резко повысить производительность труда в строительстве и увеличить заработки рабочих.

Трудно переоценить важность, целесообразность и экономический эффект строительства общественных зданий с применением сборного унифицированного железобетонного каркаса. Ко как в каждом новом деле, и здесь имеются свои узкие места и нерешенные вопросы. Это наличие в каркасе двух разных по своему решению уз/ов: сварных — для зданий до 5 этажей УК-1 и замоноличиваемых — для зданий выше 5 этажей — УК-2.

Применение узла УК-2 вызывает определенные трудности. Так, при монтаже без замоноличивания нельзя монтировать следующий этаж, что создает большие неудобства в зимнее время.

Для устранения этих недостатков в последнее время ужо проведено испытание двух новых узлов для зданий с повышенной этажностью. Эти узлы требуют меньше трудозатрат и позволят монтировать последующие этажи без замоноличивания узлов.

Эти узлы намечено проверить в строительстве конкретных объектов. Выявив их достоинства и недостатки, можно будет отобрать оптимальные решения для массового применения. В ближайшее время будет решен вопрос введения конструктивных шагов каркаса 4,5 и 9,0 м, что позволит перейти к более универсальному и рациональному решению каркасно-панельных зданий. Решается вопрос универсальности каркаса по отношению высоты этажа (2,8; 3,3; 3,6; 4,2 м).

С использованием материалов журнала «Архитектура СССР», № 3 1972 г.

В начало



Как вылечить псориаз, витилиго, нейродермит, экзему, остановить выпадение волос